Ноябрь 13, 2017 20:16
С.АЛИЕВА
ВИЧ, СПИД… Эти страшные аббревиатуры относительно недавно вошли в лексикон человечества и, увы, до сих пор далеко не все люди по настоящему осознают всю опасность, которую таят в себе данные диагнозы.
Более того, в мире зародилось даже движение людей, отрицающих наличие диагнозов ВИЧ и СПИД. Участники движения — реальные люди, носители смертельного вируса. Они называют себя гордо — ВИЧ-диссидентами, врачи же зовут их отрицателями. Эти люди, вместо того чтобы принять свой диагноз, встать на учет и принимать антиретровирусную терапию (АРВТ), пытаются игнорировать само существование вируса. Они просто живут, женятся, рожают зараженных детей. Они ставят эксперименты, заразится ли человек от ВИЧ-положительного сексуального партнера. Для ВИЧ-диссидентов врачи — «убийцы в белых халатах» и «спидюки», таблетки — отрава, разговоры и публикации о СПИДе — всего лишь пропаганда, запудривающая мозг.
В Азербайджане также есть ВИЧ-инфицированные и СПИД больные, но есть ли в стране граждан, отрицающие данный диагноз, как поступать с родителями, запрещающими лечить своего больного ребенка?
Как отметил в беседе с Echo.az заведующий отделом мониторинга и оценки Республиканского центра по борьбе со СПИДом Натик Зульфугаров, к счастью, в Азербайджане данное движение не получило широкого распространения.
«В стране было всего 2-3 случая, когда родители не признавали, что у их ребенка ВИЧ-инфекция. Но даже, несмотря на их отрицательный настрой, нам удавалось переубедить их, после чего они давали свое разрешение на лечение детей. С такими случаями, когда родители напрочь отказались от оказания их больному ребенку помощи, мы, к счастью, в практике не сталкивались,» — сказал Зульфугаров.
«Да, действительно, до того момента, пока ребенок не достиг совершеннолетия за него принимают решения его родители, и они могут сказать, что отказываются от того, чтобы их ребенок проходил лечение, но это нарушение прав ребенка. В западных странах на ребенка нельзя даже накричать, так как он личность. А в случае отказа от лечения ВИЧ-инфекции речь идет о жизни ребенка, и это просто нельзя пускать на самотек», — отметил эксперт.
Кстати, по словам Н.Зульфугарова, на данный момент в Азербайджане насчитывается около 6 тысяч больных СПИДом.
Как заявила в беседе с Echo.az исполнительный директор неправительственной организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, в своей работе она ни разу не сталкивалась со случаями обнаружения СПИДа у детей и со СПИД-диссидентами, но она подчеркнула, что отказ взрослых от лечения ребенка — нарушение его прав.
«Очень большой проблемой является то, что многие в Азербайджане, особенно в регионах, даже не знают, что такое СПИД, и потому так важно просвещение. Необходимо говорить людям, что если они узнали об инфицировании родных или, скажем, соседей, то они должны объяснить им, что с этим можно жить, но при условии получения лечения. К счастью, в нашей стране немного детей, больных этим страшным заболеванием, поэтому проблема СПИД-диссидентства у нас не столь актуальна, как в некоторых других странах,» — сказала Ашумова.
«Но что-то схожее присуще родителям детей, страдающих от онкологических заболеваний. Они ошибочно полагают, что этот диагноз безнадежен и онкология неизлечима, а, значит, нет смысла что-то делать. Однако большинство родителей пытаются бороться за жизни своих детей до последнего, но в случае с онкобольными лечение часто бывает дорогим и долгим, и не все могут его себе позволить. Вообще, в Азербайджане к детям трепетное отношение, и обычно их семьи готовы сделать все, чтобы у тех была долгая и счастливая жизнь.
«Возвращаясь к диссидентам, хочется отметить, что в отечественном законодательстве говорится о том, что необходимо обеспечить право на здоровье, но сложно выявить и привлечь таких родителей к ответственности. Нужно узнавать у них причину их поведения, мотивы, с ними должны работать специалисты. Сейчас не то время, когда люди с ВИЧ-инфекцией/СПИдом умирали бы, и у них не было бы никакого шанса на жизнь. В современном мире при правильном лечении они могут жить долгой и полноценной жизнью», — резюмировала К.Ашумова.
В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов в беседе с Echo.az отметил, что с одной стороны понятна обеспокоенность носителей ВИЧ о последствиях лечения.
«Известно, что до сих пор ведутся споры о природе СПИД и некоторые анти-СПИД препараты, такие, как азидотимидин, сами могут разрушать иммунную систему наподобие химиотерапии при лечении рака. Но есть и уже проверенные за 35 лет способы облегчения состояния больных. По этой причине государство не должно быть наблюдателем, если речь идет о здоровье ребенка. Но в то же самое время переступить через волю родителей возможно исключительно в законном порядке, т.е. по решению суда. Кстати, медики уже сталкивались с похожей ситуацией в случае со «Свидетелями Иеговы», которые и сами отказываются от лечения путем переливания крови (гемотрансфузии), и запрещают делать это своим детям», — рассказал правозащитник.
По его словам, с правовой точки зрения дети считаются недееспособными, и сами не могут отказаться от переливания крови.
«Совсем иная ситуация, когда речь идет о взрослых. Совершеннолетние граждане имеют право отказаться от лечения, также взрослые, являющиеся законными представителями своих несовершеннолетних детей, могут решать за них многие вопросы. Однако за детей отвечает и государство, и в отдельных, хорошо обоснованных случаях, если позиция взрослых угрожает жизни, здоровью или развитию их ребенка, оно может вмешаться, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому в случаях, когда отказ от переливания крови или иных манипуляций может угрожать жизни ребенка, врачи могут обратиться в суд, оспорив решение взрослых, и лечить его против воли родителей или опекунов. Исключение составляют случаи, когда возможно альтернативное лечение — тогда суд может и отказать врачам. Очевидно, что тот же подход должен применяться и в случае с детьми СПИД-диссидентов», — подытожил Э.Зейналов.
Между тем стоит отметить, что в 2015 году до 39,8 миллиона человек в мире были заражены вирусом иммунного дефицита, а от СПИДа погибли 1,1 миллиона человек. Об этом говорится в докладе Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). Растущему риску заражения ВИЧ подвергаются молодые женщины в возрасте 15-24 лет. Согласно данным ЮНЭЙДС, среди погибших от СПИДа в 2015 году по всему миру начитывалось 110 тысяч детей в возрасте до 15 лет.
При этом среди инфицированных ВИЧ 1,8 миллиона — дети. По статистике программы ООН, в 2015 году вирусом иммунного дефицита заразились 2,1 миллиона человек, в том числе почти 150 тысяч детей.
Зачастую взрослые заражаются СПИДом по своей собственной вине, исключая, конечно, случаи переливания инфицированной крови или половых контактов с постоянным партнером, который не сказал им о том, что болен этой страшной болезнью.
Что касается детей, то ВИЧ-инфицированная женщина может родить, как неинфицированного ВИЧ, так и ВИЧ-инфицированного ребенка. Мировая статистика свидетельствует, что из 100 детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, в среднем заражаются ВИЧ 30% детей: из них 5 — 11% заражаются внутриутробно, 15% — при родах, 10% при грудном вскармливании; 70% детей не инфицируются ВИЧ.
http://ru.echo.az/?p=64475
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.