пятница, 2 ноября 2001 г.

Очередные жертвы политики двойных стандартов СЕ

Эльдар Зейналов
Правозащитный Центр Азербайджана

Судя по библейской притче о неправедном судье, эта проблема, видимо, насчитывает столько же лет, сколько сам судейский корпус. И удивляться стоит не самому явлению, а тому, что человечество до сих пор не устало этому возмущаться. Особенно мощный всплеск благих ожиданий порождает появление на горизонте новых "столпов справедливости" в виде различных хартий вольностей, конституций, международных договоров или институтов во имя прав человека. 

Возьмем, к примеру, тот же Совет Европы. Я помню, сколько шишек (причем со всех сторон, а не только от властей!) собрал наш Правозащитный Центр Азербайджана, когда пытался поставить в список обязательств пред Советом Европы проблему политических заключенных. Проблему в конце концов обозначили, привлекли к ее рассмотрению экспертов Совета Европы. А в результате получили еще один образчик двойных стандартов - добрая четверть заключенных из "пилотного списка" экспертов не была признана политическими.

Казалось, чему еще удивляться после 2000 года, когда наша бюрократия в принятии законов благодаря пресловутой экспертизе СЕ избегала общественного обсуждения в стране? В результате такой экспертизы впервые в истории независимого Азербайджана НПО не участвовали в мониторинге выборов, т.к. новый закон запрещает такую деятельность тем НПО, кт о финансируется в основном за счет зарубежных грантов (а откуда нам в Азербайджане взять местные гранты - от мафии или политиков?). Апогеем этой близорукой политики было решение пригласить страну в СЕ через пару дней после констатации наблюдателями СЕ массовых нарушений этих самых выборов.

Далее властям дали "школьные каникулы": после приема страны для выполнения уже взятых обязательств был установлен срок, не меньший одного года, чем власти сейчас и пользуются. Выступать с анализом того, как эти обязательства реализуются, как это делают некоторые мои коллеги, сейчас даже нет смысла, так как спрос наступит после 25 января, а то и позже.

Единственное обязательство, где не был указан конкретный срок, касается судьбы политзаключенных. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, так как это дает возможность критиковать власти уже сейчас. Плохо, потому что решение проблемы могут затянуть на неопределенное время. Парламентская Ассамблея СЕ попробовала было поторопить события, призвав решить проблему к 18 октября, но ее рекомендацию проигнорировали. И тогда, выждав неделю, руководство ПАСЕ публикует отчет по "пилотному списку" политзеков. Вышел скандал, так как из списка выпал кое-кто из любимцев оппозиции и правозащиты.

Среди тех, кого забраковали, был и активист партии "Вахдат" Садиг Самедов, получивший 6 лет за участие в несанкционированном митинге и стычке с полицией в Шеки. В списке, составленном ПЦА, откуда это имя "выловили" для "пилотного списка", правда, он был. Но на момент, когда экспертами собирались списки потенциальных политзеков, многие в Баку не считали их таковыми, потому что еще не было решения суда по их делу. Может быть, и это разногласие между правозащитниками сыграло свою роль. Но эксперты просто обязаны были вникнуть в уже известные детали "Шекинского дела"!..

И вот вам результат - после публикации поспешного решения экспертов Апелляционный Суд с легким сердцем отклоняет жалобу шекинцев, не изменив ни запятой в их приговоре. Едва ли можно теперь расчитывать на пересмотр дела "фронтовцу" Фахмину Гаджиеву, "исламисту" Рухулле Ахундову, не говоря уже о "садвалисте" Хабибе Абуеве. Сильно сомневаются и в "альакрамовце" Авазе Рамазанове, признаном особо опасным рецивистом за двойную измену Родине - первый раз по делу Расима Агаева, второй - за восстание в Гобустане.

Итак, ради членства страны в Совете Европы в жертву уже принесены парламентские выборы и сформированный в результате парламент, кособокое законодательство, теперь вот судьбы 18 шекинцев и других политзеков… 

Хорошо, что хоть сейчас общественность потихоньку начала освобождаться от своих прежних иллюзий. На недавних встречах мониторинговой группы СЕ с неправительственными организациями и оппозицией гостям констатировали, что положение в сравнении с 2000 годом стало хуже.

Что дальше? Пойдет ли развитие по "грузинскому варианту", где реформы почти остановились, а во многом и пошли вспять? Или же все-таки, оправившись от комплекса преклонения перед старшим страсбургским братом, мы сами примемся за свои дела? Выбор за нами.

2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.