воскресенье, 24 февраля 2019 г.

На ножах

Молодежь все чаще выбирает «острый» способ разрешения бытовых конфликтов.

Сообщения о  случаях поножовщины на почве  выяснения отношений в последнее время в нашей стране отнюдь не редкость. Иногда дело заканчивается ранениями разной степени тяжести, иногда — смертельным исходом. Так, недавно в Сумгайыте 28-летний Бабек Гасанов смертельно ранил ножом знакомого Айдына Сеидова 1990 г.р. Ранее из-за неудачной шутки в Ширване произошла драка, в которой житель Сабирабадского района А.Адыгезалов ударил ножом учившегося на первом курсе БГУ Рашада Фатуллаева, и тот скончался от полученных ран.

В чем же причина увеличения подобных случаев, и как с этим бороться? Психолог Азад Исазаде в разговоре с "Зеркалом" заявил, что холодное оружие всегда было атрибутом кавказских народов, и мужчине выходить без кинжала было стыдно. Это сохранилось в виде традиции.


«Даже многие подростки носят перочинные ножи, и им кажется, что так они выглядят более взрослыми, что это атрибут мужественности. Но если когда-то существовало правило: не вынимать кинжал из ножен по пустякам, и пугать оружием считалось не по-мужски, то сейчас это забылось. Ножом угрожают при малейшем конфликте. В половине случаев ранения и убийства происходят случайно, то есть человек достает нож, чтобы просто припугнуть, но ситуация выходит из-под контроля», — заявил психолог.

Чаще всего холодное оружие использует молодежь, что неудивительно, ведь молодые обычно более вспыльчивы, менее склонны идти на компромисс и думать о последствиях. По словам А.Исазаде, случаев использования в драках холодного оружия стало больше, так как в целом уровень агрессии в обществе за последнее время повысился.

«Нужно ужесточить наказание за применение холодного оружия, а также уделять повышенное внимание просветительской работе с подростками и молодежью», — считает специалист.

В свою очередь, глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов заявил "Зеркалу", что бытовых конфликтов с использованием ножей стало больше из-за их доступности и компактности.

«Это раньше были кинжалы солидного размера, и считалось, что «если кинжал вынут из ножен — должна пролиться кровь». Сейчас складные ножи различных конструкций легко помещаются в карман, и появилась привычка ими угрожать в ходе личных конфликтов. А от угроз до применения — один шаг, если держащий нож одурманен спиртным или наркотиками», — говорит правозащитник.

Что касается домашних конфликтов, то тут дело еще проще: острый нож является неотъемлемым атрибутом любой кухни. Он доступен всем членам семьи, даже детям. Другое дело, как отмечает эксперт, что в отличие от молодежных разборок, дома ножом никто не угрожает — за него хватаются, чтобы убить или обороняться от агрессии со стороны человека, который из родного стал врагом. Именно этим объясняется факт, что при убийстве во время домашних склок обычно наносятся не 1-2 удара, а десятки. Человек  бьет без разбора, чтобы, причиняя боль противнику, прекратить свою собственную душевную боль.

По словам Э.Зейналова, нож тысячи лет используется и как орудие умышленного убийства, так как его применение бесшумно.

Если говорить о правовом аспекте, то закон определяет холодное оружие как оружие, по конструкции, размерам и материалу не предусмотренное для непосредственного использования в производственных или хозяйственно-бытовых целях, способное нанести повреждение посредством использования мышечной силы человека во время непосредственного общения с объектом повреждения. Под это определение может попасть и нож, находящийся в кармане.

«В каких-то случаях холодное оружие носить разрешено, например, для охоты, спорта, самообороны от зверей в лесу, но для его ношения придется взять разрешение как на гражданское оружие. Но при этом, статья 3 закона «О служебном и гражданском оружии» запрещает гражданам, даже при наличии разрешения на оружие, открытое ношение его в общественных местах и ношение оружия во время проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетов и других массовых мероприятий», — заявил эксперт.

Без наличия разрешения, при обнаружении ножа в кармане или сумке у правоохранительных органов могут возникнуть вопросы. Человека могут обвинить в незаконном изготовлении, ношении, сбыте, провозе через границу холодного оружия.

«Но при этом нож должен подпадать под некие критерии, то есть иметь определенную конструкцию, размер, материал, заточку. В судебной экспертизе ножи исследуют по 40 параметрам. К сожалению (и я не думаю, что это случайно), эти критерии не общедоступны для интересующихся. Например, если длина ножа меньше 90 мм и он заточен с одной стороны клинка, если клинок толщиной менее 2,6 мм или толще 6 мм в обухе, если клинок не заточен, нож имеет травмоопасную рукоять или клинок выполнен из мягкого материала, то такой нож уже не считается холодным оружием. Вывести нож из класса холодного оружия могут и другие признаки», — делится Э.Зейналов.

Но тот факт, что примененный против жертвы предмет по закону не являлся холодным оружием, не снимет, по его словам, с виновного уголовной ответственности. Потому что в этом случае нож превращается в «орудие преступления» для умышленного нанесения вам телесного повреждения и в «предмет, используемым в качестве оружия». Не случайно, что есть ряд мест, куда вас не пропустят не только с ножом, но даже с маникюрной пилкой для ногтей.

Нож является таким распространенным предметом, что запретить его носить невозможно. Но вот наказать за угрозу им можно, и, как говорит Э.Зейналов, Уголовный Кодекс предусмотрел для этого статью 134. При угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись реальные основания опасаться исполнения этой угрозы, минимальным наказанием является штраф в размере от 1000 до 2000 манат, но могут приговорить к исправительным работам сроком до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

«Если же нож был пущен в дело, но  преступление не было доведено до конца по не зависящим от преступника обстоятельствам, то нападавший все равно подлежит ответственности по соответствующей статье УК, но уже как за покушение (через статью 29 УК). То есть если нож у напавшего на вас человека отнял случайный прохожий, то это не означает, что «ничего ведь не произошло», — отметил он.

Но, как подчеркивает правозащитник, надо понимать, что существует опасность оговора, и бездоказательно обвинять своего обидчика нельзя. В лучшем случае, полиция проигнорирует такое заявление, а в худшем можно нарваться и на встречное обвинение в заведомо ложном доносе (ст. 196 УК). Так что необходимо позаботиться о доказательствах (свидетелях, фотоснимках, видеозаписях). Например, довольно много мест в городе снабжены камерами видеонаблюдения, которые могут зафиксировать инцидент.

Эля Бельская
24 февраля 2019, 10:00

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.