суббота, 9 ноября 2013 г.

Какую часть законов Азербайджан привел в соответствие европейским нормам?

Остается еще очень много нестыковок и невыполненных обязательств


"Процесс гармонизации законодательства с европейским еще не завершился даже в новых странах-членах Евросоюза. Он требует длительного времени. Азербайджанский парламент по программе Евросоюза несколько лет сотрудничал с литовским парламентом для того, чтобы совместно работать над гармонизацией нашего законодательства с европейским. В этом направлении ведется работа, но надо понимать, что она кропотливая и охватывает очень много сфер. Думаю, мы будем двигаться в этом направлении. И одной из возможностей для продолжения этой работы и является программа "Восточное партнерство". Кроме того, мы сотрудничаем и в рамках Совета Европы с Венецианской комиссией. Сегодня многие законы Азербайджана, особенно которые охватывают политическую систему, были приняты благодаря совместной работе с Венецианской комиссией".

Об этом "Эхо" заявил депутат Милли меджлиса, председатель Партии демократических реформ Асим Моллазаде.

Между тем в Украине депутат Европейского парламента Яромир Количек констатирует принятие Украиной большинства законодательных требований ЕС. Украинским властям удалось принять большую часть законодательства, необходимого для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Такое мнение в комментарии телеканалу БТБ выразил депутат Европейского парламента Яромир Количек (Чехия).

"Я владею полной информацией об этих изменениях. Трансформировать всю систему непросто, потому что есть тысячи нюансов в законодательной базе страны. Но базовые принципы, которые соответствуют принципам ЕС, были приняты, например, направленные на разделение трех ветвей власти. Это очень важно", - отметил он.

В то же время Количек обратил внимание, что потребуется несколько лет на окончательное соотнесение украинского законодательства с европейским. "Потребуется несколько лет работы, чтобы все уладить. Но для обеспечения торговых отношений основные вещи уже сделаны. Думаю, не будет проблемы в том, чтобы вывести на новый уровень отношения между Украиной и всеми странами-участницами ЕС", - добавил депутат Европарламента.

Комментируя повестку дня Вильнюсского саммита, он отметил, что вопрос экс-премьер-министра Юлии Тимошенко не является ключевым. "Да, это не является жизненно важной проблемой. Это скорее символ, в большей или меньшей степени. А я не думаю, что символы должны выходить на первый план при обсуждении между партнерами. Конечно, не думаю, что Тимошенко - святая. Но я думаю, что мы должны показать, что обе стороны учитывают гораздо более важные вещи, чем частное дело. И нет разницы, уголовное оно или политическое", - подытожил политик ("Дело").

"Наше налоговое, таможенное, банковское законодательство, конечно же, отличается от европейского, - говорит в беседе с "Эхо" независимый экономист Октай Ахвердиев. - Но из года в год оно совершенствуется. Появляются какие-то задачи, и в соответствии с ними, законодательство совершенствуется. Но если взять базовую часть европейского и нашего законодательства, то разница не слишком велика. Помню, в начале 90-х годов, когда Азербайджан только начинал принимать законы, конечно, мы использовали европейский опыт, в частности стран Восточной Европы. Их законодательство тогда не было один в один со странами Западной Европы, но мы использовали их практику."

"В Европе есть таможенное законодательство, собственно, есть оно и у нас. Скажем, процесс прохода через границу один и тот же, в законодательстве четко прописаны нормы, как должно быть при пересечении на автомобиле, на поезде. Но вот конкретика строиться по разному. Резко различается, скажем, банковская система. В развитых странах все пользуются карточками, и не надо вывозить за границу пачками деньги. У нас тоже можно так делать, но общество еще не достигло того уровня, чтобы пользоваться только карточками. Поэтому у нас прописаны ограничения на провоз наличных денег через границу. И у нас многие люди вывозят деньги наличными".

В свою очередь глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов привел "Эхо" ряд примеров невыполнения Азербайджаном принятых на себя обязательств.

"Законодательство многослойное, и очень часто успокаиваются на том, что принят закон. А исполнение законодательства идет по другой линии, по линии министерских и ведомственных актов, подзаконных нормативных документов. Можно привести несколько примеров. В частности, европейской нормой является наличие суда присяжных. У нас в Уголовно-процессуальном кодексе написано, что особо тяжкие преступления должны быть рассмотрены судом присяжных. Этот кодекс у нас в силе с 1 сентября 2000 года, а суда присяжных нет до сих пор. Потому что суд присяжных должен быть создан на основе отдельного закона "О суде присяжных", а потом будет принята отдельная инструкция, как выбирать присяжных".

"У нас очень многое на том уровне, который обычно выпадает из поля зрения постороннего наблюдателя, - говорит Эльдар Зейналов. - То есть на уровне министерских актов. Вот там очень много нестыковок с европейскими стандартами. Еще другой момент, европейские стандарты - это то, что прописано в международных договорах в Европе. В частности, договоров Азербайджаном не ратифицированных."

"Соответственно, они не являются для нас обязательными. Более того, существует и такое мнение, оппозиционное европейским стандартам, что мы живем не в советские времена, когда кремлевские законы были обязательны для всех. Европейские нормы в какой-то степени являются рекомендательными, мы можем их выполнять или не выполнять. Такое мнение очень глубоко сидит в менталитете наших чиновников. Я с этим постоянно сталкиваюсь, например, в вопросе с прецедентами европейского права. У нас до 2006 года законодательство было кодефицированным, то есть на основе кодексов. А начиная с создания Конституционного суда и вынесения решений этого суда, постепенно к 2006 году наша правовая система начала включать и прецеденты."

"То есть сейчас прецедентное право, в принципе, признается. Элемент прецедентного права - это решения Европейского суда по правам человека. Их надо выполнять не только в отношении конкретной жертвы, но и принимать во внимание в дальнейшей практике. На них можно уже ссылаться. Но не так давно в Апелляционном суде я попытался сослаться на такой прецедент, однако судья не принял его во внимание. Это тот случай, когда европейские стандарты на практике не приживаются. Я хочу сказать, что есть законодательство, а есть практика выполнения этого законодательства государственными органами".

"Также Азербайджан взял на себя обязательство по принятию закона "Об альтернативной службе", но не выполняет его. Помимо этого в январе 2001 года Азербайджан взял на себя обязательство принять закон "О национальных меньшинствах". Никто не заставлял Азербайджан под этим подписываться. До сих пор не принят этот закон. Почему? Не ратифицирована Европейская хартия о региональных языках национальных меньшинств. Хотя Азербайджан подписался под обязательством ратифицировать эту хартию", - заключил правозащитник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.