Об этом заявил "Эхо" отечественный эксперт
21.10.2011 Дж.АЛЕКПЕРОВА
"В скором времени условия содержания в Гобустанской крытой тюрьме будут обсуждаться в Евросуде". Об этом заявил "Эхо" глава Правозащитного центра Эльдар Зейналов. Между тем накануне ЕСПЧ обнародовал очередное решение по Азербайджану. Как сообщает АПА со ссылкой на сообщение пресс-службы ЕСПЧ, истец гражданин Азербайджана Мамед Мамедов, 1983 года рождения, отбывающий в данный момент пожизненное заключение в Гобустанской тюрьме, подал жалобу в ЕСПЧ на несправедливое судебное разбирательство, а также на бесчеловечные условия его содержания в Гобустанской тюрьме.
При этом он ссылался на статью 6.1 (право на справедливое судебное разбирательство), поскольку апелляция по делу проводилась в его отсутствие, и статью 3 (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) Европейской конвенции по правам человека. Суд постановил, что имело место нарушение статьи 6.1, и присудил М. Мамедову 4.800 евро в качестве компенсации за моральный ущерб.
Отметим, что М. Мамедов подозревался в связях с чеченскими боевиками, и в апреле 2004 года азербайджанские власти признали М. Мамедова виновным в убийстве с отягчающими обстоятельствами, контрабанде огнестрельным оружием и создании незаконных вооруженных формирований.
Как сказал Зейналов, условия содержания в Гобустанской тюрьме тяжелые, это одна из двух тюрем, где заключенные содержатся в камерах. Вторая такая - это колония №8, где часть заключенных содержится в камерах, а часть в бараках. Корпуса в Гобустанской тюрьме не предназначены для такого длительного круглосуточного содержания. Вообще у правозащитников очень много претензий к условиям содержания в данной тюрьме. На условия содержания в Гобустанской тюрьме подали жалобу в Евросуд двое заключенных - Шакир Рзаханов и Чингиз Пашаев. Они прошли все местные инстанции, два года назад ЕСПЧ признал эти дела приемлемыми, и начался процесс коммуникации. И коммуникация практически уже закончена, поэтому, скорее всего, в скором времени условия содержания в следственных изоляторах Гобустанской тюрьмы будут обсуждаться в Евросуде.
По словам правозащитника, начиная с 2005 года, пожизненно заключенным не дают возможность подавать жалобу, несмотря на то, что по закону это разрешено. Однако в законе не обговорен срок, в течение которого пожизненно заключенные имеют право подавать свою жалобу. Совершенно непонятно, почему одним это разрешают, а другим нет. Согласно рекомендациям ПАСЕ люди обязаны подавать в суды. Менталитет же нашего общества таков, что они лучше 15 лет будут жаловаться во все инстанции, писать в ООН, президенту страну, бросаться под машину, но только не обращаться в суд.
"Нашим гражданам надо помнить, что некоторые недоброжелатели распространяют слухи о том, что жалобу в ЕСПЧ можно отправить только после прохождения Пленума Верховного суда и Конституционного суд. Но это неправда, после 2004 года было принято, что последняя инстанция необходима для обращения в ЕСПЧ - это Верховный суд. Причем это надо делать не позже полугода после вынесения решения.
"Я был представителем Мамедова в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Однако ко мне его дело дошло только после того, как прошло все местные инстанции", - сообщил Зейналов.
По его словам, в его деле было упущено очень много возможностей подачи жалоб на этапе рассмотрения дела в Апелляционном суде. Мамедов попался вместе с группой политических заключенных, которых называли "Карабахские партизаны". Это дело рассматривалось несколько лет назад. С этой группой, видимо, "хорошо поработали" наши власти, и в результате на судах не были подняты определенные вопросы, которые впоследствии не удалось рассмотреть и в Евросуде. К примеру, по словам подсудимых, в ходе следствия они подвергались пыткам. Но ни в одной инстанции этот вопрос не был затронут. В Апелляционном суде также было допущено грубое нарушение. Поскольку многих заставили написать отказной документ от посещения судебного заседания. Другие не написали подобный документ, но их также не допустили в зал суда. Их адвокаты же узнали об этом факте только в ходе суда, но и они промолчали. Это нонсенс, поскольку людям должны были присудить большие сроки, а они якобы не хотят присутствовать. Именно в зале суда эти люди смогли бы что-либо опровергнуть, что-либо объяснить.
Как сказал правозащитник, непонятно, по каким причинам адвокаты не подняли данный вопрос в Верховном суде. Ведь понятно, что на подсудимых было оказано давление. В ЕСПЧ удалось поднять только одно дело, где явно было выражено нарушение, поскольку повестку в суд не получили ни адвокат, ни подсудимый. В Верховном суде на заседании присутствовал только прокурор, который потребовал отклонить конституционную жалобу. А судья, заслушав только одного прокурора, вынес решение - то есть оставил в силе ранее вынесенное другими судами решение. "Карабахских партизан" обвинили в том, что они создали незаконное вооруженное формирование и незаконно хранили оружие. Ну, понятно, что любое оружие без лицензии является незаконным. А вот создание вооруженного формирования - это совсем другое. Вооруженное формирование относится не ко всем группировкам, а только к тем, которые собрались совершать вооруженное нападение на конституционные органы власти в политических целях.
Изюминка этого дела состоит в том, что "Карабахские партизаны" создали это формирование, контрабандным путем привезли оружие, при этом для того, чтобы купить у чеченцев оружие, кто-то продал квартиру, кто-то машину, а потом через Грузию оно было привезено в Азербайджан. Однако никто не учел то, что эти люди вооружались против армян, они хотели воевать в Карабахе. "Учитывая все эти факты, насколько правильно их обвинять в создании незаконного вооруженного формирования? В случае признания судом их вины, получается, что "Нагорно-Карабахская Республика" признана тремя инстанциями наших судов в качестве конституционного органа власти, за покушения на которую следует наказывать по всей строгости законодательства нашей страны", - отметил он.
По его словам, когда в Правозащитном центре работала смешанная рабочая группа по политическим заключенным, был поднят вопрос "Карабахских партизан", со всех виновных была снята данная статья. И их сразу освободили, поскольку за незаконное оружие много лет не присуждают, а эти люди уже достаточно отсидели. Однако с Мамедова эта статья так и не была снята. Теперь образовалась вообще непонятная ситуация, так как со всех участников группировки сняты обвинения, а он остался один. Получается, что один Мамедов создал вооруженную группу, но ведь группа подразумевает хотя бы несколько человек. Непонятно, почему юристы в Верховном суде не добились иного решения.
Как отметил Зейналов, решение по делу Мамедова вступит в силу в течение трех месяцев. Эти три месяца даются для того, чтобы власти и жалобщик могли в случае недовольства подать жалобу. "Но я думаю, что наши власти согласятся с этим решением ЕСПЧ, поскольку судья от Азербайджана в Евросуде Ханлар Гаджиев проголосовал "за" данное решение. После того, как решение суда вступит в силу, оно будет рассмотрено пленумом Верховного суда, который отменит решение той инстанции, которая допустила ошибку, а после отправит его на новое рассмотрение. В случае подтверждения на счет Мамедова отправят 4800 евро, которые ему понадобятся для приобретения сильного адвоката.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.