четверг, 10 сентября 2020 г.

Последнее слово не за Комиссией по помилованию, а за Президентом

Правозащитник: Последнее слово не за Комиссией, которая только рекомендует или не рекомендует помилование конкретного человека, а за президентом, который подписывает распоряжение о помиловании

10 сентября, 2020

На днях, как известно, распоряжением главы государства был утвержден новый состав Комиссии по помилованию при президенте страны. Все эти имена есть в открытом доступе. Напомним, что прежним главой комиссии был Рамиз Мехтиев, а теперь вместо него назначен Самир Нуриев – нынешний глава президентской администрации.

О различных аспектах деятельности этой комиссии рассказал в интервью Пресс-клубу директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

– Насколько сильно изменился состав этой Комиссии? И важны ли эти изменения в условиях Азербайджана?

– Изменение состава Комиссии по помилованию мне лично говорит о том, что намечается очередное, и не маленькое помилование. [Эти люди давно потеряли свои должности, но никто не менял состав Комиссии - значит, сейчас есть в ней потребность... - Э.З.]

Что касается персоналий, то они подбираются не по каким-то особым душевным качествам, как часто думают, а по должностям: часть от исполнительной власти, часть от парламента, часть от «общественности» (общественных организаций, школ, творческих союзов и пр.).

Комиссию возглавляет (по должности) руководитель Администрации президента, секретарем является заведующая сектором по вопросам помилования отдела по работе с правоохранительными органами Администрации президента Азербайджана.

В нынешнем составе Комиссии «общественность» представляют Аллахшукюр Пашазаде (председатель Управления мусульман Кавказа), Рашад Меджидов (секретарь Союза писателей Азербайджана, член правления Совета прессы Азербайджана), Алимамед Нуриев  (руководитель Фонда исследований «Конституция»), Бейимханым Вердиева (руководитель Фонда «Хан Шушинский»), Мехрибан Велиева (директор лицея имени академика Зарифы Алиевой).

Если человек уходит с должности, то его место в комиссии занимает преемник. Персональные изменения в Комиссии в основном с этим и связаны.

– Может ли это как-то отразиться на частоте актов по помилованию, на качестве и количестве рассматриваемых обращений от заключенных и вообще, на улучшении работы этой Комиссии в целом?

– Я не думаю, что персональный состав Комиссии сильно влияет на ее загрузку прошениями. По большому счету, пошлет ли заключенный прошение в Комиссию напрямую или через кого-то из членов, не влияет на процедуру их обработки. Все прошения идут в секретариат, который запрашивает документы у администрации тюрьмы.

Кстати, чтобы не было злоупотреблений, прошения должны подаваться через администрацию пенитенциарного учреждения, которая заверяет подпись заключенного и отсылает прошение с сопроводительным письмом. Альтернативой является подача прошения через адвоката.

Последнее слово не за Комиссией, которая только рекомендует или не рекомендует помилование конкретного человека, а за президентом, который подписывает распоряжение о помиловании. Он же, в принципе, через руководителя Администрации устанавливает график встреч, обычно приуроченный к конкретным праздничным датам.

Члены Комиссии не могут собрать внеочередное заседание, не могут наложить вето на решение комиссии. То есть от конкретного члена Комиссии при вынесении решения мало что зависит. А преобладание в комиссии представителей властных структур делает ее работу управляемой. Это и понятно: Комиссия существует не сама по себе, а при президенте.

Поэтому так важно оказывать воздействие на работу Комиссии через формирование и выражение общественного мнения, высказывание каких-то полезных инициатив. Вспомним, например, как с началом пандемии общественность начала высказываться за освобождение из тюрем лиц старше 65. И около 180 человек в результате были помилованы.

Кроме того, «Положение о помиловании» включает возможность подачи не только прошений (от осужденного или адвоката), но и ходатайств от депутатов Милли меджлиса, уполномоченного по правам человека, Пенитенциарной службы, международной или неправительственной организации. Хотя порядок рассмотрения дела Комиссией такой же, но факт обращения омбудсмена, авторитетной международной организации или местной неправительственной организации часто сдвигает с места даже застарелые «камни» в проблемных делах.

Вспомним, что в последние годы распоряжения о помиловании часто начинаются с фразы «Рассмотрев адресованные президенту АР обращения ряда осужденных лиц, членов их семей, уполномоченного по правам человека, правозащитных организаций…»

– Есть ли какие-то ограничения, через которые члены Комиссии переступать не могут, а значит и качество ее работы улучшиться не в состоянии?

– Разумеется, в работе Комиссии есть традиции, которые не прописаны в «Положении», но чтутся. Например, не очень любят рекомендовать для помилования убийц, педофилов, террористов.

Есть и формальные препятствия для помилования, через которые обычно не переступают. Например, плохая характеристика, отсутствие раскаяния, невыплата долга потерпевшим, наличие невылеченного туберкулеза, наркозависимости или психического заболевания, и т. п.

– Защищена ли Комиссия от злоупотреблений?

– Как мы видим, от конкретного человека в Комиссии мало что зависит, чтобы он мог «пробить» помилование того или иного заключенного. Если большинство членов Комиссии будет против этого, такое решение не пройдет.

Тем не менее, лазейки есть. Одна связана с тем, что по «Положению», к прошению должны быть приложены сведения о соблюдении правил режима в учреждениях отбывания наказания, отношении к труду, образованию, поведении; о фактах, облегчающих и отягчающих наказание осужденного лица; о том, раскаивается ли осужденное лицо в совершенном деянии. Эти данные представляет Пенитенциарная служба Минюста, которая может серьезно подпортить характеристику заключенному.

Например, простой и, на наш взгляд, вполне безобидный факт, что человек предпочитает футболу чтение книг, может быть расценен как антиобщественное поведение, бойкот спортивных мероприятий и пр.

Кроме того, секретариатом Комиссии запрашиваются заключения Верховного суда и Генеральной прокуратуры о возможности помилования. И негативное мнение этих двух структур обычно блокирует помилование.

Так что, здесь есть коррупционный момент: человека могут парой фраз и обелить, и очернить. Поэтому, я склонен верить слухам, что, например, перед каждым помилованием, в этих структурах появляются родственники не только заключенных, но и потерпевших, и каждый лоббирует свои интересы.

Тут мы подходим к другому вопросу, где речь идет уже не о коррупции, а мошенничестве. Дело в том, что запрос из Комиссии в Пенитенциарную службу, Верховный суд и Генпрокуратуру о предоставлении тех или иных документов, каким бы конфиденциальным он не был, всегда где-то фиксируется. Имеющий доступ к этой информации составляет список кандидатур на помилование. Очевидно, что часть из них будет помилована, другая отклонена. Дальше включается т.н. «нархозовский вариант»: на семьи осужденных выходит какой-нибудь «жучок» и сообщает, что он связан с Комиссией по помилованию и может за определенную мзду помочь в положительном решении. Но это очень сложно, поэтому он, как честный человек, гарантирует «кэшбэк», если ему не удастся пробить помилование. Собрав деньги, «жучок» ждет результатов помилования, возвращает деньги тем, кому не повезло («Было невозможно: знаете как генпрокурор был против? Я ничего сделать не смог!..») и оставляет себе деньги от тех, кто был помилован. Родственники помилованного остаются в полной уверенности, что они купили ему свободу.

– При каких условиях прошение о помиловании, скорее всего, ожидает успех?

– Прежде всего, нужно серьезно отнестись к сбору документов, не превращать прошение в лотерею. На настроение Комиссии может повлиять участие в Карабахской войне, наличие наград, малолетних детей и инвалидов, положительный отзыв с последнего места работы и пр. Необходимо постараться выплатить гражданский иск по уголовному делу, заработать поощрения. Можно также обратиться к депутату от своего района, чтобы он помог ходатайством, попросить об этом же омбудсмена, общественные организации. При прочих равных условиях, прошение, подкрепленное такими документами, будет восприниматься Комиссией серьезней.

И еще: не надо ограничивать себя только обращениями в Комиссию по помилованию. После отбытия нужной части срока обращайтесь в районный суд по месту отбывания наказания, с просьбой об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким, пересмотре наказания, если оно изменилось в статье Уголовного кодекса, по которой человек осужден.

Рауф Оруджев

https://pressklub.az/56911/?lang=ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.