Содокладчиков Мониторингового комитета ПАСЕ заверили в том, что закон будет принят в ближайшее время
22.12.2012 Т.МАКСУТОВ, Н.АЛИЕВ
"Считаю, что Азербайджан должен принять закон "Об альтернативной службе". Да, это новшество для азербайджанского общества. Находясь в состоянии войны, Азербайджан очень долго изучал этот вопрос и непосредственно его реализацию. Думаю, что пришло время его принять, и принять в соответствии с мировыми стандартами. Но туда надо включить один пункт, который конкретно указывал бы, что закон приостанавливает действие во время военных действий. То есть, он может действовать в мирное время. Таким образом, никакого нарушения европейской практики мы не совершим. Еще раз повторю, я выступаю за принятие данного закона". Об этом "Эхо" заявил член комитета обороны и безопасности Милли меджлиса Айдын Мирзазаде.
Между тем, обнародован отчет, подготовленный содокладчиками мониторингового комитета ПАСЕ Джозефом Дебоно Грехом (Мальта) и Педро Аграмунтом (Испания) о соблюдении Азербайджаном обязательств, взятых перед Советом Европы. Отдельным пунктом в нем указано отсутствие закона об альтернативной службе. В частности, в нем говорится, что этот закон должен был быть принят Азербайджаном после вступления в Совет Европы. "Проект закона был подготовлен, и в 2006 году Венецианская комиссия высказала свое мнение на его счет, однако с тех пор он так и не был принят. Хотя альтернативная служба предусмотрена и Конституцией Азербайджана. Ранее власти Азербайджана объясняли это нерешенностью карабахского конфликта, однако во время последнего визита содокладчиков ПАСЕ в Азербайджан, они были заверены в том, что закон будет принят в самое ближайшее время", - говорится в докладе.
"Азербайджан взял на себя обязательство перед Советом Европы по применению альтернативной службы. Для того, чтобы нас на международном уровне воспринимали серьезным государством, которое выполняет взятые на себя обязательства, мы должны принять закон, - заявил "Эхо" военный эксперт, психолог Азад Исазаде. - Если мы не можем этого сделать, то должны обосновать это, но еще до момента подписания. А взять на себя обязательства и многие годы не выполнять - это минус имиджу государства".
Азад Исазаде отметил, что закон об альтернативной службе не имеет никакого отношения к боеспособности ВС Азербайджана. "Международная практика показывает, что альтернативной службой пользуются из тысячи призывников - 1-2 человека. Учитывая то, что человеческий ресурс призывников превышает потребности ВС, желающих воспользоваться альтернативной службой будет мизерное количество, и это никак не скажется на пополнении армии. Все равно желающие избежать службы в армии находят выходы. Но на сегодняшний день мы наблюдаем другую тенденцию. В силу того, что на госслужбу принимают только тех, кто имеет военный билет, часто молодые люди, даже имея какие-то небольшие проблемы со здоровьем, скрывают это, и идут в армию, чтобы в дальнейшем построить свою карьеру. То есть, помимо тех, кто хочет "откосить" от армии, появилась категория людей, которая хочет отслужить. Не потому что там хорошо, а потому что это необходимо для дальнейшей карьеры".
"В любом случае, количество людей, которые предпочитают альтернативную службу, не так велико. Во-первых, сроки альтернативной службы во многих странах значительно превышают сроки военной. Во-вторых, это не так легко, как может показаться. Это работа санитаром в доме престарелых, уход в интернате за тяжелобольными людьми. При этом, человек лишь отдает долг родине, но к примеру, на госслужбу уже поступить не может. Все зависит от того, для какой категории людей принимается закон. Альтернативная служба не предназначена для всех тех, кто не хочет служить в армии. Берутся определенные религиозные группы, чья вера не позволяет держать в руках оружие. Это могут быть сексуальные меньшинства, или, скажем, определенная социальная группа, пацифисты, которые по своим социальным взглядам служить не хотят. Вместе с тем, надо еще доказать, что ты пацифист, или относишься к какой-то религиозной группе. Однако, все они вместе составляют очень маленькую группу лиц, и к боеспособности армии это никакого отношения не имеет.
С другой стороны, какой смысл отправлять в армию, а потом на фронт пацифиста, если он не будет стрелять? Тогда он нанесет больше вреда боеспособности армии, нежели способно нанести его отсутствие вообще. Кроме того, эти люди все равно находят способы уклониться от военной службы. В Грузии, например, помимо альтернативной службы ввели официальную систему откупа. Ты платишь определенную сумму в бюджет, и в течение какого-то времени тебя не призывают в армию. За счет этих денег можно создать нормальные условия для тех ребят, которые служат. То есть, фактически, получается, что человек оплачивает службу другого. Деньги идут не в карман корумпированного чиновника, а в бюджет страны. Я не предлагают создать то же самое, но это тоже вариант. Поэтому считаю, что закон об альтернативной службе принимать уже пора", - заключил Азад Исазаде.
О необходимости принятия закона об альтернативной службе заявил и глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов. "В России, Грузии и даже Армении, стране находящейся в положении войны с нами, был принят закон об альтернативной службе. У нас часто приводят причину, что мы воюем с Арменией, нам нельзя принимать такой закон, а они также воюют с нами, и приняли. С нашей стороны это уже получается нелогично. Другое дело, религиозные меньшинства Армении недовольны этим законом, и отказываются от альтернативной службы. Но факт, что закон есть. Альтернативная служба и национальные меньшинства - это две темы, на которые Азербайджан, грубо говоря, "кинул" Совет Европы. Никаких возражений против них не было, и Азербайджан поставил свою подпись под ними. Они должны были быть выполненными в течение трех лет, до января 2004 года. И получается, что в течение восьми лет Азербайджан не выполняет обязательства по альтернативной службе. Это вопиющая недисциплинированность, и наши власти должны этот пробел ликвидировать. Были слухи, что закон этот подготавливается. Если так, то парламент себя неправильно ведет. Этот законопроект должен пройти общественные слушания. Если он будет копировать ту карикатуру на альтернативную службу, которая была предложена в 1992 году при Эльчибее, тогда и у нас никто на эту службу не пойдет. Документ необходимо сопоставить с мировыми образцами. У нас почему-то всегда стараются "изобрести велосипед". Есть мировая практика, зачем что-то изобретать? Просто их надо обсудить с заинтересованными сторонами, то есть теми, кто и пополнит альтернативную службу, внести коррективы, и принять".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.