28.02.2015 Б.САФАРОВ
В законопроекте "Об обращениях граждан" есть свои плюсы и минусы, заявил в беседе с echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
Отметим, что данный законопроект включен в повестку дня очередного пленарного заседания Милли меджлиса, который состоится 6 марта. Об этом сообщил Report руководитель пресс-службы ММ Акиф Тевеккюльоглу.
Напомним, что согласно данному законопроекту, в Азербайджане предлагается рассматривать анонимные и коллективные обращения граждан.
Ранее председатель комитета Рабият Асланова отметила, что новый законопроект является полностью обновленной версией закона, принятого в 1997 году.
Согласно новому законопроекту, если раньше рассматривались обращения граждан в виде предложений, заявлений и жалоб, то теперь этот список предлагается расширить и включить обращения, направленные в электронной, устной, письменной формах, а также анонимные и коллективные обращения и обращения, сделанные посредством телевидения и радио.
Помимо этого глава комитета отметила, что после вступления закона в силу все соответствующие структуры будут ответственны за рассмотрение перечисленных обращений, нарушение закона будет преследоваться по статьям Уголовного кодекса и Кодекса административных правонарушений (Trend).
В свою очередь глава ПЦА Э.Зейналов напомнил о том, что ранее могли быть созданы препятствия для обращений, к примеру, в местах лишения свободы.
"Когда кто-либо когда-либо пытался пожаловаться на тюремное начальство, либо по уголовному делу, по каким-то соображениям тюремная цензура не пропускала подобные обращения. Или же, если присмотреться к СМИ, то можно заметить. Очень мало писем от военнослужащих.
К примеру, писем американских солдат, воюющих в Афганистане и других странах, в прессе очень много. Как и фотографий. А от наших солдат очень мало. Почему? Потому что из армии очень сложно послать такое письмо, даже безобидное", - пояснил он echo.az.
Это, как считает эксперт, связано с тем, что существуют проблемы с цензурой, пониманием чиновников пределов критики, и так далее.
Помимо этого Э.Зейналов напомнил о вводе концепции электронного правительства. "И это также вошло в конфликт в практике рассмотрения обращений граждан. Так как анонимные заявления и обращения не принимаются к рассмотрению.
Анонимными считаются все те обращения, которые не подписаны рукой гражданина. То есть, если там стоит электронная подпись, либо обращение направлено с E-mail, по определениям старого закона считается анонимным. И понятие электронной идентификации автора там вообще не упоминается.
Очень часто и наши электронные письма игнорировались. Посылаешь письма на электронный адрес или web-сайт министерства - и тишина. Реакции никакой. В этом плане новый закон может улучшить ситуацию, модернизировать восприятие чиновниками порядка обращения", - считает Э.Зейналов.
Однако негативный эффект, по словам главы ПЦА, может дать упоминание об анонимных обращениях. "Понятие анонимка из советского прошлого, когда чиновник хотел сделать чего-либо незаконное, он организовывал анонимные обращения граждан, а затем реагировал на это.
Кроме того, были случаи, когда кто-то кого-то хотел оклеветать, и это делалось с помощью анонимных обращений.
Тот подход, который принят в старом законе, четкий. Анонимные обращения и заявления не должны приниматься. Это правильно.
Вопрос в том, что подразумевается под анонимностью. Если, к примеру, взять нынешнюю ситуацию, сейчас все, что не подписано рукой гражданина, считается анонимкой. Но это устаревший подход, и это нуждается в обновлении", - заключил Э.Зейналов.
Аналогичные законы несколько лет действуют в Беларуси, Украине, России, Кыргызстане. Согласно сообщению БЕЛТА, в Беларуси электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя.
Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в Интернете.
Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений.
При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет.
Установлены требования к содержанию ответов на электронные обращения. В частности, в ответах должны быть указаны фамилия, имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения.
Таким образом, теперь не требуется сканирования бланка или подписи лица, уполномоченного на подписание ответов на обращения.
Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием, в проведении которого также есть изменения.
В частности, предусматривается возможность применения технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки). Их использование допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием.
Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение.