16 июля 2003 г. исполняется 10 лет со дня смерти Ягуба Рзаева, бывшего командира Агдамского батальона «Карабахские соколы». Ввиду своего героизма он заслужил у товарищей кличку «Гатыр Мамед».
В коммунистический период он был на хорошем счету у Народного фронта, но после прихода НФА к власти он был арестован и обвинялся в бандитизме и самоуправстве. Формальное обвинение было в том, что он якобы неправильно раздавал жалование бойцам батальона. Если даже и так, то тогда надо было бы арестовать 99% командиров того времени. Суд был назначен на 20 июля 1993 г. и в связи со смертью «Гатыр Мамеда» был отменен, оставив все вопросы по этому делу открытыми.
Сама смерть Я.Рзаева тоже покрыта налетом тайны. Он был одним из самых осведомленных свидетелей трагедии Ходжалы в феврале 1992 г. После смены власти в июне 1993 г. эта тема снова начала усиленно муссироваться – если в 1992 г. ее использовали против президента Муталибова, то в 1993 г. обвинения выдвигались уже против Народного Фронта. Это облегчалось тем, что 3 июля Генеральным Прокурором назначен Али Омар оглы Омаров, являвшийся народным депутатом и заместителем председателя депутатской комиссии по расследованию Ходжалинской трагедии.
«Гатыр Мамед» поступил в больницу 14 июля в 23.45 с диагнозом «инфаркт миокарда». По неофициальным данным, до этого он подвергался мерам физического воздействия с целью заставить взять на себя более тяжелые преступления. Он был также осведомлен о многих темных сторонах трагедии в Ходжалы, говорят, что знал что-то «лишнее» и о сбитом вертолете с командой А.Муталибова. Известно, что свидетели этих историй «убирались» успешнее, чем в деле об убийстве Кеннеди...
На следующий день, 15 июля 1993 г. в Милли Меджлисе начались слушания по отчету парламентской комиссии о событиях в Гяндже. Одновременно с началом слушаний 15 июля начались аресты лидеров НФА, а 16 июля Милли Меджлис постановил в ближайшее время заслушать заключение и другой комиссии - по расследованию событий в Ходжалы.
Именно днем 16 июля в медсанчасти Баиловской тюрьмы и скончался «карабахский сокол». Впоследствии за решетку упрятали и другого свидетеля Ходжалинских событий – Фахмина Гаджиева, который сейчас безуспешно пытается пересмотреть свое дело. А тайны Ходжалы остались под пеплом истории...
Сможем ли мы что-то доказать миру о резне в Ходжалы, если сами не проявляем заинтересованности в полном и всестороннем расследовании этого дела?
Эльдар Зейналов.
P.S. «Гасан Сарыев:...Бывали странные случаи. После того, как к власти пришел Фронт, Ягуб Рзаев, которого мы называли Гатыр Мамед, хорошо оборонял 19-й пост. Все агдамцы прекрасно знали: когда Ягуб стоит на посту, ни у кого нет повода для беспокойства. Они убрали его оттуда, посадили в тюрьму. Чего только не вытворяли с ним. А затем убили, так как он знал что-то, связанное с катастрофой вертолета. Он и сам как-то обмолвился: я знаю, кто устроил эту катастрофу, кто уничтожил доблестных сынов народа. Поэтому его и убили в тюрьме».
(Газета «Бакинский рабочий». 26 июля 2003 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.