четверг, 31 декабря 1998 г.

Все бурлит, ничего не меняется

Текущая осень в Азербайджане оказалась, пожалуй, самым насыщенным событиями сезоном 1998 г.. Состоялись президентские выборы, сделаны необычные предложения по решению застарелого Карабахского конфликта, бурная борьба разгорелась вокруг маршрута основного экспортного трубопровода для каспийской нефти. Основное же, что объединяет все эти события - это то, что все эти бури ничего, по сути, не изменили. Президент страны остался тем же, стороны Карабахского конфликта опять ни о чем не договорились, да и с каспийской «трубой» так и не определилось, кто же все-таки будет оплачивать предложенный дорогостоящий проект.

Президентские выборы

11 октября 1998 г. состоялись выборы президента республики. В отличие от предыдущих выборов 1993 г., нынешние были срежиссированы гораздо лучше.

Прежде всего, был обеспечен конечный результат. Один из кандидатов— действующий президент страны Г. Алиев— своим указом назначил подавляющее большинство членов Центральной Избирательной Комиссии (ЦИК). Возглавил ее бывший министр внутренних дел Д. Велиев, с именем которого были связаны грубые нарушения избирательного законодательства во время парламентских выборов 1995 г. Перед выборами был, наконец, создан и Конституционный Суд, призванный, помимо прочего, рассматривать претензии проигравших кандидатов в президенты—его состав был полностью назначен тем же Г. Алиевым.

После этого были сделаны шаги по созданию демократического антуража. Были зарегистрированы альтернативные кандидаты, большинство которых даже не скрывало ни своих симпатий к президенту, ни пессимизма в отношении своих шансов. Оппозиции были предложены оставшиеся несколько мест в ЦИК. Впервые за пять лет состоялся диалог властей с оппозицией, после чего на окраине города было отведено место для митингов. Была отменена одряхлевшая цензура, давно уже бесполезная после того, как в 1997 г. закон "О государственной тайне“ вывел тему прав человека и злоупотреблений властью из числа секретных. Уголовное законодательство отказалось от смертной казни, которая и так не применялась с 1993 г.

Специальным указом президента в Азербайджан были приглашены международные наблюдатели. При этом в противовес радикально настроенным делегациям Международного Республиканского Института США и Национального Демократического Института США в Азербайджан специальным рейсом были доставлены по несколько членов тех же Республиканской и Демократической партий США, которые дали противоположные заключения. Наряду с миссией наблюдателей ОБСЕ в Азербайджан были приглашены наблюдатели Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Параллельно с оппозиционным Движением за выборную реформу и демократические выборы (SIDSUH) проправительственными партиями был создан Центр за Демократические Выборы (DSM), которому, в отличие от SIDSUH, удалось без проблем зарегистрироваться в Министерстве юстиции.

Радикальная оппозиция, так и не сумевшая выдвинуть единого кандидата в президенты, тем самым поставила крест на возможности серьезной конкуренции с Г. Алиевым. Принятое ею решение о бойкоте выборов ввиду отказа президента переформировать ЦИК с введением в него половины членов от оппозиции, а также перенести срок выборов (последнее было бы нарушением действующей Конституции) было дипломатическим оформлением этого факта. Бойкот лишил оппозицию возможности контролировать ход выборов. На руку властям сыграли и беспорядки в ходе несанкционированного митинга в центре города 12 сентября, а также широко растиражированный правительственной печатью план дестабилизации обстановки, написанный в духе польской "Солидарности" и якобы разработанный Аналитическим центром оппозиционной Партии Народный Фронт Азербайджана.

Выборы прошли без особых эксцессов, хотя представители трех из пяти кандидатов - Э. Мамедова, Н.Сулейманова и А.Мехдиева - в ходе предвыборной кампании зафиксировали тысячи нарушений. Однако международных наблюдателей уже не выталкивали с участков, да и полиция не оказывала давления на избирателей.

Основные нарушения, как и предполагалось, произошли при подсчете голосов. Визуальный подсчет альтернативных наблюдателей показал, что Г. Алиев набрал от 59 до 61% голосов, а его ближайший соперник Э. Мамедов—порядка 30-35%. По старому законодательству этого было бы достаточно для победы Г. Алиева, однако по новому закону для победы в первом туре необходимо было уже две трети голосов. Ввиду этого Э. Мамедов рассчитывал на второй тур, в ходе которого он имел шанс получить поддержку как сторонников Н. Сулейманова и А. Мехдиева, так и "бойкотистов”. Однако еще до окончания подсчета Г. Алиев объявил себя победителем, набравшим 75% голосов. Эта цифра была затем послушно продублирована и ЦИК. Как и предполагалось, из 24 членов ЦИК 20 проголосовали “за”, трое "против", один "воздержался’. Среди голосовавших против и воздержавшихся были представители кандидатов в президенты Э. Мамедова и А. Мехтиева. Представленные тысячи протоколов о правонарушениях, равно как и отчеты миссий международных наблюдателей, даже не стали рассматриваться ЦИК, а жалобы проигравших кандидатов были отвергнуты Конституционным Судом.

После этого прошла инаугурация Г. Алиева на второй срок, в которой приняли участие послы всех супердержав, аккредитованные в Азербайджане. Прессой было отмечено, что Генеральный Секретарь ООН Коффи Аннан поздравил Г. Алиева еще за два дня до инаугурации. На этом можно было бы поставить точку, однако необходимо отметить, что в настоящее время 29 оппозиционных партий все еще не признали легитимность Г. Алиева как президента, образовав Большое Объединение за Демократию (DUBB). В настоящее время они проводят серию митингов и шествий протеста, чаще всего несанкционированных, и развернули антипрезидентскую кампанию в газетах. Власти отвечают жестокими избиениями демонстрантов и возбуждением уголовных дел, что значительно облегчилось с отъездом иностранных наблюдателей и снижением международного внимания к внутриполитическим событиям в Азербайджане.

Новая идея ОБСЕ: объединиться и жить дружно

Копилка идей по разрешению длящегося с февраля 1988 г. армяно-азербайджанского (Карабахского) конфликта за десять лет уже пополнилась идеями “статус-кво” (восстановления — Нагорно-Карабахской автономной области), "миацума" (присоединения к Армении), “независимости” (создания второго армянского государства вне Азербайджана), предполагается, будут составлять Азербаиджан и Карабах. Отношения между этими двумя единицами будут регулироваться договором, который и должен стать предметом переговоров. Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Ю. Юкалов в качестве прототипа привел идею общего государства, на основе которой велись переговоры между Молдавией и Приднестровьем, упомянув, что тот же термин существует и в переговорах между Абхазией и Грузией. “Мы здесь не изобретаем что-то абсолютно новое, другое дело, что мы впервые попытались наполнить это понятие конкретным содержанием", — заявил Ю. Юкалов.

Ввиду того, что принципы самого договора заранее не оговариваются, эта “неконвенциональная" идея была принята армянской стороной в качестве основы для возобновления переговоров.

В то же время президент АР Г. Алиев отверг предложение ОБСЕ как "абсурд", заявив, что "территориальная целостность АР должна быть соблюдена международными организациями, и не формально, а практически". Это означает приглашение вернуться к разработанному на Лиссабонском саммите тоя же ОБСЕ (1996) заявлению, поддерживающему принцип территориальной целостности АР наряду с требованием высокого статуса автономии Нагорного Карабаха.

Азербайджан насторожило, что "общее государство является формой признания независимости Нагорного Карабаха, что оставляет для него открытым выход из АР и пресловутый миацум”.

Таким образом, вопрос о возобновлении переговоров вновь повис в воздухе. Не исключено, что какой-то импульс может быть дан в начале декабря 1998 г. в Осло, где состоится заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ, на котором участники встречи обсудят вопрос урегулирования Карабахского конфликта.

Чьи деньги вылетят в нефтяную трубу?

Азербайджан богат самыми разнообразными ресурсами. Однако одним из существенных факторов геополитики изначально являлась азербайджанская нефть. Нефтяные компании США и Великобритании получили наибольшую долю в подписанном в сентябре 1994 г. нефтяном “контракте века“. Обделенные Россия и особенно Иран в качестве рычага противодействия выбрали проблему деления Каспия, настаивая на его морском статусе. В этом случае прибрежные страны имеют суверенитет лишь над узкой полосой территориальных вод, в то время как остальное пространство находится в общем пользовании. При этом азербайджанские месторождения попадают в международные воды, и суверенитет над ними становится проблематичным. Однако позиция России изменчива. Так, подписанный Россией с Казахстаном договор предусматривает деление дна по срединной линии (по озерному типу), а водной толщи - по морскому типу.

С контролем над каспийской нефтью связана и проблема основного экспортного нефтепровода (ОЭТ). Существовавший в советское время нефтепровод соединял терминалы в Баку с нефтеперерабатывающими предприятиями в Чечне. Естественно, что после боевых действий в Чечне этот вариант представляется не только небезопасным, но и тупиковым - чеченская нефтяная промышленность разрушена и в принципе неспособна переработать "большую нефть", а главное, Чечня находится в фактической блокаде. Существующий северный вариант трубопровода соединяет старый трубопровод в обход Чечни с нефтяным терминалом в Новороссийске. Будучи наиболее дешевым, он уже начал эксплуатироваться в 1998 г. и принес десятки миллионов долларов прибыли Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании. Однако с самого начала он рассматривался как временный ввиду низкой пропускной способности и прохождения через конфликтные зоны. Неявно просматривалось и давление западных партнеров, недовольных тем, что экспортная "труба" находится под контролем Россини.

«Джейханский» вариант предусматривает прохождение ОЭТ в обход конфликт ривает, что нефть будет перевозиться танкерами от Супсы через проливы. Джейханский вариант критикуют за дороговизну (около $1,8 млрд.). К тому же есть мнение, что он также не является безопасным. Некоторые заявления лидеров армян Нагорного Карабаха прямо свидетельствуют об иллюзорности безопасности этого маршрута, одна из точек которого пройдет всего в 35 км от территорий, контролируемых армянскими вооруженными формированиями. Кроме того, возможны диверсии против ОЭТ в Турции, где продолжается партизанская война курдов против центрального правительства.

С борьбой за обладание нефтяными ресурсами связывают не только проблему деления Каспия, но и ряд попыток государственных переворотов. Одной из таких попыток, происшедшей в октябре 1994 г., всего через пару недель после подписания "контракта века“, руководил ориентированный на Россию экс-премьер С. Гусейнов. Следующая попытка, в марте 1995 г., если верить заявлениям официальных лиц, инспирировалась турецким дипломатом. Наконец, в октябре 1998 г. в районе трассы будущего нефтепровода Баку-Супса в Грузии произошла неудачная попытка государственного переворота.

Если Россия настаивает на северном варианте - по Северному Кавказу до Новороссийска, с выходом на терминалы Черного моря, то США и Турция обосновывают южный вариант - через Грузию и Турцию в Джейхан на берегу Средиземного моря.

Нефтяной консорциум, похоже, пока не намерен оплачивать дорогостоящий Джейханский проект, удовлетворяясь 6олее коротким маршрутом через Грузию в обход России. Однако на нефтяные компании оказывается беспрецедентное давление. Турция готова даже пойти на закрытие своих проливов для танкеров из «экологических» соображений. А 29 октября 1998 г. лидеры Турции, Азербайджана, Казахстана, Грузии и Узбекистана, а также министр энергетики США подписали т.н. «Анкарскую декларацию» в поддержку маршрута Баку-Джейхан.

Э. Зейналов

Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - Бюллетень, декабрь 1998, с.69-72.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.