суббота, 15 октября 2011 г.

253 пожизненника

отбывали наказание в Азербайджане к середине сентября сего года


К середине сентября 2011 года в Азербайджане насчитывалось 253 приговоренных к пожизненному заключению. Об этом сообщил "Эхо" глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. По его словам, из них 242 отбывали наказание в Гобустанской крытой тюрьме, остальные в СИЗО, колонии для туберкулезников, Центральной тюремной больнице.

Тем временем в Армении 97 пожизненно осужденных, сообщают армянские СМИ. В целом, по состоянию на 1 июня, в пенитенциарных заведениях Армении содержатся 4786 человек, 1354 из них - арестанты. Как сообщили в пресс-службе Министерства юстиции Армении, в уголовно- исполнительном учреждении "Нубарашен" содержатся 1239 человек, в том числе 980 арестантов. В УИУ "Ереван-Кентрон" - 49 человек, в том числе 41 арестант, в УИУ "Артик" - 348 человек, в том числе 34 арестанта, в УИУ "Ванадзор" - 229 человек, в том числе 104 арестанта, в УИУ "Вардашен" - 200 человек, в том числе 60 арестантов, в УИУ "Горис" - 110 человек, в том числе 19 арестантов, в УИУ "Абовян" - 231 человек, в том числе 70 арестантов. В УИУ "Эребуни" содержатся 489 человек, в УИУ "Севан" - 681 человек, в УИУ "Кош" - 745 человек, в УИУ "Раздан" 185 человек, в УИУ "Больница для осужденных" - 280 человек, в том числе 46 арестантов. В пенитенциарных учреждениях республики содержатся 67 иностранцев и 71 гражданин СНГ. В уголовно-исполнительном учреждениях Армении содержатся 97 осужденных на пожизненное заключение.

По мнению главы ПЦА Э.Зейналова, если посмотреть в процентном отношении по сравнению с количеством населения в Армении в сравнении с Азербайджаном больше пожизненников. При этом он указал: несмотря на то, что армяне заявляют о том, что, мол, "Нагорно-Карабахская Республика" "независима", пожизненников из "НКР" также содержат в Армении. "Поэтому затрудняюсь сказать, сколько человек из 97 пожизненно осужденных в Армении выходцы из Карабаха. Также отмечу, что как в Азербайджане, так и Армении женщин на пожизненное заключение не осуждают, как это применяют в Грузии. Там, как минимум три женщины приговорены к пожизненному заключению за перевозку наркотиков в большом количестве" - продолжил Э.Зейналов.

Что касается проблем, с которыми сталкиваются пожизненники, то, по словам правозащитника, "некоторые из них связаны с законодательством, или с условиями содержания". "Одна из проблем, которая больше всего их волнует, это возможность освобождения раньше, чем они отбудут в тюрьме 25 лет. Всем пожизненникам установлен единый минимальный срок, по отбытии которого они могут обратиться в суд за условно-досрочным освобождением. Ни один из них еще не отбыл столько в тюрьме. Только трое отсидели 22 года, один - 23 года. За это время несколько десятков заключенных скончались, часть из них в результате суицида, другие в результате различных хронических болезней. В настоящее время несколько заключенных подняли вопрос о том, что 25-летний лимит превышает продолжительность жизни мужчин в Азербайджане", - пояснил эксперт. Э.Зейналов напомнил о том, что те, кто был осужден в 50-60 лет, могут просто не дожить до того, как отбудут в тюрьме 25 лет. В среднем продолжительность жизни мужчин в Азербайджане 67 лет. А в крытке есть лица старше 70 лет, и могут подать прошение на УДО, когда разменяют девятый десяток. Таких не так много в Гобустане, примерно 5-6 человек. Один из них полностью ослеп, но все равно его считают опасным для общества. Другой перенес несколько инфарктов и так далее. Однако наши судебные органы настаивают, что прошение на УДО можно подать не ранее, чем они отбудут в тюрьме 25 лет".

Еще одна проблема в том, что в свое время, когда применялась смертная казнь, срок заключения был максимум 15, либо в порядке помилования 20 лет. "Когда отменили "вышку", "пожизненное" им дали неожиданно. Одно время это привело к напряженности. И даже сейчас шесть заключенных проводят голодовку, требуя пересмотреть приговоры и снизить срок наказания до 15 лет. Однако суды с 2005 года прекратили принимать жалобы. Более того, Конституционный суд не рассмотрел 70-80 жалоб, направленных со стороны пожизненников. Они рассмотрели только представление, направленное омбудсменом, касающееся проблемы "15 лет", и приняли решение, подчеркнув, что заключенные должны обращаться в суды по месту отбывания наказания в порядке исполнения наказания". Когда пожизненники обратились в Европейский суд по правам человека, то их жалобу ЕСПЧ не принял.

"Однако некоторые из осужденных получили расстрел за убийство, другие за бандитизм. В свое время, до 2000 года, за бандитизм по ст.70 старого УК до 1998 года могли приговорить к расстрелу, а в 1998 -2000 годах - к пожизненному заключению. В 2000 году уголовное законодательство поменяли, и теперь за бантитизм больше, чем к 15 годам, не приговаривают". Среди бывших смертников нашлось пять человек, которых приговорили по ст.70 старого УК. которым срок наказания должны снизить до 15 лет лишения свободы".

В качестве примера он назвал заключенного Интигама Гаибова, осужденного по делу группы "Гарангуш". "Он считается политзеком. В первую карабахскую войну фронтовики из Губадлы создали "автономную" разведгруппу. Порой они проникали в тыл к армянам до 30 км, пленили армянского генерала и приводили его в штаб. Перед тем как армяне оккупировали Губадлы, разведчики, узнав об этом, сообщили в штаб, но их не послушали. Когда армяне перешли в наступление, около 500 человек попали в плен. Пока шли бои, пять человек, ответственные за оборону Губадлы, сели в машину, решив удрать. Разведчики их поймали, отвели в кусты и расстреляли. Это признали как самосуд, когда впоследствии армяне передали трупы убитых. Из их тел извлекли пули, и оказалось, что они выпущены из трех автоматов. Троих обвинили в убийстве, один из них сегодня жив. Остальных приговорили так, за компанию. Самому младшему в тот период было 17-18 лет, он просто караулил арестованных. Его нашли в России через 9 лет, лишили российского гражданства, передали Азербайджану, где он приговорен к пожизненному заключению".

Их осудили по ст.70 старого УК. И по всем нормам права, продолжил Э.Зейналов, им не должны дать больше 15 лет. Но тем не менее их приговор оставили без изменений. "Я видел решение суда. Это был юридический нонсенс". Другая группа осужденных, которая провела в заключении 22 года, приговорена за бандитизм по ст. УК Грузии и России. "В этих республиках за подобное преступление больше 15 лет не дают. А тем не менее двое из них продолжают отбывать наказание за приговор, вынесенный по УК другой страны. Это также нонсенс. Т.к. в конституционном акте о государственной независимости один из пунктов гласит, что действие законов других государств, с момента принятия данного документа, на территории Азербайджана прекращается".

Что касается условий содержания пожизненников, то, по словам Э.Зейналова, по сравнению с 1998 годом они улучшились. "В 2008 году увеличили количество кратковременных свиданий до шести, и двух длительных. Те, кто отсидел более 10 лет, могут претендовать на улучшенные условия. Это одно длительное и два кратковременных свидания. Им увеличили количество телефонных звонков, хотя еще в 1998 году это было запрещено. И сейчас у них право на 24 телефонных звонка в год", - отметил Э.Зейналов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.