05.06.2020
Башир Китачаев, Баку
Во время пандемии коронавируса азербайджанские власти на полтора месяца «посадили» страну на карантин — принудительный, с выходом из дома с разрешения властей, со штрафами и арестами. Граждане отчаянно сопротивлялись и всеми силами старались от карантина уклониться. Обсуждались необходимость карантина, его воздействие на экономику и эффект от него, но очень мало было дискуссий о том, насколько все происходящее соответствует азербайджанскому законодательству.
Каковы «юридические уроки» карантина? Что происходило и происходит с законом и порядком в стране на фоне пандемии? Какие проблемы выявил коронавирус?
Медицина и полиция: что-то пошло не так
«Мы с моей беременной женой и годовалым сыном три недели сидели дома, — рассказывает Анар. — У мальчика начали резаться зубы и поднялась температура. Она долго не падала, и я вызвал скорую помощь. Врач, осмотрев ребенка, сказала, что он здоров, но она обязана сделать тест на коронавирус. Я не возражал. Взяли анализ, сделали ему укол димедрола, ребенок уснул, а на следующий день он проснулся уже полностью здоровым, бегал, играл».
Через пару дней посреди ночи Анару позвонили из инфекционного отделения. Сказали, что у сына есть подозрение на коронавирус и что они сейчас приедут и заберут ребенка на повторный анализ и недельное наблюдение в инфекционном отделении. В ответ на требование показать результаты анализов врачи заявили, что не обязаны этого делать.
Анар категорически отказался отпускать ребенка в больницу одного, требуя, чтобы его туда поместили тоже и показали результаты анализов. Начались разбирательства и выяснения, врачи два раза приезжали с полицейскими — «как будто террористов собирались брать», по выражению Анара.
В итоге помог друг Анара, у которого оказались нужные связи. Никаких тестов больше не делали, семью просто оставили в покое.
«Но произошедшее стоило нам нервов, главным образом, моей беременной жене. Еще и для соседей шоу устроили».
Этот случай – грубейшее нарушение статьи восемь Европейской конвенции о праве на уважение личной и семейной жизни, говорит адвокат Самира Агаева. И местного законодательства тоже.
«По закону Азербайджана государственные органы не имеют права что-либо делать с несовершеннолетним ребенком без согласия родителей. Врачи обязаны предоставлять результаты анализов пациентам. Это неслыханно, чтоб у родителей насильно забирали ребенка на основании того, что он болен, без предоставления каких-либо доказательств».
Принудительная госпитализация больного в случае его опасности для окружающих возможна либо с разрешения законного представителя (в нашем случае – родителей), либо по решению суда.
Это лишь одно из многих нарушений, которые произошли во время эпидемии вируса COVID-19 в Азербайджане:
людей госпитализировали без их согласия;
отказывались лечить от других болезней из-за подозрения на коронавирус;
обманывали насчет сроков пребывания в карантине;
помещали в карантин, пригласив «только сдать тест».
Все это были хоть и многочисленные, но все же частные случаи. Тем не менее все они отражали одну общую проблему — непонимание всеми участниками процесса, что им можно и чего нельзя делать при исполнении директив «сверху».
Незаконная «основа» карантина
С точки зрения азербайджанской конституции принудительно запереть людей в домах, штрафовать за нарушение карантина, закрывать города и так далее можно только после объявления чрезвычайного положения. Иначе все это нарушает статью о свободе передвижения (статья 28 конституции Азербайджанской Республики), которая в принципе является одной из базовых свобод человека (протокол 4 Европейской конвенции о защите прав и свобод).
Чем бы помогло чрезвычайное положение? Его объявление позволяет ограничивать права и свободы граждан для их защиты от разных опасностей, а конституционный суд следит за тем, чтобы государство не «перегибало палку».
Карантинные меры, вводимые во многих странах мира, вызывают споры о том, насколько далеко государство имеет право зайти, вмешиваясь в личную жизнь граждан. Дело в том, что в любом правовом государстве ограничение свободы передвижения, жизни и собраний — довольно серьезный шаг, осуществление которого в обход законов немыслимо.
Например, в Чехии Конституционный суд отменил некоторые решения правительства на основании того, что они не были проведены по закону, а в Румынии суд решил, что полиция не имеет права штрафовать граждан за нарушение карантина. В обеих странах было объявлено чрезвычайное положение.
Как и в соседних с Азербайджаном странах – Армении и Грузии.
Конституция – самый важный документ страны, и ни один законодательный акт не должен ей противоречить, равно как и международным конвенциям.
Согласно конституции АР процедура объявления ЧП происходит так: президент представляет парламенту на рассмотрение указ о чрезвычайном положении и парламент принимает решение, объявлять режим или нет (статья 112 конституции АР).
Таким образом, все «карантинные» решения азербайджанского кабинета министров были незаконными.
Незаконно даже во время ЧП
А некоторые меры были бы незаконны в любом случае — например, благодаря системе смс-разрешений, при помощи которых нужно было отпрашиваться для выхода из дома, власти получили информацию о том, какой телефонный номер использует каждый человек. В оперативный штаб нужно было отправлять номер своего паспорта.
Это грубое нарушение прав граждан, и такой метод был бы незаконным даже при режиме ЧП, говорит адвокат Самира Агаева.
Многим это напомнило тот митинг оппозиции, на котором полиция при помощи мобильных операторов отследила телефоны, находившиеся на территории, где проводили митинг, и потом «прозвонила» и вызвала в полицию несколько тысяч человек.
Борьба с оппозицией
Многие правозащитники в Азербайджане, иностранные организации и активисты считают, что карантинные меры работали не на препятствование распространению вируса, а на тотальный контроль и слежку за гражданами и для преследования оппозиции.
За время пандемии были задержаны около ста человек — разных активистов и оппозиционеров — за нарушение карантинного режима, по официальной версии.
19 марта президент Ильхам Алиев записал видеообращение к гражданам по случаю праздника Новруз, говорил о ситуации с вирусом и высказался о том, что оппозиция распространяет панику в связи с пандемией и она должна быть изолирована:
«Откуда исходит эта провокация – от той самой пятой колонны находящихся среди нас врагов, элементов, именующих себя оппозицией, предателей, получающих деньги из-за рубежа. Их главная цель — уничтожить Азербайджан. Они — враги, и мы должны открыто сказать это… …Поэтому в период этой болезни будут действовать совершенно новые правила отношений. Не исключено, что когда-то может быть объявлено и чрезвычайное положение. В таком случае изоляция представителей этой пятой колонны станет уже исторической необходимостью».
Уже через несколько дней начались задержания оппозиционеров. В основном из партии «Народный фронт», которая отказывается идти на диалог с властью.
В Парламентской Ассамблее Совета Европы объявили, что в Азербайджане начался новый виток репрессий, и призвали власти страны прекратить пользоваться карантином для подавления оппозиции.
Правозащитник Эльдар Зейналов считает даже плюсом то, что не было объявлено чрезвычайное положение:
«Я считаю, что нарушений со стороны властей было бы намного больше, объяви они чрезвычайное положение. Наказания за различные проступки тоже были бы серьезнее, как и принимаемые законы.
К примеру, мало кто заметил, что за время карантина приняли закон, согласно которому назначалась административная ответственность за распространение вредной информации про вирус. Такой информацией может быть как фейк, так и просто что-то неудобное для властей».
Почему никто не протестует?
Удивляться тому, что чрезвычайное положение не было объявлено в Азербайджане, не стоит, потому что страна в правовом пространстве никогда и не жила, утверждает философ Рахман Бадалов:
«Это не какая-то европейская страна, в которой люди обращают внимание, если власть действует не по закону. Наоборот, живем по принципу «Папа сказал? Значит, надо слушаться». При этом, когда есть возможность нарушить закон, граждане его и сами нарушают.
Дело в том, что народ в целом не привык жить в свободном государстве, потому что свободного государства у него практически не было никогда. Он умеет сопротивляться, но не умеет апеллировать к правам.
Скорее всего, власти не объявляли чрезвычайное положение, потому что в этом попросту не было необходимости. Тем более, что чисто психологически народ понимает, что карантин в условиях эпидемии – правильное решение».
Результаты жестких мер
Жесткие силовые меры, одобряемые многими в Азербайджане с аргументацией «с нашими людьми только так», не помогли улучшить ситуацию с коронавирусом. Наоборот, немедленно после ослабления карантинного режима количество инфицированных начало стремительно увеличиваться.
В социальных сетях все чаще высказывают мысли о том, что штрафы и задержания на самом деле были целью властей, а не средством борьбы с инфекцией.
Тем временем, власти приняли решение полностью «закрыть страну» на субботу и воскресенье — закроют магазины, дороги, абсолютно все, а выйти можно будет только для чего-то жизненно важного (опять же, отпросившись у полиции по телефону).
Граждане приготовилиcь штурмовать магазины в пятницу.
А владельцы собак готовятся к битве с полицией — питомцев нужно каждый день выгуливать, с этим нельзя подождать до понедельника, а про них опять забыли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.