Эксперт сказал, что за почти два десятилетия ни один человек не был наказан именно по этой статье
Дж. АЛЕКПЕРОВА
«У нас в стране с 1 сентября 2000 года существует уголовная ответственность за пытки. Однако за почти два десятилетия ни один человек не был за это наказан. В то же время существует уже несколько решений Европейского суда по правам человека о нарушении соответствующей статьи 3 Европейской конвенции по правам человека в части качества расследования заявлений о пытках. Как правило, в прокуратуре, которая должна расследовать такие заявления, факты "не подтверждаются". Даже в случае явных следов и при наличии свидетелей. Вместе с тем, некоторых виновных наказывают, даже увольняют, но по другим поводам. Закрыли и несколько мест, где практиковались пытки. Однако терпимость к пыткам в Азербайджане все еще сохраняется». Об этом сказал Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.
По его словам, как правило, расследование по применению пыток в ведет прокуратура и во всех случаях доказать вину чиновников не удается. Всегда находится какое-то другое объяснение наличию физического насилия на теле потерпевшего. И соответственно никто за это не был привлечен к уголовной ответственности. И даже тогда, когда вина вроде бы вполне очевидна (например, в случае журналистов, которых избивали на глазах свидетелей, и это даже попало на фото и видеокадры), истязателя просто привлекали за злоупотребление должностными обязанностями или по каким-то другим статьям, но только не за применение пыток. Получается, что наказывать за пытки, в принципе, не возбраняется, но вот само это слово под запретом.
«Были такие случаи, когда потерпевшие, пройдя все судебные инстанции внутри Республики, обращались в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ выносил решение о нарушении статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, которая запрещает применение пыток. В этих делах речь шла не о самом факте применения пыток, а о недостатках (даже саботаже) расследования. Именно расследование пыток, по мнению Европейского суда по правам человека, проводится в Азербайджане неудовлетворительно. Таким образом, хотя пытки ни в коем случае не признаются в стране, но наши власти несколько раз попадали под критику Евросуда за неудовлетворительное их расследование. Тем не менее ситуация коренным образом не меняется и сегодня», - сказал правозащитник.
По его словам, проблема, конечно, еще и в том, что сам факт применения пыток иногда очень сложно доказать. Например, если у арестованного человека зафиксирована гематома или царапина, то где гарантия, что он не сам себе нанес увечье, чтобы потом обвинить полицейского или следователя? Ведь и такое тоже бывает. Но есть и выход из подобных ситуаций – тщательно фиксировать ход допроса и физическое состояние человека до и после него.
«Азербайджанские правозащитники давно предлагают поставить видеофиксатор в комнату для допросов. Прибор достаточно дешевый, его аналоги есть чуть ли не в каждой второй автомашине. Кроме этого, при отправке на допрос и после него необходимо проводить медицинское освидетельствование, хотя бы по требованию арестованного. А при приеме арестанта в следственный изолятор это вообще предписано законом.
Например, в деле «Джалалоглу против Азербайджана» при приеме в следизолятор были проигнорированы следы пыток, а потом их обнаружили. ЕСПЧ поставил логичный вопрос: если его не избивали в полиции, и у него не было гематом при поступлении в изолятор, то тогда его избили в изоляторе. Или – или.
Также очень важно, с учетом прецедентов ЕСПЧ, усилить контроль за расследованием. Дело в том, что тюремная администрация и органы следствия нередко просто не принимают для отправки письменные жалобы о применении пыток. Когда же этого через несколько недель добивался адвокат, то на его теле уже не оставалось следов физического насилия. Почему-то у нас в стране к этой теме относятся очень поверхностно, и это вряд ли случайно», - сказал глава ПЦА.
«Кстати, совсем не обязательно человека пытают, чтобы склонить его к самооговору и признанию несуществующей вины, или ввиду недостаточной квалификации следователя. Встречаются случаи, когда достаточно подробную информацию о вине получают путем незаконной прослушки или от агентуры. И в том, и в другом случае, такая оперативная информация не может быть использована в качестве доказательства в суде. И человека, в виновности которого следователь уверен на 100%, усердно бьют, заставляя признаться в том, о чем правоохранительные органы и так осведомлены. А всего-то нужно было следовать букве закона и взять у суда санкцию на прослушку или наружное наблюдение за подозреваемым.
В любом случае пытки указывают на грубейшее пренебрежение государственными служащими существующими нормами закона, и с этим надо бороться», - отметил Э.Зейналов.
На это обратили внимание и на проходившем в Баку 15-м заседании Комитета парламентского сотрудничества Европейский Союз-Азербайджан. Вице-президент Европейского парламента Хейди Хаутала отметила, в частности, что ей сообщили о фактах пыток в исправительных учреждениях, и ее это беспокоит.
Хаутала сказала, что если нет толерантности к людям, которые имеют другое мнение, это не совсем толерантность: «Ильгара Мамедова я видела неделю назад. Для осуществления деятельности работающим в правоохранительной сфере необходимо создать гибкую основу. В частности, нас интересует деятельность Коллегии адвокатов, ее независимость. В этой области нет достаточных достижений, и у Министерства юстиции есть возможность проникать в эту область».
Депутат Камран Байрамов подчеркнул, что Европейская Комитет по Предупреждению Пыток может в любое время посетить исправительные учреждения в Азербайджане: «Подготовленные этим Комитетом отчеты учитываются правительством. Несколько лет назад была проблема с условиями содержания заключенных в Азербайджане. Постановлением президента в столице и регионах были созданы пенитенциарные учреждения. В то же время для сотрудников Пенитенциарной службы проводятся семинары. С другой стороны, в Азербайджане развивается институт адвокатуры. В Азербайджане проводятся реформы, растет число юристов. Это один из важных шагов по защите прав граждан.
Депутат Чингиз Ганизаде попросил предоставить факты пыток в исправительных учреждениях в Азербайджане: «Такого рода информация беспочвенна. Происходящее между двумя заключенными также представляется как политически мотивированное происшествие».
"Эхо", 23.05.2018
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.