суббота, 30 августа 2003 г.

Надвигается скандал

Эльдар Зейналов,
директор Правозащитного Центра Азербайджана

За переполохом, связанным с ухудшением здоровья президента, как-то отошла в тень оживленная дискуссия о судьбе политических заключенных. Как известно, на июньской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы Азербайджан обязали до 1 сентября решить эту проблему раз и навсегда. Возглавлявший азербайджанскую делегацию нынешний премьер Ильхам Алиев выдвинул несколько возражений, в основном сводящихся к тому, что для решения обязательств, взятых страной еще в июне 2000 г., срок маловат, и необходимо подождать до январской сессии. Эти доводы приняты во внимание не были, потому что требуемые 4 дополнительных месяца едва ли смогут что-то решить там, где власти не могут разобраться в течение более 3 лет.

Напомним, что речь на данном этапе идет об остатке пилотного списка и еще примерно 180 предполагаемых политических заключенных. Докладчик по политзекам Клерфайт по предложению Федерации правозащитных организаций Азербайджана представил ПАСЕ еще два списка из 130 политзеков, не попавших в первоначальный список из 716 имен, а также арестованных после вступления в СЕ. Но ввиду того, что они не попали в новый мандат экспертов СЕ, сформулированный 2 апреля с.г., едва ли реально, что сейчас ими будут непосредственно заниматься.

Ну, а что же “старые” политзеки? Судя по тому, что правозащитников почти перестали проклинать по телевидению и в прессе, власти не считают для себя эту проблему актуальной ввиду болезни президента, который всегда единолично с нею разбирался. Только вот примут ли 1 сентября в Европе отговорку, что демократическая страна не в состоянии выполнить свои государственные обязательства ввиду плохого здоровья президента? Мысленно поставьте на место Азербайджана Францию, Германию, Бельгию, даже Польшу, и вы увидите, насколько гротескно-несерьезным выглядит такой аргумент на фоне заявлений о строительстве “развитой демократии”. Если пересмотры судебных дел двух сотен заключенных зависит лишь от здоровья и настроения президента страны, не нужно иных доказательств того, что эти люди относятся к политзаключенным, а страна далека от стандартов Европы.

Поэтому 1 сентября Азербайджан ждет “выговор”, и неприятный. А на осенней сессии ПАСЕ азербайджанская делегация, скорее всего, и вовсе потеряет свой “голос”. Можно ли этого избежать или хотя смягчить критику? Безусловно.

Во-первых, по большому счету, буквальные обязательства, которые взяли на себя перед СЕ наши власти, это: 1) пересмотреть дела или освободить (на выбор) тех заключенных, кого посчитают политическими, и 2) признать результаты работы экспертов по определению политзаключенных. Задачей наших властей, стало быть, является следом за заключением экспертов о том, что такой-то заключенный является политическим, незамедлительно освободить его или начать новый суд. Естественно, что это не быстрый процесс, и еще в апреле этого года предполагалось, что эксперты СЕ закончат проверку оставшихся дел примерно к концу марта 2004 г.

Именно отсутствие адекватной реакции властей в отношении 17 заключенных из пилотного списка и накалили атмосферу, приведя к требованию освободить всех предполагаемых политзеков. Ведь власти своими спорами, обвинениями в адрес СЕ и затянувшимися судами недвусмысленно доказали всей Европе, что они неспособны обеспечить справедливые суды политзекам. Если бы власти слушали экспертов СЕ, то для решения проблемы у них было времени на 6-7 месяцев больше, чем его дают сейчас.

В этой обстановке самым радикальным решением, на мой взгляд, была бы всеобщая политическая амнистия, т.е. освобождение решением Милли Меджлиса всех политзаключенных одним списком. Или, как вариант, освобождение их от ответственности по “политическим” статьям вроде 57, 57-1, 63, 70-2 старого Уголовного Кодекса. В таком случае в заключении осталась бы небольшая группа людей, на которых, помимо политических, “висят” и чисто уголовные обвинения. А с ними было бы куда легче разбираться. И, отметьте, для этого не нужно будет беспокоить президента.

Есть и другие пути. Так, по меньшей мере 110 заключенных из обсуждаемого списка (больше половины!) уже отсидели достаточно времени, чтобы быть освобожденными из заключения условно-досрочно – простым десятиминутным решением районного суда. Одна из отличительных черт именно политических заключенных как раз и состоит в том, что они сидят “до звонка”, т.е. весь срок, даже если сели первый раз, имеют кучу детей и участвовали в войне. Раз уж вы считаете политзеков простыми уголовниками, господа, то и поступите по закону, как со всеми остальными.

Те политзеки, которые содержатся сейчас на пожизненном заключении, в большинстве получили его незаконно. В момент совершения ими инкриминируемого преступления в 1993-1996 гг., пожизненного заключения как вида наказания вообще не было. Если бы им сразу же отменили смертный приговор индивидуально (помиловали), то они отбывали бы сейчас срок в 15-20 лет. Когда же в 1998 г. отменили смертную казнь для всех, то внесудебный орган – Милли Меджлис заменил им расстрел на пожизненное заключение. Более того, в июле этого года Апелляционный Суд пересмотрел и бездумно подтвердил один такой пожизненный приговор.

А ведь изменения в законодательстве, отягчающие положение осужденного, не должны иметь обратной силы. Для иллюстрации – абсурдный пример: вчера, когда вы разбили оконное стекло, за это давали штраф, сегодня изменят закон и за это будут давать уже 5 лет тюрьмы, а завтра вас арестуют и посадят за решетку за позавчерашнюю шалость, придав новому закону обратную силу.

Так почему бы Конституционному Суду не проверить конституционность соответствующего раздела закона об отмене смертной казни, а Верховному Суду - не дать бывшим смертникам, да и части пожизненников, получивших приговор за преступления, совершенные до февраля 1998 г., те 15 лет лишения свободы, выше которых они в отсутствие смертной казни и не получили бы по суду до 1998 г.? Тогда бы пересмотрели приговоры почти всех (21 из 28) пожизненных политзеков, и это многих бы, включая СЕ, устроило.

Таким образом, даже без политической амнистии, судьба двух третей политзаключенных может быть решена без участия президента! Так зачем же ждать вызова на европейский “ковер”?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.