До предполагаемого принятия Азербайджана в Совет Европы осталось менее месяца. В эти дни в обществе и на страницах печати идет немало дискуссий на эту тему. Мы попросили прокомментировать их директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова.
- Как Вы думаете, насколько реальны слухи, что нарушения во время выборов и другие притеснения оппозиции могут стать причиной непринятия Азербайджана в СЕ?
Общеизвестно, что я постоянно выступал с заявлениями о преждевременности принятия Азербайджана в СЕ. Они основаны на моей убежденности в том, что демократические реформы могут потерять свою динамику после того, как страна вступит в СЕ, как это случилось с Россией и Грузией. Кроме того, я считаю, что та лавина жалоб, которая свалится на Европейский Суд по правам человека и другие европейские институты, произведет шоковое впечатление на Европу. Поэтому, являясь в принципе сторонником членства Азербайджана в СЕ, я предлагаю «вытереть грязную обувь» перед тем, как входить в приличный европейский дом.
Вместе с тем я могу констатировать, что Парламентская Ассамблея Совета Европы на сегодня уже готова принять Азербайджан. И доклады различных комиссий о имеющихся проблемах в области прав человека только подстегивают ПАСЕ к тому, чтобы побыстрее это сделать. Парадокса в этом никакого нет. Просто среди большинства членов ПАСЕ царит убеждение, что после принятия Азербайджаном конкретных обязательств появится возможность влиять на власти. Как высказался один из чиновников СЕ, которые будут играть ключевую роль в этом процессе, «сейчас мы только просим, а тогда будем требовать».
Представьте себе, что вас, солидных взрослых людей, дразнит с улицы какой-то оборванец-мальчишка. А именно это напоминают поступки некоторых чиновников - вспомним перевод части политзаключенных в Гобустан, охлаждение отношений с неправительственными правозащитными организациями, наконец, классическое: «обязательства перед СЕ нас ни к чему не обязывают!» Выйти на улицу и задать ему трепку вы не можете – несолидно, да и нет такого формального права. Тогда мальчишку заманивают конфеткой в дом, дверь закрывается и уже на своей территории начинается «воспитание».
Похоже, что именно таковы намерения СЕ, и поэтому никакие призывы оппозиции сейчас не будут иметь эффекта. Тем более, что эта же оппозиция в свое время сама взывала к правозащитникам «не будить спящего» в СЕ, чтобы поскорее получить возможность жаловаться новоявленному «старшему брату» в Страсбурге.
Из своих бесед с чиновниками СЕ я понял, что СЕ вполне удовлетворен брошенной международным организациям «костью» в виде отмены выборов по 11 округам. Более того, из их намеков просматривалась и другая кость, поменьше, которую бросят оппозиции. Дело в том, что по традициям ПАСЕ, в национальную делегацию должен быть включен и представитель оппозиции, который может высказываться и голосовать иначе, чем остальные члены этой делегации. Таким образом, если оппозиция не будет представлена в парламенте, то она не сможет попасть и в ПАСЕ и, соответственно иметь возможность поднимать вопросы внутри ПАСЕ. Но, если оппозиционеры войдут в парламент, они должны будут смириться с нынешним парламентом и снять свои претензии по этому поводу.
То есть, опять-таки, СЕ не желает «будить спящего» даже ради всей оппозиции, вместе взятой…
И потом, при той лености наших чиновников, которые не могут хорошо преподнести даже реальные успехи властей, не надо сбрасывать со счетов «позитивную» работу властей Армении и армянской диаспоры. Понимая, что Армению с ее вовлеченностью в Карабахский конфликт отдельно от Азербайджана в СЕ не примут, они фактически сейчас работают на нас, обеспечивая «нужное» голосование. Особенно это было заметно весной и летом этого года.
Так что я больше чем уверен, что 17 января в Страсбурге будут подняты флаги Армении и Азербайджана.
- А что после этого изменится?
Прежде всего изменятся стандарты в области прав человека и нормы политического поведения как властей, так и оппозиции. И это главное.
Затем, через полгода после принятия страны в СЕ начнется формальный мониторинг выполнения страной ее обязательств перед Европой. А неформальный мониторинг практически уже начался, и ключевые структуры ПАСЕ и Комитета Министров СЕ получают разнообразную информацию от правозащитных организаций и частных граждан. Так что мониторинг начнется не с нуля.
Наша организация уже практически готова к началу мониторинга и начала свое сотрудничество с СЕ еще в 1997-1998 гг. В этом году я дважды побывал в СЕ, имел обстоятельные беседы и обмен информацией с ключевыми фигурами Комитета по правовым вопросам и правам человека, Комитета по мониторингу (у него более длинное и громоздкое имя), Комитета по стратегическому планированию, различных отделов Директората по правам человека, Европейского Комитета по предотвращению пыток. Еще чаще там бывала член Совета нашего Центра Залиха Тагирова, неформально отвечающая у нас за контакты с СЕ. У меня сложилось самое позитивное впечатление относительно заинтересованности СЕ в демократических реформах в Азербайджане, а главное – реального механизма обеспечения прав человека, основанного не только на отчетах правительства, но и на поездках миссий по сбору фактов, материалах неправительственных организаций, посещениях тюрем и т.п.
Пара слов относительно надежд, что удастся пробиться в Европейский Суд по правам человека – а это, судя по моим наблюдениям, едва ли не главный стимул для тех оппозиционеров и правозащитников, да и простых граждан, которые с энтузиазмом агитируют за немедленное членство в СЕ. Это достаточно сложная процедура, которую проходят всего несколько процентов исков. Но с учетом масштабов нарушений прав человека в стране в недалеком прошлом и этого может оказаться достаточно, чтобы смазать впечатление от реальных достижений с 1996 года.
Я больше надеюсь на то, что изменение международной ситуации заставит власти изменить свою позицию в отношении неправительственных правозащитных организаций и от нападок на них как «врагов национальных интересов» перейти к сотрудничеству с ними. Как гражданину Азербайджана, мне более приятно было бы решать наши проблемы внутри страны. Трудно понять, почему чиновники, зная, что завтра исследователи СЕ все равно «раскопают» наши проблемы, но будут уже не рекомендовать, а строго спрашивать с правительства, подвергают имидж своей страны такому испытанию.
- Много говорят о политзаключенных…
Прежде всего – наличие политзаключенных само по себе еще не является показателем недоразвитости демократических структур. Политзаключенные есть даже в таких демократических странах, как США и Великобритания. Ни одна политическая система не гарантирована от того, что кто-то не попытается ее изменить и не будет за это наказанным. Достаточно упомянуть, что если бы Советский Союз не развалился и не образовалась бы независимая Азербайджанская Республика, то в тюрьмах на вполне «законном» основании могли бы оказаться тогдашние сторонники независимости Азербайджана. Если бы в 1993-м году Эльчибей бы вернулся к власти, то в тюрьмах оказались бы руководители Партий «Новый Азербайджан», Национальной Независимости, и т.д.
Мы за 9 лет независимости не имели ни одних честных, нефальсифицированных выборов, за первые 4 года существования АР произошло 9 попыток государственных переворотов, официально признано наличие пыток и наказаны некоторые из их исполнителей, недавними тестами дисквалифицированы некоторые судьи, ведшие дела о госпереворотах и при всем этом «у нас не может быть политзаключенных»? Извините, но это похоже на кслассическое «в СССР секса нет».
Поэтому я не хочу спорить об определениях. Лучше поговорить о том, что делать с теми, кого правозащитники считают политзаключенными, а власти не считают. Пока идут споры, президент только в этом году уже освободил более 130 человек. Думаю, что это лучший способ закончить гражданскую войну, в обстановке которой мы живем уже более 10 лет…
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.