вторник, 5 ноября 2019 г.

В стране стало пропадать больше людей? - статистика и причины

5 НОЯБРЯ 2019 17:17 Новости-Азербайджан. 

В последнее время стало бросаться в глаза большое количество пропавших людей в Азербайджане. Редко бывает такой день, чтобы в СМИ не было новости об очередной пропажи, будь то женщины, часто с детьми, мужчины, юноши, девушки, дети, подростки или пожилые люди.

Так за последнюю неделю общественности стали известны 7 случаев пропажи людей. Среди них гражданка РФ, 50-летняя женщина,15-летняя девушка, 22-летняя уроженка Дагестана, житель Евлахского района, без вести пропавшие в Баку, 58-летний пастух, пропавший в Гейгеле, женщина с восьмилетней дочерью - в Шекинском районе.

Не на пустом же месте все эти публикации? Пресса всего лишь отражает реальную ситуацию и сухую статистику. А заявления о пропаже людей в Баку поступают в правоохранительные органы регулярно.

Редакция Новости-Азербайджан побеседовала с главой Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

- Каждый день мы сталкиваемся с новостями о пропаже людей, в том числе детей. Их количество действительно растет или просто в прессе стали об этом больше писать?

- Судя по доступной официальной статистике 2000-2017 гг., количество пропавших без вести в Азербайджане достигло максимума в 2006-2007 гг. (около 1500 человек в год), затем снизилось и с 2010 г. существенно не менялось, колеблясь между 887-940 человек. Так что число пропавших без вести не растет (хотя и не снижается).

Просто с развитием телекоммуникаций и соцсетей о пропавших стало проще писать, и о них пишут чаще. Иногда в соцсетях поднимают тревогу, даже если взрослый, самостоятельный человек ушел из дома и не появляется там всего пару дней. К сожалению, гораздо реже пишут о том, что человек нашелся сам или его нашла и вернула в семью полиция. Поэтому подспудно создается ощущение, что человек исчез навсегда.

На самом же деле большую часть пропавших (73-78%) находят. Так, в 2013 г. пропали 940, а нашлись 698 людей; в 2014 году - 926 и 709; в 2015 году - 887 и 652 (73%); в 2016 году - 929 и 712; в 2017 году - 914 и 710 соответственно. В случае детей, статистика выглядит даже лучше - там находят 86-92% детей. Так, в 2013 году пропали 156, нашелся 141 ребенок, в 2014 году - 142 и 128, в 2015 году - 116 и 100, в 2016 году - 129 и 119, в 2017 году - 105 и 94 соответственно.

Но печально, что при этом не находят каждого четвертого без вести пропавшего, и пропадает каждый десятый ребенок.

- Каковы причины этого явления?

- В каждом конкретном случае причины могут быть разными, в зависимости от возраста, пола, психического состояния пропавшего.

Например, нередко женщины сбегают из дома, если надоело домашнее насилие или не хотят насильной выдачи замуж. Старики иногда просто выйдут из дома погулять, и потом забывают дорогу домой или умирают от сердечного приступа. Должник убегает и прячется от кредитора, уголовный преступник - от полиции.

Есть и более экзотические причины. Так, недавно МВД сообщило о сотнях граждан, отправившихся воевать в Сирию и Ирак. Некоторые прихватили с собой жен и детей. Естественно, что это скрывается их родственниками.

Есть люди, с фиктивными документами выехавшие за границу и претендующие там на политическое убежище. Миграционные службы, естественно, не сообщают о них в Азербайджан.

Не исключено, что некоторых из пропавших могли "разобрать на запчасти", то есть использовать как донора человеческих органов. Но уж точно не людей в возрасте и не хронических больных. "Черные трансплантологи" у нас одно время действовали в Баку.

Но чаще всего, конечно, длительное отсутствие информации о человеке означает, к сожалению, его смерть. Люди летом тонут в море, зимой - замерзают на улице. Круглогодично умирают от сердечных приступов.

При этом есть такая проблема, как неопознанные трупы, которые хоронят на кладбищах у Волчьих ворот и в Говсанах. По неизвестной причине, число таких покойников засекречено, но это точно не один и не десять человек. Весьма вероятно, что среди них бывают и те наши сограждане, кто находится в розыске, но их не смогли опознать из-за высокой степени разложения, изувеченного или расчлененного состояния. Разумеется, в деле, заводимом полицией по каждому такому случаю, есть фотографии трупа, но при таком состоянии тела они мало чем помогут.

Например, несколько лет назад я читал о пожилом мужчине, который потерял в Баку двух своих сыновей - взрослых, но больных. Полиция поискала, но никого не нашла. А потом выяснилось, что они все же были найдены на территории Приморского бульвара, все это время числились неопознанными и были захоронены в общей могиле. Горе подкосило отца, и он тоже умер.

С похожей историей обращались и ко мне. Супруги-евреи решили переехать в США. Жена уехала, а муж временно задержался в Баку, чтобы продать квартиру и вещи. Через какое-то время он перестал отвечать на звонки, а родственников, через которых можно было его найти, в Баку у этой семьи не осталось. Когда жена приехала в Баку, она нашла пустую квартиру. Соседи ничего полезного не могли ей сообщить. Женщина, пожив в Баку некоторое время и безрезультатно поискав мужа, уехала, оставив в полиции заявление о его пропаже. Спустя длительное время с ней связались из полиции, сообщив, что нашли в архиве дело похожего покойника (утонувшего на бульваре), и прислали ей сделанное с расстояния фото лежащего мертвеца. Фото лица сблизи почему-то не сделали. Не сделали и анализа ДНК. В результате женщина мужа не опознала, но в полиции дело закрыли.

- А что можно было бы сделать, чтобы у нас не было неопознанных покойников?

- Необходимо брать анализы ДНК и использовать компьютерные программы для распознавания лиц. Это бы помогло в тех случаях, которые я описал: достаточно было бы сравнить ДНК родственников с ДНК неопознанного тела, чтобы идентифицировать даже сильно разложившееся тело.

Не исключено, что ситуация в этой области вскоре изменится. Так, в этом году уже начали проводить ДНК-идентификацию неопознанных останков военнослужащих, погибших в Карабахе. Непонятно только, почему при наличии современных технологий для этого потребовалось так много времени. А ведь каждый год пребывания останков в земле разрушает ДНК и затрудняет идентификацию наших сограждан.

Отмечу, что 80% из 3800 азербайджанцев, пропавших без вести в ходе Карабахского конфликта - военнослужащие. И при этом при военных госпиталях и в прифронтовой зоне существуют захоронения неопознанных военнослужащих и добровольцев, которые числятся без вести пропавшими. Есть могилы наших солдат и по ту сторону фронта. Необходима эксгумация останков и проведение тщательного опознания. Насколько я знаю, у родственников без вести пропавших уже начали брать образцы ДНК.

Если расстрелянного в 1956 году Мирджафара Багирова смогли идентифицировать таким образом, то велика вероятность, что опознают и останки людей, погибших 3-4 десятилетиями позже.

Наталья Гулиева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.