среда, 12 ноября 2008 г.

Эльдар Зейналов: «Преступников, сидящих за реальные изнасилования "опускают"»

 12 ноября 2008 12:40 

- Эльдар муаллим, есть ли точная статистика количества армян, отбывающих срок в азербайджанских тюрьмах?

- В Пенитенциарной Службе Минюста наверняка есть. Я никогда этой цифрой не интересовался, так как для нашей организации все заключенные имеют равные права. Если поступает сигнал от конкретного заключенного о нарушении его прав, и мы видим, что под ним есть какое-то основание, то таким заключенным интересуемся, стараемся решить его проблемы. В каждой колонии содержится по 1-2 армянина, так что не думаю, что очень ошибусь, если оценю число армян в местах лишении свободы в 15-20 человек. 

Это не военнопленные и не заложники, но их периодически навещают делегаты Международного Комитета Красного Креста, чтобы убедиться, что они не подвергаются особому давлению в связи с Карабахским конфликтом.

- А есть ли в отечественных тюрьмах давление на заключенных по национальному признаку?

- Как определенной политики, например, отселение заключенных определенных национальностей в отдельный барак и тому подобное, такого давления нет. К запросам русскоязычных и иностранцев в пенитенциарных учреждениях обычно проявляется должное внимание.

Правда, есть проблема с судами, которые не всегда принимают жалобы от заключенных на русском языке. В прошлом различного рода проблемы имели заключенные, осужденные за сепаратизм, например, талыши-сторонники Аликрама Гумбатова и лезгины-садвалисты. Количество умерших от различных болезней в этих двух группах заключенных было значительно выше среднего показателя. И сегодня среди тех, кто жалуется на дискриминацию по национальному признаку, тоже в основном лезгины и аварцы, осужденные за сепаратизм, хотя временами присоединяются и обычные уголовники. В Гобустанской тюрьме, например, одного такого неполитического заключенного, который жаловался Президенту, Омбудсману, правозащитникам, что его притесняют как лезгина, администрация изолировала в камере-одиночке с мотивировкой, что он пытался негативно повлиять на межэтнические отношения. Сейчас это дело находится в суде, и заключенный готов дойти хоть до Страсбурга.

Но это редкий случай. Обычно проблема состоит в том, что, как говорится, слово к делу не пришьешь, а в более серьезных случаях, чем предполагаемое словесное оскорбление, заключенные обычно ограничиваются жалобами в различные местные и международные организации, старательно избегая подачи иска в суд. В результате возникает "патовая ситуация": заключенные, скажем, сообщают об избиении, администрация же сообщает, что проведена проверка и ничего не подтвердилась, и на этом вопрос и закрывается, так как родственники заключенного решают не обращаться в суд.

- Как в отечественных тюрьмах и колониях относятся к осужденным, отбывающим срок за изнасилования?

- По-разному. Обычно уголовники стараются разобраться, насколько обоснованны обвинения в изнасиловании. Например, встречаются случаи, когда обвинение в изнасиловании выдвигаются женщинами, чтобы отомстить своему партнеру или принудить его к браку. Напомню случай, что не так давно группа женщин, включая бывшую "королеву красоты", обратилась в прокуратуру с заявлением о том, что за несколько лет до этого некий уголовный авторитет, а также осужденный бывший офицер полиции, находившиеся в заключении, обманом завлекли их на свидание и там изнасиловали, после чего дали каждой по 300-400 долларов. "И так было несколько раз", - отметила "потерпевшая". В результате суд добавил сроки этим заключенным по статье "изнасилование".

В отличие от судьи, к такого рода обвинениям как заключенные, так и правозащитники относятся скептически. Другое дело - реальные случаи изнасилований, особенно малолетних или членов семьи. Такого рода преступники в заключении навечно находятся в самом низу социальной лестницы. Обычно их "опускают" и превращают в "петухов".

Это не всегда изнасилование со стороны "правильных" заключенных, есть много замещающих ритуалов. Есть даже щадящий вариант, когда кандидат в "петухи" собирает свои вещи и сам уходит к "петухам" (таких на жаргоне называют "беженцами"). Но результат один: заключенный становится неприкасаемым, лишается голоса при обсуждении проблем, выполняет самые грязные работы, подвергается различным унижениям. Многие такие "обиженные" заключенные обращаются к администрации с просьбой обеспечить их безопасность и содержатся отдельно от основной массы заключенных.

- Резюмируя все сказанное о судьбе армян и насильников в азербайджанских тюрьмах, как Вы прокомментируете то, что при попытке побега из исправительного учреждения в столице Азербайджана служащим охраны был ранен заключенный-армянин Саркисян Эдгар Эдуардович (1985 года рождения), который был приговорен к 14 годам лишения свободы за изнасилование своей сестры? 

- Что тут сказать? По закону, охрана обязана применять оружие, если заключенный пытается бежать. Исключение делается только в отношении несовершеннолетних и женщин. Так что, если армянин, азербайджанец или негр попытается бежать из тюрьмы, действия охраны будут именно такими. 

Кстати, на моей памяти случай, когда заключенный-армянин успешно бежал из воспитательной колонии. В него не стреляли ни тогда, ни впоследствии, при задержании. 

Само уголовное дело Саркисяна этим летом вызвало некоторый общественный резонанс. Правда, не столько из-за национальности обвиняемого, сколько из-за характера преступления: согласно обвинению, его жертвами были малолетние сводные брат и сестра. Саркисян, таким образом, обвинялся в бисексуальной педофилии с инцестом. Мне без ознакомления с уголовным делом трудно судить, насколько была доказана экспертизами та мерзость, в которой его обвинили. Но думаю, что для уголовников немаловажным было то, что жалоба в полицию поступила от его родной матери. А к матери отношение у заключенных почти культовое. Если человека обвиняет родная мать, не отказавшаяся от него после первой отсидки сына за кражу, то ему будет практически невозможно оправдаться перед уголовниками. Добавлю, что если он будет признан виновным в побеге (статья 304 УК), то к его сроку добавят еще несколько лет.

Кроме того, в его личном деле будет отмечена "склонность к побегу", что обычно оправдывает применение наручников, и часто является препятствием для помилования.

Рубаба Гольштейн
Day.Az

https://news.day.az/society/136447.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.