пятница, 29 декабря 2006 г.
Дело Этимада Асадова
среда, 13 декабря 2006 г.
«Россия - спивающаяся и стареющая страна, которой приток мигрантов просто жизненно необходим»
ПОЛИТИКА, 13 декабря 2006 11:17 (UTC +04:00)
Эльдар Зейналов: «Россия - спивающаяся и стареющая страна, которой приток мигрантов просто жизненно необходим»
- Эльдар бей, можно ли ожидать до январской сессии ПАСЕ нового указа о помиловании?
- Это зависит исключительно от Президента. Со своей стороны, правозащитники выступили с таким предложением на встрече Рабочей Группы по политическим заключенным, и представители властей пообещали нам, что доведут это предложение до главы государства. А дальнейшее будет зависеть уже от Ильхама Алиева.
Я лично сторонник не помилования, а амнистии, под которую бы могли попасть и те заключенные, которые интересуют Совет Европы. Однако Парламент, к которому мы обратились еще в прошлом году, похоже, больше интересует не решение злободневного вопроса национального примирения, а вопрос о том, сколько дней праздновать тот или иной религиозный праздник...
- Вообще, какие еще сюрпризы могут ожидать нашу страну на этой сессии?
- Не думаю, что на январской сессии обсуждению проблем Азербайджана будет уделено сколько-нибудь значительное место. Во всяком случае, об этом явно говорят заявления докладчиков ПАСЕ по нашей стране.
- Могут ли быть подняты на этой сессии вопросы о давлении на СМИ? Ведь, судя по заявлению содокладчика ПАСЕ Тони Ллойда, он не намерен готовить специальный доклад на эту тему. Чем Вы это можете объяснить?
- Международные институты, осудившие недавние нападки на прессу, вместе с тем проявляют неторопливость в принятии конкретных мер. Формально, это можно объяснить тем, что Президент выступил с заявлением, из которого можно сделать вывод о возможности решения проблем мирным путем, без внешнего политического давления.
Я не исключаю и то, что ПАСЕ обратило внимание на демонстративный характер лишения эфира компании ANS и изгнания из здания газеты "Азадлыг", агентства "Туран", и ряда других организаций. Ведь суд до сих пор даже не предоставил газетам письменный текст своего решения газете "Азадлыг", в то время как она была изгнана буквально в день вынесения решения судом первой инстанции, даже до того, как решение вступило в законную силу.
И все это происходит за несколько дней до того, как в Баку собрался Подкомитет по свободе прессы ПАСЕ, т.е. специализированная структура, которая занимается именно такими вопросами. Иначе, как подставой, это трудно назвать.
Просто для примера: в те же дни в тюрьмах Азербайджана работала миссия Европейского Комитета по предотвращению пыток. Так бюрократы Минюста намеренно задержали на месяц ознакомление заключенных с отказом в помиловании, который мог бы спровоцировать заключенных на недовольство и массовые жалобы европейским визитерам.
Как правозащитника, меня такой трюк возмущает, но с точки зрения логики, поведение Минюста гораздо более объяснимо, чем действия судов и силовиков против журналистов.
Поэтому ПАСЕ, вероятно, чувствует, что ею пытаются манипулировать, подталкивая на резкие шаги.
В таких условиях необходимо, по меньшей мере, выяснить для себя, является ли кампания против прессы отражением позиции руководства Азербайджана, и так ли уж безвыходна ситуация. В случае положительного ответа на эти вопросы, Азербайджан, безусловно, столкнется с неприятностями в Совете Европы, т.к. свобода прессы воспринимается на Западе, как одна из ключевых ценностей демократии.
- Снова появляется информация о применении пыток в отделениях полиции. Какую работу в этом направлении проводят правозащитники с руководством МВД для искоренения таких фактов?
- МВД традиционно защищает честь своего изрядно запятнанного мундира и, к сожалению, обычно бывает поддержано в этом Прокуратурой. Очень редко, когда дело доходит до нормального, непредвзятого расследования. При этом, как известно, и Омбудсмен неоднократно заявляла о том, что ее сотрудники за 4 года работы не выявили ни одного случая пыток, где бы то ни было - в полиции, тюрьмах или в армии. То есть чиновники держат единый фронт.
Однако в этом году были существенные подвижки. Например, были наказаны сотрудники полиции, применившие пытки к задержанным в Гяндже и Мингечевире. Но когда в этой связи уже осужденные граждане обращаются с просьбами пересмотреть их дела, т.к. их пытали в том же Мингечевире, то они получают отказ либо глухое молчание.
Например, пожизненный заключенный обратился с заявлением, что его во время следствия пытал Гаджи Мамедов - факт его участия в следствии бесспорен и представлен адвокатом, как заслуга перед страной. Материалы продолжающегося суда над Гаджи Мамедовым показывают, что это не такое уж и маловероятное событие. Таким образом, прокуратура должна была бы провести расследование с опросом свидетелей, видевших состояние заключенного после допросов, бывшего адвоката, других членов следственной группы, провести обследование когда-то поврежденных ребер и т.д. Однако прокуратура ограничилась тем, что констатировала факт отсутствия в уголовном деле письменной жалобы на действия следователя. Иначе, как формализмом такое отношение не назовешь.
А причина состоит в том, что в случае установления факта пыток пришлось бы заново пересмотреть судебное решение, вынесенное когда-то судьей, который сейчас занимает высокое положение в Верховном Суде.
Существует могущественное лобби тех, кто не хотел бы расследования заявлений о пытках и по старым делам, и по смертям в полицейских участках и в тюрьмах. В случаях политически чувствительных дел практически ничего не удается добиться на национальном уровне. А это означает, что рано или поздно, Азербайджан захлестнет волна исков в Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ).
- В связи с ужесточением новых миграционных правил в России в страну ожидается большой отток наших мигрантов. Какие конкретные планы подготовили правозащитники для защиты прав этой категории наших граждан?
- Прежде всего, я надеюсь, что до "большого оттока" дело не дойдет. Сами последние гонения на мигрантов связаны больше с охлаждением российско-грузинских отношений, чем с какой-то существенной проблемой со стороны граждан Азербайджана.
Кроме того, Россия - спивающаяся и стареющая страна, которой приток мигрантов просто жизненно необходим. Другое дело, когда доходит до того, что иностранцы пытаются диктовать на территории России свои правила, экспортируют свою коррупцию на благодатную российскую почву, и тем самым усиливают праворадикальную оппозицию Кремлю.
Мы находимся в постоянном контакте по этому вопросу с нашими российскими коллегами. Но можно ли помочь нашим согражданам, если они бегают от паспортной регистрации в России, утаивают доходы от налогообложения, создают преступные группировки, а в случае проблем не идут в суд, а ищут "лапу", в которую можно сунуть взятку?
Вы знаете хоть один случай, когда азербайджанец попытался бы оспорить через суд свою депортацию из России? Или когда бы группа депортированных устроила бы пикет у посольства России? А чем тогда могут помочь правозащитники, если сами жертвы злоупотреблений себя не защищают?
К тому же, это в основном дело властей Азербайджана. Очень хорошо, что создана специальная комиссия. Может быть, при трезвом анализе ситуации, когда происходит массовый исход в Россию мужчин из сельских районов, будет пересмотрено и решение о ликвидации преподавания русского языка в школах этих районов? Сейчас он поставлен в положение иностранного языка, являясь на деле региональным языком СНГ, жизненно необходимым для интеграции мигрантов-азербайджанцев в российское общество.
- Недавно первый зампред Демпартии С.Джалалоглу выступил с предложением к политическим партиям НПО, правозащитникам и СМИ о приостановлении своей деятельности ввиду отсутствия в стране всяких демократических условий. Как Вы относитесь к этому предложению?
- Я не припоминаю, чтобы Сардар бей обращался с таким предложением к правозащитникам. Было бы нонсенсом защищать права человека тогда, когда они не нарушаются. Наоборот, чем хуже положение в этой области, тем активнее надо быть правозащитному сообществу.
Десять лет назад были чрезвычайное положение, политическая цензура, более 900 политзаключенных, за политику даже выносились смертные приговоры, партии и правозащитные организации не регистрировались, не было Совета Европы, и мы не могли и мечтать об обращении в ЕСПЧ. Но оппозиция тогда действовала, по-моему, даже активней. Неужели же сейчас положение хуже, чем десять лет назад?
Вообще, на мой взгляд, нельзя ставить вопрос так капризно: "Пусть мне мои политические оппоненты во власти создадут все условия, и тогда я еще подумаю, буду ли я их критиковать, чтобы Европа убедилась, что в стране есть оппозиция".
Может, правительство еще должно министерские зарплаты с виллами выделить лидерам оппозиции, чтобы они чувствовали себя лучше?
Если правительство делает что-то не так, то это святой долг оппозиции выступать с критикой. Европа может лишь помочь, но бороться за демократию должны мы сами. Если кто-то устал от борьбы, пусть лучше уйдет - это будет по-человечески даже понятней, чем когда занимают политическую нишу и при этом сворачивают борьбу.
- Что может ожидать в политическом и в экономическом плане нашу страну в следующем году?
- Увеличение нефтяных доходов позволит решить некоторые социальные вопросы. Сейчас увеличение зарплат и пенсий сопровождается ростом цен и скорее напоминает индексацию доходов, чем их рост.
Едва ли кто-то будет инвестировать в нашу экономику до того, как будут предприняты решительные меры по борьбе с коррупцией. А это значит, что рост экономики будет достигаться за счет нефтяной сферы и строительства все новых торговых и увеселительных предприятий. Не верится, что будет создан позитивный стимул для возвращения наших трудовых мигрантов в виде рабочих мест, дающих такой же или больший доход, чем торговые точки в России.
В 2007 г. обещают закрыть палаточные лагеря беженцев и переселить их в более приличное жилье. Естественно, что об их возвращении в Карабах речь идти не будет, т.к. в Армении начинается предвыборная кампания, и никто там не захочет пойти на непопулярные шаги. Зато на фоне безрезультатных переговоров будет продолжаться словесная трескотня на карабахскую тему.
Весь год оппозиция будет в полумертвом состоянии из-за отсутствия выборов. К осени на нее усилится нажим в связи с подготовкой к президентским выборам 2008 г. Обычно неофициальная кампания начинается властями за год. Мы сподобимся ознакомиться с новыми разоблачениями "деструктивной шпионско-террористической оппозиции". К весне ПАСЕ обещала вернуться к вопросу политзаключенных, значит, надо ожидать новых нападок на правозащитников.
Единственно, что может поломать привычный уклад дел - это новый рецидив нелояльности Президенту со стороны кого-то из членов правящей команды, который может быть спровоцирован попыткой "задвинуть" силовиков или перераспределить сферы влияния. Но без внешней поддержки такие "цветные" сценарии не пройдут.
З.Р.
Day.Az
https://news.day.az/politics/66101.html