суббота, 16 февраля 2019 г.

Правозащитник: Рэкет-журналист попадает под уголовную ответственность, даже если компромат является правдивым

16 февраля 2019 13:59

Новости-Азербайджан.  Периодические случаи, связанные с рэкет-журналистикой, являются серьезной угрозой и азербайджанскому обществу, и азербайджанской журналистике. Ведь преступники не только оскорбляют людей, вмешиваются в их личную и семейную жизнь, прибегают к шантажу для достижения своих целей. Самым коварным является то, что происходит это все под прикрытием журналистики, которой читатели, по идее, должны доверять и уважать.

Разоблачения журналистов-рэкетиров, действующих в стране, шантажируя граждан, достойно одобрения. Эти вопросы должны решаться в правовых рамках. Операции, которые проводят сотрудники Службы госбезопасности, направлены на оздоровление журналистики в Азербайджане и на пресечение морального террора, направленного против азербайджанского общества.

Последним наглядным примером является громкое уголовное дело и последующий арест псевдо журналиста Икрама Рагимова, который  вместе с подчиненными создал информационный сайт "Realliq.info" и другие рэкетирские сайты. Группа требовала и брала деньги за то, чтобы не распространять в органах печати информацию клеветнического характера, позорящую отдельных гражданах.

Чтобы обсудить тему такого криминального явления как рэкет-журналистика редакция Новости-Азербайджан связалась с главой  Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

Он сказал, что журналистский рэкет, пожалуй, столь же старое явление, как и сама журналистика.

"Вспомним нашу национальную классику: Мешади Ибада из комедии "Не та, так эта". Ведь и там главного героя тоже шантажировал какой-то журналист, пока тот не откупился. Притом, что азербайджанской журналистике к тому времени было всего несколько десятилетий (первая газета "Экинчи" вышла в 1875 году), но журналистский рэкет уже существовал".

Эльдар Зейналов рассказал про особенности именно журналистского рэкета.

"Пока есть порочащая информация и выбор: распространить ее или скрыть, будет и искушение подороже продать свое молчание. И, по сути, не так уж важно, является ли обладатель информации журналистом, сотрудником полиции, хакером, любовником или соседом. Главным является ценность информации для того, кто в этой ситуации оказался жертвой.

Однако в журналистском рэкете есть и своя профессиональная "изюминка". Использование средств массовой информации обеспечивает более масштабное распространение "компромата". Кроме того, журналистская деятельность стимулируется и охраняется государством. Если любопытство простого человека чиновник может проигнорировать, то на информационный запрос журналиста обязан дать ответ. А уж воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и вовсе является уголовно наказуемым преступлением (статья 163 Уголовного Кодекса). Безусловно, это дает рэкетиру значительное преимущество в сборе и распространении "компромата".

Как правило, такие СМИ реально выходят пару-тройку раз в год, но имеют целую команду репортеров, причем даже не обязательно журналистов по образованию. Их задачей является сбор компромата, после чего в дело вступает рэкетир - обычно главный редактор издания.

За малым исключением, собранная информация не является клеветнической и отражает какие-то темные стороны деятельности жертв. С другой стороны, жертвы обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы утолить аппетит рэкетира - иначе не имело бы смысла тратить на них время. Солидность компромата и возможность достаточно просто откупиться и делают журналистский рэкет таким успешным и прибыльным".

Говоря о правовой стороне вопроса, правозащитник подчеркнул, что журналистский рэкет представляет собою требование передачи чужого имущества или права на имущество, или совершения других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких родственников, что является вымогательством и подпадает под ст. 182 УК АР. В самом легком варианте, без отягчающих вину обстоятельств, такие действия наказываются лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.

"Если же рэкет осуществляется группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (а обычно на рэкетира-редактора работает его редакция), или неоднократно, или с причинением значительного (3-10 тыс манатов), или крупного (свыше 10 тыс манатов) ущерба, либо лицом, ранее два или более раза судимым за хищение, либо вымогательство, то наказание может достигать 10-15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Примерно столько же дают за умышленное убийство".

Эльдар Зейналов считает, что у журналистов-рэкетиров есть психические проблемы.

Он объясняет свою мысль тем, что для некоторых журналистов-рэкетиров их промысел становится хобби, превращается в страсть. "Ощущение своей власти над влиятельными и богатыми людьми подпитывает их адреналином, заставляет балансировать на опасной грани. Я встречал двух журналистов, которые были признаны особо опасными рецидивистами и содержались вместе с матерыми преступниками. Это были талантливые люди, но по-своему больные. Такие же черты я замечал у мошенников и игроков, и мне кажется, что такими людьми должны заниматься люди не в погонах, а в белых халатах".

На вопрос, а что, если информация, собранная журналистом, является правдивой, правозащитник ответил, что в случае с шантажом это не имеет никакого значения.

"Возвращаясь к борьбе с журналистским рэкетом, особо подчеркну, что с точки зрения закона, для наказания за вымогательство, не имеет никакого значения, являются ли правильными или ложными позорящие жертву сведения. Этот вопрос встает лишь в случае публикации этой информации, причем в случае реальной клеветы или оскорбления журналист может быть наказан по статьям 147 и 148 УК. Главное, что закон не позволяет покушаться на право собственности граждан, на котором, собственно, и построено рыночное общество.

Итак, если жертва журналиста-рэкетира даже не "белая и пушистая", вымогательство у нее денег может обойтись журналисту в лишение свободы на срок не менее 3 лет. Осталось лишь зафиксировать факт вымогательства с помощью аудио- или видеозаписи, в чем могут помочь правоохранительные органы", - резюмировал эксперт.

Наталья Гулиева

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.