говорит завотделом аппарата президента Али Гасанов
Ш. Мурсалоглу
Вступление Азербайджана в Совет Европы было главной темой вчерашней — пресс-конференции в штаб-квартире правящей партии "Ени Азербайджан” заведующего общественно-политическим отделом аппарата президента Али Гасанова.
Отметив, что путь страны в семью европейских стран был трудным, Гасанов отметил, что наряду со всеми ветвями власти Азербайджана важную роль в этом процессе сыграли и средства массовой информации. И несмотря на то, что, по его мнению, подчас некоторые враждебные силы использовали прессу в прямо противоположных целях, Али Гасанов на СМИ не обижен: он считает, что в стране действует свобода слова и плюрализм мнений. Завотделом АП сказал, что Парламентская ассамблея СЕ - главный "принимающий" страну орган. Кроме того, в сентябре состоится заседание Совета министров СЕ, и если и его вердикт будет положительным, то президент Азербайджана посетит Страсбург, где примет участие в церемонии поднятия нашего флага.
Говоря о проблеме политзаключенных, он отметил, что отношение к ней сегодня в Азербайджане очень противоречивое. Нет единой точки зрения относительно того, какие критерии применять при их определении. Али Гасанов уверен в необходимости тщательной проверки списка из 600 политзаключенных, представленного в Совет Европы директором Правозащитного центра Эльдаром Зейналовым. «Он еще не стесняется говорить, что это не все, будут новые списки. По имеющимся у меня данным, определение списка политзаключенных вообще превратилось в торг, на котором зарабатываются деньги”, - заявил член руководства ПЕА.
По его словам, на прошедшем недавно у Гейдара Алиева совещании рассматривался этот список и выяснилось, что 265 человек из него уже амнистированы, причем в период с 1996 по 1998 годы. Относительно еще 60-70 имен оказалось, что такие люди вообще не сидят в азербайджанских тюрьмах. "Тем не менее мы взяли на себя обязательства перед СЕ и намерены их выполнить. Дела всех, кто считается политзаключенными, будут тщательно рассмотрены”, - отметил А.Гасанов. [*]
Завотделом президентской администрации положительно оценили роль некоторых оппозиционных партий в вопросе принятия Азербайджана в СЕ. По его словам, когда появились проблемы с правовым комитетом Евросовета, власти обратились с просьбой о содействии к оппозиционным партиям. "К счастью, Социал-демократическая и ряд других партий и неправительственных организаций откликнулись - они направили множество писем в европейские структуры с просьбой принять Азербайджан. К сожалению, были и те, кто сделал все, чтобы нас туда не приняли. Они так и не поняли, что вступление Азербайджана в Совет Европы — это общенациональная проблема ине имеет отношения к борьбе властей и оппозиции”, - считает он.
Комментируя внутриполитическую ситуацию, Али Гасанов заявил, что по его субъективному мнению, по мере приближения выборов, как со стороны властей, так и со стороны оппозиции будут предприняты шаги для снятия напряженности. "Все мы заинтересованы в том, чтобы парламентские выборы состоялись. Вместе с тем, при формировании ЦИК опущена несправедливость. ЕА; которая имеет 72 человека в Милли меджлисе получила столько же мест, сколько и партии, имеющие по 3-4 человека. Я считаю этот закон очень несправедливым, но мы пошли на компромисс и приняли его", - сказал Гасанов. Он также выразил надежду, что будущие парламенты не будут избираться по этой системе. На вопрос, когда "Ени Азербайджан” обнародует список своих кандидатов в Центризбирком, А.Гасанов ответил, что внутри партии уже обсуждены конкретные кандидатуры и представлены президенту.
Конкретных имен он не назвал, так как Гейдар Алиев еще не утвердил этот список. Неожиданно завотделом АП раскритиковал оппозицию: "Вы видели какой базар был в оппозиции из-за безобидного определения кандидатов в ЦИК. А теперь представьте, что будет, если им придется делить пост президента”.
Интересно, что Али Гасанов не исключил вероятности того, что перед выборами начнется диалог между властями и оппозицией. "Тема диалога остается в силе. Более того, власти против напряженных отношений с оппозицией”, - подчеркнул он. На вопрос, кто возглавит пропорциональный список ПЕА, последовал уклончивый ответ - "кто-то из лидеров партии”. В то же время он сообщил, что сын президента Ильхам Алиев, как и ряд других руководителей ПЕА, скорее всего, будет баллотироваться в парламент по мажоритарной системе.
Газ. «Зеркало», № 122, 1.07.2000 г.
[*] Никакого «списка Эльдара Зейналова», якобы представленного в ПАСЕ в канун обсуждения членства Азербайджана в Совете Европы (лето 2000 г.), на самом деле представлено не было. Был список примерно 600 политзаключенных, подготовленный и опубликованный ПЦА в интернете в 1998 г. и к моменту дискуссии уже изрядно устаревший. Нидерландский депутат ПАСЕ Эрик Юргенс по собственной инициативе выгрузил его и предложил ПАСЕ рассмотреть вопрос освобождения этих людей. Этот список в ПАСЕ обычно называли «списком Юргенса», а в Азербайджане предпочитали называть «списком Эльдара Зейналова».
Список изначально был назван «неполным», потому что, даже по официальным данным, по одному только «делу ОПОНовцев» о попытке госпереворота в марте 1995 г. были арестованы более 500 человек. А были еще крупные группы арестованных в связи со сменой власти в 1993 г. («фронтовцы»), октябрьскими событиями 1994 г. («суретовцы») и т. д. Неполнота и неточности в этом списке были естественным результатом закрытости судебных процессов для публики, существования политической цензуры, страха членов семей и адвокатов обращаться к правозащитникам из-за боязни репрессий.
Отзвуки этой истории можно видеть, например, в отчете Жоржа Клерфайта - докладчика по Азербайджану Комитета по правовым вопросам и правам человека (Doc. 9310, 11 января 2002 г., особенно пар.32-55), где он констатировал, что ПАСЕ «не может рассчитывать на сотрудничество властей в составлении списка политических заключенных», т. к. их наличие вообще отрицается, что неправительственные организации не смогли согласовать общий список. Получаемые ПАСЕ списки политзаключенных сильно отличались, поскольку группы, которые их представляли разные политические направления и разные группы оппозиции.
Вот почему Клерфайт и его комитет «все время считал предпочтительным взять за основу наиболее обширный список, то есть тот, который был составлен «Правозащитным центром Азербайджана» (возглавляемым г-ном Эльдаром Зейналовым), который в течение 2000 г., содержал более 800 имен». Этот список не был секретным и публиковался в течение 2000 г. в различных газетах, благо, цензуры уже не было. Перед вступлением в СЕ, власти освободили 87 человек из этого списка, после чего он содержал уже 716 имен (он обычно известен как «список 716-ти»).
Этот список приняли в штыки и власти, и оппозиция, и НПО, которые хотели видеть в нем только представителей своего политического оттенка. В качестве примера реакции оппозиции можно упомянуть тот факт, что уже после вступления в СЕ и принятия «списка 716-ти» в качестве рабочего, оппозиционные политические партии, представленные в парламенте, летом 2001 года направили совместное письмо, в котором говорилось, что, по их мнению, только 52 человека могут считаться политическими заключенными (т.е в 14 раз меньше).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.