Комитет против пыток ООН и азербайджанское правительство дают различные определения
Есть немало проблем, которые уже не в первый раз обсуждаются в Комитете против пыток ООН, но наше правительство не хочет их решать. С таким заявлением в беседе с “Эхо” выступил глава Правозащитного центра Азербайджана {ПЦА) Эльдар Зейналов.
Как уже сообщало “Эхо”, Комитет против пыток {КПП) ООН на своей 43-й сессии рассмотрел 3-й периодический отчет Азербайджана о выполнении Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и принял заключительные замечания по нему. Накануне сессии ПЦА при поддержке Международной федерации за права человека (FIDH) представил свой постатейный альтернативный отчет, в котором была описана сложившаяся в Азербайджане практика пыток и даны конкретные рекомендации по ее устранению. 0тчет был представлен на брифинге для экспертов в Женеве директором ПЦА Эльдаром Зейналовым, членом Совета ПЦА Залихой Тагировой и представителем FIDH Самуэлем Дансеттом. В итоговом документе, публикованном 19 ноября 2009 г., КПП учел некоторые из этих замечаний и рекомендаций. Так, КПП в очередной раз выразил недовольство неполнотой статистических данных по пыткам, а также самим определением “пытки” в статье 133 Уголовного кодекса (УК), не соответствующим статье 1 конвенции, и тем, что виновники пыток осуждаются по другим статьям УК. КПП высказал сожаление по поводу несоответствия мандата омбудсмена так называемым Парижским принципам и существования отдельного следственного изолятора Министерства национальной безопасности, который ООН еще с 2000 г. рекомендует закрыть или переподчинить Министерству юстиции. Внимание КПП также привлекли упущения в системе регистрации задержанных в полиции, заявления о пытках и жестоком обращении, проблемы в доступе к медицинской помощи, ограниченность мандата Общественного комитета по мониторингу тюрем, суициды заключенных, использование длительного одиночного заключения, плохие условия в психиатрических больницах, а также злоупотребление психиатрией, вопросы независимости судей, распространение домашнего насилия против женщин и детей, трафикинга людей, насилия против журналистов и правозащитников, депортации и экстрадиции чеченцев и курдов, жестокого обращения с арестованными подростками, дедовщина в армии. КПП счел нужным упомянуть конкретные дела блоггеров Эмина Милли и Аднана Гаджизаде, пожизненников Кямиля Садреддинова и Махира Мустафаева, журналиста и ученого Новрузали Мамедова.
ПЦА приветствует принятые рекомендации ООН и считает их адекватными сложившейся ситуации. ПЦА будет проводить. мониторинг их выполнения правительством и надеется, что власти предпримут позитивные шаги в результате диалога с гражданским обществом. По мнению Эльдара Зейналова, после опубликования заключительных замечаний стоит ожидать позитивных изменений по ряду вопросов. "После рассмотрения второго периодического отчета в Азербайджане было сделано немало позитивных изменений, в частности, в первую очередь это коснулось тюремных условий. Думаю, то же самое будет и в этот раз. Например, это злосчастное определение “пытки”. Что можно считать пытками? Если отталкиваться от того определения, которое дано в первой статье Европейской конвенции против.
пыток, то в Азербайджане чуть ли не половина личного состава МВД должна быть наказана. Власти, понимая это, дали свое определение пыток, согласно которому, практически никого нельзя привлечь по статье 133 Уголовного кодекса. Даже самый честный судья, если будет рассматривать дело по данной статье, если факты налицо, просто не сможет наказать виновного. То есть создали такую ситуацию, что Азербайджан постоянно критикуют за пытки, но при этом наши власти ничего не делают. Более того, наша делегация делала достаточно смелые заявления относительно того, что эта статья полностью покрывает все случаи пыток. Тогда был поставлен вопрос, кого конкретно наказали по этой статье. Наше правительство привело цифру 162. Когда же начали разбирать, получилось, что все люди, которые сидят по этой статье, осуждены за домашнее насилие. Правда, стоит отметить, что представитель Генпрокуратуры выступил с обнадеживающими заявлениями. Традиционен вопрос следственного изолятора МНБ, Комитет против пыток ООН уже девять лет предлагает и даже требует. что бы он был либо закрыт, либо передан в подчинение Минюста. Этот вопрос уже назрел, и, думаю, он найдет свое решение в ближайшее время".
"Зеркало", 24.11.2009 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.