вторник, 9 марта 2021 г.

Азербайджан и его отношение к своим феминисткам

Правозащитник: В будущем и кого-то из нынешних гонимых феминисток будут чествовать

9 марта, 2021

В Международный Женский день полиция задержала участниц протестной акции феминисток в Баку. Как сообщает Turan, силы полиции жестко пресекли акцию «Марш 8 – за наши права», организованную группой феминисток.

Акция проводилась в знак протеста против гендерного неравноправия и преступлений женщин на бытовой почве. Она была объявлена на 15.00 на Площади фонтанов перед кафе «Макдональдс», откуда участницы намеревались идти маршем к памятнику Раскрепощенной женщине возле станции метро Низами.

Однако уже с полудня площадь была взята под наблюдение усиленных нарядов полиции и лиц в штатском.

Еще за полчаса до выступления в кафе близ Площади фонтанов были задержаны члены оргкомитета акции Вафа Наги, Айтадж Агазаде, Севги Исмаилбейли, Захра Галандарова и др.

Около 15.00 полиция стала сразу же задерживать появившихся на площади Фонтанов девушек с плакатами, скандировавших лозунг «Борись как женщина, разрушай как женщина, созидай как женщина!». Были задержаны около 15 человек, включая одного из лидеров феминисткого движения Гюльнару Мехтиеву.

После задержания полиция взяла территорию в оцепление.

Глава отдела по связям со СМИ и общественностью пресс-службы МВД Эльшад Гаджиев заявил Turan, что полиция пресекла незаконную акцию. По его словам, организаторы заранее были предупреждены, что акция не согласована с городскими властями и потому будет пресечена. Гаджиев отметил, что проявившие неповиновение лица были удалены с территории, задержанных нет. Общественности будет предоставлена дополнительная информация.

Между тем, журналистка Амина Мамедова сообщила, что их вместе с активисткой Рабией Мамедовой задержали, когда они направлялись на акцию и доставили в 37-ое отделение полиции Хатаинского района. Вскоре А.Мамедову отпустили, а Р.Мамедова все еще в отделении и против нее, по словам журналистки применили физическую силу.

Позже Р.Мамедова была отпущена. В МВД, однако, опровергли информацию о применении физического давления на кого-либо из участниц акции. Позже оргкомитет сообщил, что на протестной акции феминисток были задержаны около 20 человек. К 18.00 все они были отпущены.

Часть активисток попытались провести еще одну акцию в Зимнем парке, скандируя лозунг «Не терпи жестокость». Однако полиция вырвала у них плакаты, а самих оттеснила из парка.

На тему этого явления в целом Пресс-клуб беседует с директором Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.


– Известно, что феминистское движение в Азербайджане есть и, хоть и не так часто, но проводит свои акции в самых центральных местах столицы. Правда, они бывают весьма скоротечными из-за оперативного подавления со стороны полиции…

– У нас полицейские привыкли разгонять все  несанкционированные акции, заведомо считая их «нарушением общественного порядка» по одному лишь признаку неразрешенности. Доходит до абсурда, когда могут наказать за одиночный пикет, хотя один человек «массовость» не создает. В других странах Европы ненасильственные акции не разгоняют, если они проходят под лозунгами и в форме, приемлемой в демократических странах.

В Европейском Суде по Правам Человека уже множество проигранных Азербайджаном дел именно по инцидентам с разгонами ненасильственных массовых собраний и шествий. В решениях отмечается, что свобода собраний и свобода выражения мнения не ограничивается лишь событиями, разрешенными властями, и демонстранты, если они не нарушают порядок и не пропагандируют насилие и не используют язык вражды, должны защищаться полицией, если они, например, подвергнутся нападению хулиганов.

Сознание общества меняется медленно. Помню, как с группой правозащитников мы в мае 2000 г. вышли на похожий и совсем безобидный пикет напротив МВД. Как положено по закону, встали на дистанции – через дорогу, развернули лозунг «Полиция, знай и уважай Конституцию!». Как раз в это время наши власти в Страсбурге доказывали, что готовы к вступлению в Совет Европы, а мы усомнились. И действительно, набежало полиции больше чем демонстрантов. Правда, нас не задержали, а просто вытолкали подальше.

Прошло два десятка лет, и на днях трех правозащитниц из этого забытого пикета — Новеллу Джафарову, Саадат Бананъярлы и Саиду Годжаманлы заслуженно наградили орденом «Славы» (с чем, пользуясь случаем, хочу их поздравить). Чтобы понять, что их надо уважать, а не гнать, потребовался 21 год. Думаю, что в будущем и кого-то из нынешних гонимых феминисток будут чествовать. Надеюсь, что для этого потребуется меньше времени…

– Что вы можете сказать как правозащитник о тех слоганах, которые скандируют азербайджанские феминистки во время таких выступлений? Насколько они актуальны для Азербайджана?

– Под большинством лозунгов может подписаться не только правозащитник, но и любой совестливый человек. Например, «Прекратить насилие против женщин», «Не молчите» и т. п. Что в них неправильного или неприемлемого?

Давайте посмотрим вокруг себя. Каждый год — сотни самоубийств женщин и детей, а много ли наказано за доведение до них? А браки малолетних и роды девушек добрачного возраста — много ли осуждено педофилов? А мало ли девушек в нашей цивилизованной европейской стране по вине родителей лишается возможности получить образование? А домашнее насилие, от которого женщина зачастую не освобождается даже после развода — есть районы, в которых вообще их не фиксируют, ни одного случая за год. Убийства женщин — от селективных абортов, когда убивают зародыш девочки, до демонстративной, прилюдной расправы с резней. Изнасилования, которые в 10-миллионной стране фиксируют всего раз в неделю.

Средняя зарплата женщин составляет половину средней зарплаты мужчин, потому что руководящие высокооплачиваемые должности занимают мужчины — даже в образовании или здравоохранении, где большинство работников — женщины. Если взять политику, то в правящей партии на днях выбрали правление, где 35 из 40 членов — мужчины. А в оппозиционной партии зампред отличился в домашнем насилии, и его дочь сама ходила на акции феминисток.

Примеров таких много, и если о них молчать, то это делу не поможет. Скорее, наоборот, молчание подстегивает несправедливость. Сейчас появляются пропахшие нафталином проблемы, с которыми, казалось, уже было покончено в советское время. Тогда власти воспринимали физическое и психологическое насилие против женщин как политический вызов и соответственно реагировали на такие инциденты. Думаю, что и сейчас мы подошли к той грани, когда власти не должны списывать проблемы женщин на традиции или религию, а должны более активно вмешиваться, тем более, что этого требуют действующие законы.

Помнится, на какой-то из акций женщины требовали ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием («Стамбульская конвенция»). Власти проблему уже признали, обсуждают, принимают национальные программы действий, но Конвенцию, которая суммирует европейский опыт в этой области, не признают. Грузия ее ратифицировала, Армения — подписала. Во всей Европе только Азербайджан и Россия не сделали ни того, ни другого. Так что такой лозунг феминисток заслуживает внимания и позитивной реакции.

Правда, организаторам феминистских акций стоит избегать тех лозунгов, которые звучат невнятно или двусмысленно. Например, лозунг «Разрушай, как женщина» напоминает поговорку о том, что «дом, который разрушит женщина, никто не сможет восстановить». Больше как-то ничего, что бы связывало женщину с разрушением, даже на ум и не приходит. Как-то не очень это согласуется с традиционно созидательной ролью женщины на Кавказе. Возможно (и скорее всего), имелось в виду что-то другое, но на то они и лозунги, чтобы давать четкое понятие об идеях и намерениях демонстрантов.

Или правильные лозунги, адресованные вроде бы внутренней аудитории, но написанные на английском. Они сразу воспринимаются зрителями, как пиар, атрибут для селфи и т. п., и тем самым портят общее впечатление от акций.


– А есть ли польза для нашего общества в том, что такое женское движение вообще существует в нашей стране?

– Вы, наверное, имеете в виду отсутствие зримого, немедленного эффекта. Но его и не стоит ожидать, когда многие из проблем, связанных с правами женщин, загнаны в тень и не обсуждаются вообще.

Но посмотрите, например, на последнюю акцию. Сколько, оказывается, у нас женщин в полиции! А ведь это результат многолетней борьбы с ситуациями, когда при разгоне  митингов протестующих женщин тискали молодые мужики в униформе. Это было неприятно даже консервативным отцам семейств. Критика попала на благодатную почву, и в результате женщинам открылась дорога в правоохранительные органы. Чем не результат?

Вспомним, как вдруг открылись глаза на неблагоприятную обстановку в школах, когда школьница погибла, выпрыгнув из окна школы. Или какое внимание привлекло недавнее самоубийство девушки в результате сверхопеки со стороны родителей. Или как страна переживала за убитую и сожженную жертву педофила в одном из районов. И власти отреагировали. Это все стало возможным исключительно из-за того, что неравнодушные активистки движения за права женщин подняли свой голос — порой даже вопреки желанию семей этих жертв.

Другое дело, что этих активисток и самих нередко травят. Причем женщины, может быть, даже активнее, чем мужчины – в силу привычки и неверия в свои силы (и даже в свои права). В таких условиях привлекательный путь радикализма может завести активисток в тупик, когда форма победит содержание.

Рауф Оруджев

https://pressklub.az/?p=81231

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.