вторник, 24 декабря 2024 г.

Не карать, а воспитывать: в следующем году в Азербайджане появится учреждение для трудных детей

Некоторые дети ведут себя неуправляемо, проявляют агрессию, доставляют немало проблем себе и окружающим. Делают они это из протеста, желания казаться взрослыми или каких-то проблем. Задача родителей и государства – протянуть им руку помощи, скорректировать их поведение и озаботиться профилактикой правонарушений.

В следующем году Министерство науки и образования Азербайджана откроет в Сураханском районе Баку учебно-воспитательное учреждение открытого типа для трудновоспитуемых детей от 8 до 18 лет. Работы по его созданию начались еще в октябре и сейчас полностью завершены. Оно создано на базе упраздненной специальной школы-интерната №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нем предусмотрено осуществление начального, общего, среднего и полного среднего образования несовершеннолетних, а также коррекция их поведения и социальная адаптация, включая медико-педагогическую и психологическую реабилитацию.

Мнения граждан по поводу необходимости его создания разделились. Кто-то считает, что это поможет таким детям выбрать правильное направление в жизни и не стать угрозой для общества. Другие уверены, что это не даст никаких позитивных результатов. О том, нужны ли такие специализированные учреждения в нашей стране, "Зеркалу" рассказал глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

– Кого можно отнести к трудным детям?

 – Трудновоспитуемые или дети с девиантным поведением — это несколько категорий детей, которые ввиду особых обстоятельств или характера ставят в тупик обычную систему образования. Самая известная категория — это дети из т. н. «трудных семей», которых дома не воспитывают, а калечат. Есть и те, которые ввиду особенностей психики не хотят или не могут учиться в школьном коллективе (сознательно нарушают правила поведения в школе, регулярно пропускают уроки, бродяжки и побирушки, которые не учатся и сбегают из дома и т.д.). Наконец, есть и такие дети, которые совершают настоящие правонарушения, даже убийства, но ввиду своего несовершеннолетия не подлежат административной или уголовной ответственности.

–  Какова цель сепарации их от других детей в учебно-воспитательном процессе?

– Этот шаг продиктован не желанием наказать, а профилактикой правонарушений. Насколько это серьезно, видно, что помещением в такие учреждения занимается Отдел по организации профилактической работы с несовершеннолетними при Главном Управлении общественной безопасности МВД, причем на помещение в такую спецшколу требуется согласие родителей или опекунов, а также самих детей, если они старше 14 лет. Окончательное же решение остается за судом.

При этом, естественно, есть очевидная опасность добиться обратного результата неправильным подбором кадров или методов воспитания. Им требуется не только зубрежка школьных учебников, как в обычной школе, а индивидуальная работа психологов, медиков и педагогов.  Но, если в классе «трудным» является один ученик, то в спецучреждениях они все друг друга «труднее», могут группироваться, практиковать буллинг, «дедовщину», насилие, перенимать негативный опыт. Поэтому помещение «девиантных» детей в такие условия должно быть крайней и действительно необходимой мерой и ограничиваться разумными временными рамками.

–  Какие спецучреждения предусмотрены для таких детей?

 –  Законодательством предусмотрены спецучреждения как закрытого, так и открытого типов. Первые предназначены для детей в возрасте 11-18 лет, совершивших преступления, но не подлежащие уголовной ответственности. Статья 89.2 Уголовного Кодекса предусматривает, что суд может освободить от наказания несовершеннолетнего, осужденного за совершение менее тяжкого преступления, если признает, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа или лечебно-воспитательное учреждение, предусмотренное для таких лиц. При этом несовершеннолетний содержится в указанном учреждении до достижения восемнадцати лет, однако не более трех лет.

Чтобы была понятней необходимость изоляции таких детей, вспомним инциденты с насилием в школах или малолетних палачей в Сирии. В Азербайджане, даже если в возрасте до 14 лет они убьют сотню людей, ответственности они вообще не подлежат. В более старшем возрасте (от 14 до 16 лет), даже за массовое убийство преступнику не положено наказание тяжелее 10 лет. А ведь в этом возрасте дети уже многое понимают, набираются информации и эмоций из интернета.

В учреждение открытого типа помещают менее опасных для общества детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет, у которых сохраняется более тесная связь с внешним миром. Например, это могут быть несовершеннолетние, достигшие 14 лет и требующие специального педагогического подхода с согласия родителей или иных законных представителей; или совершившие общественно опасное деяние, не создающее большой общественной опасности или имеющее менее тяжкий преступный характер, но не достигшие установленного уголовным законодательством Азербайджана возраста для привлечения к уголовной ответственности; несовершеннолетние, считающиеся трудно поддающимися воспитанию, с согласия их родителей или иных законных представителей; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения, но не поддающиеся исправлению.

– В чем разница между спецучреждением для трудных подростков и воспитательной колонией для малолетних преступников?

– Оба учреждения считаются местами лишения свободы и подлежат мониторингу со стороны омбудсмена. Однако есть и разница. Прежде всего, наказание помещением в такую спецшколу-интернат не влечет правовых последствий вроде судимости, как было бы при помещении в колонию. Кроме того, часть детей в таких интернатах вообще не имеет отношения к уголовно или административно наказуемым правонарушениям — например, «неисправимые» дети, которые не посещают школу или сбегают из дома. Из формулировок законодательства видно и то, что педагогическая составляющая в этом наказании превалирует над карательной.

Есть также пробел в законодательстве: лишение свободы в спецучреждении в течение нескольких лет, тем более такого уязвимого слоя населения как несовершеннолетние, не упомянуто среди видов уголовных наказаний в статье 42 Уголовного Кодекса и административных наказаний в статье 22 Кодекса об административных проступках. К тому же есть формальное противоречие в самой статье 89 УК: освобождая несовершеннолетнего от наказания в виде лишения свободы, его все равно лишают свободы другим способом, не упомянутым среди видов уголовного наказания. Это еще более наглядно, если помещением в спецучреждение заменяется уголовное наказание, не связанное с лишением свободы: например, исправительные работы или условное лишение свободы. Не совсем понятно и то, как именно будет осуществляться досрочное освобождение от содержания в спецучреждении, если оно не является уголовным наказанием (не перечислено в списке таких наказаний).

На мой взгляд, это одна из областей законодательства, которая требует доработки новым составом парламента. И вообще, по-моему, нужно вернуться к дискуссии о необходимости ювенальной юстиции.

Автор: Эля Бельская
Дата: 2024/12/24, 13:02

https://zerkalo.az/ne-karat-a-vospityvat-v-sleduyushhem-godu-v-azerbajdzhane-poyavitsya-uchrezhdenie-dlya-trudnyh-detej/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.