среда, 31 декабря 1997 г.

Политические заключенные: кто они?

На наши вопросы отвечает исполнительный директор Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

- Прежде всего: есть ли у нас политические заключенные?

Вопрос не лишний, если учесть, что пpедседатель Постоянной комиссии по пpавам человека Милли Меджлиса Азеpбайджана Сафьяp Мусаев, то есть ключевая фигура в вопросе законотворчества страны по правам человека, дал на него отрицательный ответ. "В Азербайджане политических заключенных нет. Есть только пpичастные к госудаpственным пpеступлениям",- заявил он "с полной ответственностью" в интервью газете "Аврасия" (13.02.96 г.). И он не одинок в этом мнении.

Основных аргументов обычно два: что политические заключенные - это лишь те, которым надо немедленно и безусловно дать свободу или что в Уголовном кодексе нет раздела "Политические преступления".

По мнению координатора Программы мониторинга политических преследований в бывшем СССР Валентина Гефтера, опирающегося на определение "Международной Амнистии", "общепринято под (уголовно) преследуемыми по политическим мотивам или, как чаще говорят, политзаключенными понимать любого, чье дело содержит значительный политический элемент, относящийся либо к мотивации действий обвиняемого, либо к характеру этих действий, либо к мотивации властей. При этом термин "политический" используется для ссылки на все аспекты отношений, связанные с политикой: принципы и законы, организация и механизмы функционирования общества, государства и поддержания порядка в них; связь этих вопросов с языком, этническим происхождением, полом, религией, социальным статусом и др."

То есть в разряд политических могут попасть заключенные за мирное выражение своих политических целей; насильственную попытку изменения руководства или государственного строя; уголовники, которым инкриминируют "политические" статьи обвинения; политики, которых обвиняют по уголовным статьям.

Всех их объединяет одно: достаточно серьезная опасность того, что суд над ними будет необъективным, а наказание - неадекватным ввиду того политического резонанса, который он может или должен иметь. Для большинства политзеков, кто не подходит под понятие узников совести, правозащитники требуют гласного безотлагательного и беспристрастного судебного разбирательства, отвечающего критериям презумпции невиновности, права на юридическую защиту по их выбору, на участие в слушаниях своего дела, на то, чтобы не давать показания на самого себя и не признавать себя виновным. 

Весьма небольшая группа политических заключенных признается "узниками совести". Это люди, лишенные свободы за их убеждения, пол, цвет кожи, язык или этническое происхождение, но не прибегающие и не призывающие к насилию. Лишь для них правозащитное сообщество везде и всегда требует немедленного и безоговорочного освобождения.

Узники совести - это не обязательно те, кто "сидит ни за что", то есть жертвы ничем не спровоцированного преследования со стороны властей. Они могут быть достаточно активными в политической и общественной жизни и находиться под следствием или в заключении:

- из-за участия в ненасильственной политической деятельности как в индивидуальном порядке, так и при работе в группе, объединенной, например, по социальному, религиозному, этнонациональному признаку;

- потому что они настаивали на соблюдении такой религиозной практики, следование которой не принято в данной стране или местности;

- из-за участия в общегражданских или профсоюзных акциях, таких как забастовки, митинги, пикеты и демонстрации;

- по причине преследования за совершение приписываемого им уголовного преступления, тогда как на самом деле они только критиковали власти;

- потому что они публично защищали права и свободы конкретных людей, гласно, в т.ч. в СМИ, обличали виновников их нарушений;

- потому что они отказались от несения воинской службы или участия в насильственных действиях по религиозным соображениям или по убеждению;

- потому что они сопротивлялись предпочтительному использованию только официального языка страны проживания;

- потому лишь, что они жили в той же местности или принадлежали к тому сообществу, члены которого преследуются властями;

- потому лишь, что один из членов их семьи - известный оппонент или вооруженный противник официальных властей, и т.п. 

Понятие "политический заключенный" прочно вошло в обиход в прошлом веке, хотя на практике они существовали и во времена фараонов. Но вот определить, является ли тот или иной заключенный политическим, иногда бывает достаточно сложно.

С одной стороны, в Уголовном Кодексе (УК), действительно, нет специального раздела "Политические" преступления. А под "государственные преступления" может попасть не только призыв к свержению государственного строя, но и шпионаж, разглашение государственной тайны, бандитизм и даже контрабанда и уклонение от призыва в армию.

С другой стороны, политическое преступление может сопровождаться уголовными обвинениями, выдвигаемыми для маскировки политического характера ареста. Например, человека, активно участвовавшего в политическом ненасильственном митинге, могут арестовать за хулиганство, сопротивление сотруднику полиции, грубом нарушении общественного порядка и т.п.

Впрочем, нельзя сказать, что власти полностью отрицают наличие политических заключенных. Они используют другое определение "арестованные из соображений государственной безопасности", которое принято и Международным Комитетом Красного Креста. В эту категорию попадает подавляющее большинство политических заключенных, за исключением тех, кто был осужден по "чисто уголовным" статьям.

- Однако можно ли выделить группу особенно "популярных" обвинений, используемых властями Азербайджана в борьбе с политическими противниками?

Безусловно, эта группа обвинений уже определилась. Причем многие из статей были введены в Уголовный Кодекс именно в период распада СССР и острого политического противостояния. Например, ст.188-4 была введена в марте 1988 г., ст.63-1 - в апреле 1989 г., ст.188-5 - в апреле 1990 г., ст.188-6 - в июне 1990 г. ст.70-2 - в январе 1992 г., ст.57-1 - в июле 1992 г. Остановлюсь на наиболее часто используемых при борьбе с такими острыми антиконституционными формами политической оппозиции, как заговор с целью смены власти.

Статья 57, ч.1: "Измена Родине" - деяние, умышленно совершенное гражданином Азербайджанской Республики в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности Азербайджанской Республики, переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы в Азербайджанскую Республику, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Азербайджанской Республики, а равно заговор с целью захвата власти.

Под эту статью автоматически попадают те, кто пытается сменить руководство неконституционными методами; политические эмигранты или невозвращенцы; сепаратисты. Это обвинение может быть выдвинуто против любого активиста, сотрудничающего с иностранцами, но в этом случае необходимо доказать, что эта связь была направлена во вред государству и, главное, что это было совершено умышленно.

Статья 57-1, ч.1. Использование Вооруженных Сил Азербайджанской Республики и иных предусмотренных законодательством Азербайджанской Республики вооруженных формирований против азербайджанского народа или конституционных государственных органов. Часть 2 этой статьи используется, если те же действия повлекли тяжелые последствия.

Это обвинение будет выдвинуто за тот же заговор, который наказывается по ст.57, ч.1, если в него втянуты любые законные вооруженные формирования. Если же они незаконны, то выдвигается обвинение по другой статье:

Статья 70-2, ч.1. "Создание не предусмотренных законодательством вооруженных формирований или групп", а равно участие в их создании и деятельности, снабжение их оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, военной техникой или воинским снаряжением. Ст. 70-2, ч.2. Нападение на учреждения, предприятия и организации либо на отдельных лиц в составе таких групп. Ст.70-2, ч.3. Если действия по ч.2 повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия.

Под статью 70-2 попадают, кстати, не только отряды добровольцев или же вооруженные отряды тех или иных партий, но и "законные" вооруженные формирования (например, ОПОН), если они не выполнили приказа о расформировании. Может быть использована и: 

Статья 70. "Бандитизм", т.е. организация банд с целью нападения на какое-либо предприятие, учреждение, организацию либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах или в совершаемых ими нападениях.

Гибель и ранения людей всегда рассматриваются в этих случаях как отягчающее обстоятельство. Если нападение на государственного или общественного деятеля, или представителя власти происходит с политическим умыслом, то это квалифицируется как террористический акт (статья 59 УК). В случае убийства людей, не облеченных полномочиями, либо без политического умысла, используются статьи 94 и 95 (умышленное убийство).

В случае, если действия сознательно направлены на ослабление государства, то взрывы, поджоги и иные действия, направленные на массовое уничтожение людей, нанесение им телесных повреждений, вреда их здоровью, разрушение и повреждение государственного или общественного имущества, совершение массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий будут квалифицированы как диверсия (ст.61). А умышленный подрыв промышленности, транспорта, денежной системы, торговли и деятельности государственных и общественных организаций, если он имеет целью ослабление государства, будет квалифицирован как вредительство (ст.62). 

Организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений (ст.57-64), а также участие в антигосударственной организации согласно ст.65 влечет ответственность за соответствующие преступления. Ответственность также может наступить не только непосредственное участие в преступлении, но и приготовление к преступлению и покушение к преступлению (ст.15), а также соучастие в преступлении (ст.17). 

Надо отметить, что участие в заговоре или создании незаконных вооруженных формирований или банд часто сопровождается незаконным ношением, хранением, приобретением или сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.220) или же хищением огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.220-1). Карается также незаконное ношение, изготовление и сбыт холодного оружия (ст.220-2).

В качестве наказания за преступления, предусмотренные статьями 57, ч.1; 57-1, ч.2; 59, ч.1; 61; 70; 70-2, ч.3; 94; может использоваться исключительная мера наказания (расстрел).

- Какая кара может ожидать участника несанкционированного митинга демонстрации, забастовки?


Прежде всего, нарушителей порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ожидает административное наказание, т.е. предупреждение, штраф или административный арест до 30 суток. Но если те же действия были совершены повторно в течение года, то гражданин может быть наказан по ст.188-4 (штраф, исправительные работы до 1 года или лишение свободы до 6 месяцев). Если же эти "групповые действия" грубо нарушили общественный порядок или были сопряжены с неповиновениям законным требованиям представителя власти, или повлекли нарушение работы транспорта, учреждений, предприятий и организаций, то по ст.188-3 организаторов и активных участников ожидает лишение свободы на срок до 3 лет, или исправительные работы до 2 лет, или штраф.

Под ст.188-3 подходит и забастовка, хотя ст.36 Конституции и гарантирует "право бастовать самостоятельно или совместно с другими". Если же забастовка происходит в условиях чрезвычайного положения, то она наказывается по ст.188-5 УК с использованием тех же мер.

Хуже придется участникам "групповых действий", если они повлекли за собой эксцессы. Так, организация и непосредственное участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями, а также оказание вооруженного сопротивления власти наказывается по ст.82 лишение свободы на срок от 2 до 15 лет. Наказывается и сопротивление представителю власти или общественности (ст.189), а также сопротивление работнику полиции или военнослужащему (ст.189-1), оскорбление представителя власти или общественности (ст.190), оскорбление работника полиции или военнослужащего (ст.190-1), угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг (ст.191), посягательство на жизнь сотрудника полиции или военнослужащего (ст.191-1). При этом обязательным условием должно быть исполнение ими своих служебных обязанностей.

Хулиганство (ст.207), то есть умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, также является одним из возможных обвинений против участника митинга.

Выступление на "политическом" митинге может повлечь за собой ответственность по ст.63 (насильственное изменение государственного строя либо раздробление или отторжение территории республики), ст.63-1 (призывы к совершению преступлений против государства, т.е. измене Родине, совершению террористического акта или диверсии), ст.64 (пропаганда войны), ст.67 (нарушение национального и расового равноправия), разглашение государственной тайны (ст.68), ст.188-6 (оскорбление или клевета в отношении президента Азербайджанской Республики).

- А можно ли арестовать человека "ни за что"?

Обычная практика - или подбрасывание запрещенных предметов, или инспирирование конфликта с представителями власти.

Если уголовникам обычно подбрасывают наркотики, то "политическим" - боеприпасы (патроны, гранаты). Это удобно с нескольких точек зрения: невозможность определения происхождения изделия - в отличие от оружия, дешевизна и легкость для любого полицейского нахождения таких вещественных доказательств - их достаточно вынуть из обоймы собственного пистолета. Наконец, более легкая мотивировка - известного оппозиционного политического деятеля, который у всех на виду, гораздо труднее обвинить в наркомании, чем в хранении боеприпасов. На умышленный характер подбрасывания патронов указывает то, что в этих случаях практически никогда не находят (и не ищут!) оружия.

Что касается второго повода для ареста, то при отсутствии свидетелей (или, наоборот, в присутствии "дежурных" свидетелей) легко обвинить задержанного в том, что он сопротивлялся сотрудни-

ку полиции или военнослужащему, оскорбил их при исполнении служебных обязанностей, и даже посягал на их жизнь (см. уже упомянутые ст.ст.189 - 191-1).

Другие, менее распространенные способы задержания человека придраться к отсутствию документов и объявить его "подозрительным лицом", либо вызвать для допроса в качестве свидетеля, а потом арестовать его на основании данных им показаний.

Всего этого достаточно, чтобы задержать человека и привести его в отделение полиции. При задержании должен быть составлен протокол (ст.121 Уголовно-процессуального кодекса) с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. В раздел объяснений можно занести свое мнение о необоснованности своего задержания. Впрочем, можно объяснений и не давать, т.к. с момента задержания человек являетесь подозреваемым, который имеет по закону право не давать показаний.

После этого полиция имеет право в течение 24 часов не ставить в известность прокуратуру, которая после извещения обязана в течение 48 часов дать санкцию на арест или отказать в этом. Если человека арестовали вне дома, то родных и сослуживцев должны известить в течение 6 часов с момента задержания. Первый допрос в качестве подозреваемого должен быть проведен не позднее 24 часов с момента задержания. Не более чем через 10 суток с момента задержания должно быть предъявлено обвинение, т.е. возбуждено уголовное дело, либо быть отказано в возбуждении дела. Отмечу, что без возбуждения уголовного дела не может быть нанят адвокат. 

Таким образом, на вполне законном основании человек "исчезнуть" на 6 часов, быть вне поля зрения прокуратуры 1 сутки, без санкции на арест - 3 дня, а без помощи адвоката - 10 суток. Обычно это время и используют для давления на задержанного, чтобы склонить его к даче нужных показаний.

- Какому преследованию могут подвергаться родственники политических заключенных и будут ли в случае ареста они также считаться политическими?

Стаья 66 Конституции запрещает принуждение к даче свидетельских показаний против близких родственников. Однако на практике такое давление имеет место. Более того, родственники, даже если они не участвовали в преступлении, могут быть осуждены за недонесение о государственных преступлениях (ст.82) или укрывательство государственных преступлений (ст.82-1). В ряде случаев неполитических обвинений их могут привлечь также по статьям 186 (недонесение о преступлениях) и 187 (укрывательство преступления).

Я не говорю уже о более тяжелом случае осуждения за те же государственные преступления через ст.17 (соучастие) как пособников преступления. Ими признаются лица, содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также те, кто заранее обещали скрыть преступники, орудия преступления, следы преступления или предметы, добытые преступным путем.

Понятно, что во всех этих случаях будет присутствовать значительный политический элемент, хотя сами родственники могут быть людьми далекими от политики. Иногда власти сами признают политический характер таких арестов в публичных заявлениях или же путем смены статьи обвинения на более "политическую", чтобы арестованные не попали под амнистию.

- И наконец, какое общее количество политических заключенных?

Согласно официальным цифрам правоохранительных ведомств, в связи с попытками государственных переворотов и несанкционированных групповых действий на срок более года в 1993-96 гг. было арестовано более 900 человек, среди которых есть как беспартийные, так и члены по меньшей мере 15 партий и общественных организаций. Имена примерно 500 политзаключенных известны правозащитным организациям.

Средний срок лишения свободы, по подсчетам Правозащитного Центра, составляет сейчас 10 лет из-за преобладания тяжких "политических статей".

По состоянию на 1 января 1997 г., 18 политзеков (2% от общего числа) были приговорены к смерти, 30 освободились в связи с истечением срока заключения, 20 - по амнистии.

 1997 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.