четверг, 12 мая 2016 г.

Генсек СЕ перечислил проблемы с правами человека в Азербайджане


Он собирается провести собственное расследование

12.05.2016   
Э.ЗЕЙНАЛОВ, директор Правозащитного центра Азербайджана 

Генеральный Секретарь Совета Европы Торнбьорн Ягланд опубликовал свой ежегодный доклад «Положение с демократией, правами человека и верховенством закона», охватывающий все страны Европы, кроме Беларуси. В целом, доклад является компиляцией принятых в 2015 году документов таких структур СЕ, как Уполномоченный СЕ по правам человека (УПЧ), Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), Комитет Министров Совета Европы (КМСЕ).

В 104-страничном документе нашлось место и мнению Генсека о состоянии дел в Азербайджане.

В частности, в разделе, посвященном безопасности журналистов, цитируется декабрьское заявление КМСЕ о «произвольном применении уголовного законодательства для ограничения свободы выражения мнения». В этой связи упоминаются невыполненные страной решения ЕСПЧ по делам журналистов Махмудова, Агазаде и Фатуллаева, и обеспокоенность Генсека делом журналистки Хадиджи Исмаиловой.

Азербайджан упомянут в «небольшом, но существенном» списке стран-членов СЕ, где «государство контролирует большинство изданий и цензурирует их содержание». Так, некоторые страны приняли «политику, направленную на усиление контроля над онлайновым содержанием для пресечения распространения запрещенных материалов». Помимо Азербайджана, это относится и к таким странам, как Россия, Турция, Молдова и соседняя Армения.

Т.Ягланд коснулся Азербайджана и в разделе, посвященном свободе собраний. В частности, он сослался на мнение УПЧ, что существующая в стране система уведомления о массовых собраниях должна быть приведена в соответствие с европейскими стандартами. Закон о собраниях в Азербайджане похож на турецкий. В нем при рассмотрении вопроса о разрешении собрания тоже не берется в расчет, является ли собрание мирным и представляет ли оно угрозу общественному порядку.

В качестве частых проблем в Азербайджане, УПЧ упоминает запрет демонстраций в центральной, более доступной части городов, а также использование силы для разгона демонстраций, вплоть до арестов и в некоторых случаях – жестоких приговоров. УПЧ обеспокоен ужесточением штрафов и использованием административного заключения, а также жалобами на «неисполнение положенных процессуальных стандартов» в судах против участников несанкционированных демонстраций. В трех постановлениях Евросуда было найдено нарушение Европейской Конвенции по Правам  Человека (ЕКПЧ) при использовании чрезмерной силы правоохранительными органами против заявителей во время демонстраций.

В Азербайджане, Турции и Украине журналисты и медики были жертвами применения излишней силы, несмотря на то, что они легко распознаются по одежде. В качестве примера Генсек привел дело Наджафли против Азербайджана, касающееся избиения журналиста во время несанционированной демонстрации в Баку. Впрочем, проблемы с быстрым и добросовестным проведением следствия по таким делам и наказания виновных полицейских существуют не только в Азербайджане, но и в Турции, России, Грузии, Испании и Польше.

Ссылаясь на решения ЕСПЧ против Азербайджана, Генсек отметил проблемы и в осуществлении свободы объединений. В частности, в вопросе роспуска объединений закон «О неправительственных организациях» (НПО) сформулирован в слишком общих терминах, что позволяет расширительно его толковать - например, в том, что составляет «религиозная деятельность».

В декабре 2013 г. были внесены поправки в несколько законов, относящихся к деятельности НПО. Они предоставили применение сформулированных слишком широко и неопределенно новых положений на широкое усмотрение правоохранительных органов. Обеспокоенная этим, ПАСЕ призвала власти Азербайджана пересмотреть закон о НПО в духе рекомендаций Венецианской Комиссии и создать обстановку, благоприятную для работы гражданского общества.

УПЧ отметил в отчете о поездке в Азербайджан, что НПО сталкиваются с проблемами, особенно в связи с ограничительным применением тех правил регистрации, которые могут вызвать длительные задержки или отсутствие каких-либо формальных решений о регистрации. Уполномоченный призвал власти облегчить требования по регистрации и «сделать в целом ее процесс, как и функционирование НПО, менее бюрократическим».

В некоторых случаях, на избранное число НПО накладывались дополнительные административные требования для регистрации в качестве юридических лиц, основанные исключительно на их предполагаемой или реальной деятельности. Впрочем, это характерно не только для Азербайджана, но и для Турции с Венгрией.

НПО встречают в своей деятельности такие препятствия, как законодательство, которое предусматривает правонарушения, наказуемые крупными штрафами, приостановку индекса налогоплательщика или замораживание банковского счета в случае не предоставления необходимой информации в государственный реестр юридических лиц или же работу без регистрации. Эти правонарушения были введены поправками 2013 г.

В отчете о своей поездке в Азербайджан, УПЧ упоминает мнение Венецианской Комиссии No. 636/2011 о том, что требования  об учреждении и регистрации местных филиалов и представителей международных НПО «будут проблематичны». Специальные меры, предпринятые в Азербайджане и России по разделению национальных и иностранных/международных НПО, экспертами сочтены «необоснованными».

УПЧ выразил обеспокоенность тем, что «принятие ограничительного законодательства часто сопровождается политическим дискурсом», имея в виду именно поправки 2013 года.
Обеспокоенность подавлением прав человека в Азербайджане выразила и ПАСЕ в Резолюции 2062 (2015). Ассамблея осудила то, что условия для работы НПО и правозащитников значительно ухудшились и некоторые выдающиеся и признанные правозащитники, активисты гражданского общества и журналисты оказались за решеткой. ПАСЕ обеспокоена отчетами правозащитников и международных НПО, подтвержденными и УПЧ, касающимися роста уголовного преследования против лидеров НПО, журналистов, адвокатов и других, кто выражает критические мнения.

Генсек СЕ коснулся и вопроса свободных и честных выборов. Так, БДИПЧ ОБСЕ отказалось посылать наблюдателей за выборами в Азербайджане. Этот шаг, в свою очередь, ограничил и масштаб миссии по наблюдению за выборами , в частности, оценку предвыборного периода. Нарушения правил наблюдения за выборами поднимает вопрос о честности процесса выборов в этой стране.

Проблемы доступа политических партий к СМИ, отсутствие независимости журналистов, случаи их преследования, прозрачность владения СМИ и несбалансированное отражение выборов в СМИ подрывает принцип равенства кандидатов и остается проблемой не только Азербайджана, но и Турции, Украины, Албании, Молдовы.

Эффективность парламентов как демократических институтов зависит от их способности служить площадкой для диалога между различными политическими силами. В Азербайджане и России, однако, этой функции вредит отсутствие плюралистического представительства, которое выражается затем в отсутствии настоящих обсуждений по принятию критически важного законодательства, которое поэтому может приниматься единогласно или почти единогласно.

В разделе о не дискриминации, Генсек СЕ отметил, что в странах-членах наблюдается общий рост расизма и нетерпимости. В ряде стран, включая Азербайджан, отсутствие независимой структуры, в чью компетенцию входило бы разбираться с дискриминацией и в публичном, и в частном секторе. Этот недостаток характерен и для таких стран, как Россия, Турция, Польша, Италия, Исландия, Армения и др.

Генсек подчеркнул, что 16 декабря 2015 г. он начал собственное расследование по соблюдению прав человека в Азербайджане на основании статьи 52 ЕКПЧ. Эта статья предусматривает, что «по получении просьбы от Генерального секретаря Совета Европы каждая Высокая Договаривающаяся Сторона представляет разъяснения относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает эффективное применение любого из положений настоящей Конвенции».

Отметим, что Статья 52 ЕКПЧ применяется крайне редко. С 1964 года ее применили всего 8 раз. Последними случаями были оценка ситуации с правами человека в Чечне (1999) и в Молдове (2002), а также деятельности ЦРУ США в Европе (2005). И хотя Азербайджан с Чечней конца 1990-х не сравнишь, но заинтересованный диалог по правам человека всегда на пользу обеим сторонам…

Эльдар Зейналов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.