Евросуд коммуницировал жалобу «Свидетелей Иеговы» против Азербайджана
Религиозной конфессии «Свидетелей Иеговы» (СИ), имеющей государственную регистрацию в Азербайджане с 22 декабря 1999 года, благодаря публикациям в местной прессе создана репутация если не подпольной, то радикальной организации. Основные претензии к «Свидетелям» традиционно связаны с их пацифистской позицией с категорическим отказом проходить военную службу, и высокая активность в распространении своего вероучения через печатные издания СИ, часть которых «забракована» властями. Периодически это вызывает конфликтные ситуации, которые беспокоят международные организации и правительства стран Запада.
Сторожевая башня - логотип "Свидетелей Иеговы"
Вместе с тем, председатель Государственного Комитета по работе с религиозными образованиями (ГКРРО) Мубариз Гурбанлы в интервью агентству APA в декабре 2015 года назвал «смешными и абсурдными» заявления о притеснении СИ: «У Свидетелей Иеговы в Азербайджане есть и община, и деятельность. Среди христианских общин, эта община является импортирующей самое большое число книг. Мы запрещали распространение этих книг, так как они запрещены во всем христианском мире. Эти книги не дают распространять во Франции, Италии, Германии, Великобритании, и Азербайджан поступает так же».
Заведующий Отделом теологической экспертизы ГКРРО Нахид Мамедов в интервью агентству Trend в августе 2016 года уточнил, что под запрет попадают те книги, «в содержании которых есть призывы против светского государства, идеи превосходства одной религии или секты перед другими, вызывающие религиозную вражду». Помимо СИ, под запрет попадают издания кришнаитов, салафитов, хавариджей, нурсистов, гюленистов, радикальных шиитов. По словам Н.Мамедова, «список этой литературы постоянно представляется таможенным и правоохранительным органам».
Однако следует заметить, что в отличие, скажем, от России, список экстремистской литературы не доступен на сайте ГКРРО или Таможенного Комитета. В таком случае, получатель литературы может узнать о ее запрете только после получения отказа таможни ее выдать. То же самое касается и литературы, неофициально привезенной частными лицами.
Возможно, что достаточно скоро в этот вопрос будет внесена ясность. Дело в том, что недавно Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу «Нина Петровна Гриднева против Азербайджана» (No. 29578/11), отправленную в Страсбург еще 6 лет назад.
Основанием для жалобы послужило наказание, которому подверглась 70-летняя гражданка Азербайджана за распространение литературы СИ 24 сентября 2010 года. Она была задержана полицией за этим занятием и доставлена в Сабаильское Районное Управление Полиции. После допроса в течение нескольких часов, женщину обвинили в продаже религиозной литературы вне разрешенного пункта торговли, по статье 300.0.3 Кодекса об Административных Проступках (КАП). Однако суд, куда Гридневу привели без адвоката, не стал рассматривать дело, и ее сначала вернули в РУП, а потом освободили, отобрав паспорт.
27 сентября Гриднева пришла в полицию и заявила, что оснований для ее преследования по суду нет, т.к. она просто выражала свои религиозные убеждения. В ответ, офицер полиции возразил, что распространяемые ею книги запрещены ГКРРО, но согласился дать ей недельный срок, чтобы она обеспечила себя защитником.
5 октября 2010 г. полиция переквалифицировала обвинение по ст. 300.0.2 КАП, как запрет на распространение религиозной литературы, не разрешенной к импорту ГКРРО. На следующий день в суде, куда пришла Гриднева, ей сообщили, что дело возвращено в полицию для доследования ввиду проблем с доказательствами. Ходатайство о прекращении дела у нее принято не было, потому что дело на тот момент еще не было принято судом.
Лишь 19 октября, получив от ГКРРО письмо о запрете книги, которую распространяла Гриднева, полиция добилась решения Сабаильского районного суда. Гриднева была признана виновной и оштрафована на 200 манат (на тот момент – примерно 200 евро).
Не согласившись с решением суда, заявительница подала апелляцию, ссылаясь на ряд статей Европейской Конвенции по Правам Человека. Но ее жалоба была отклонена 18 ноября 2010 г. Бакинским Апелляционным Судом на основе письма из ГКРРО, в котором говорилось, что книга, которую раздавала Гриднева, не имела разрешения на импорт. Более того, по национальному законодательству, даже разрешенные к импорту книги должны были использоваться не для распространения, а лишь для внутренних целей религиозной организации по ее зарегистрированному юридическому адресу. В любом случае, для распространения религиозных книг требовалось предварительно получить разрешение, и распространять их только в помещении, по которому зарегистрирована организация.
Апелляционный Суд также посчитал, что в данном случае не было никакого преследования по религиозному признаку, а лишь административное наказание за неисполнение положений действующего законодательства.
В ответ, Гриднева пожаловалась в ЕСПЧ на 3 нарушения. Одно заключалось в том, что ее в нарушение права на свободу, гарантированного статьей 5 Конвенции, подвергли аресту и задержанию в течение 11 часов. Другое – во вмешательстве в ее свободу религии и свободу выражения мнения (статьи 9 и 10), третье - в дискриминации как представительницу религиозного меньшинства (статья 14 вместе со статьями 9 и 10 Конвенции). Сейчас до жалобы дошла очередь, и ЕСПЧ официально сообщил правительству Азербайджана о сути жалобы и задал сторонам соответствующие вопросы.
Как правило, обмен аргументами в процессе коммуникации занимает примерно год. По окончании коммуникации, дело поступит на рассмотрение Комитета (из 3 судей) или Палаты (7 судей), которые оценят приемлемость жалобы и решат, есть ли в ней нарушения Конвенции.
С учетом того, что с 2010 г. практика наказания за несанкционированное распространение религиозной литературы не изменилась, можно ожидать интересный прецедент Евросуда.
Мы все являемся свидетелями тревожного роста религиозного фанатизма и экстремизма, и задача властей – защитить от них граждан. Но правила, касающиеся распространения религиозной литературы, с 1992 года усложнились настолько, что не могут не поднимать вопросов.
Неясно, почему такой важный документ, как список экстремистской литературы, не является общедоступным? Почему ту или иную книгу запрещают без судебного решения в стране, где цензура была отменена еще в 1998? Почему не публикуются заключения экспертизы, касающиеся запрета той или иной книги? А если человек захочет подарить или продать кому-то свою религиозную книгу, должен ли он брать для этого разрешение и клеить на нее акцизные марки? Если книга в принципе разрешена к импорту (скажем, Коран или Библия), то обязательно ли ее распространять только в храме и нельзя ли просто подарить соседу или знакомому? Наконец, почему в Евросуд по таким проблемам нашим гражданам обратиться легче, чем в «родной» Конституционный Суд? Словом, вопросов много, в отличие от ответов.
К тому же, в Евросуде на стадии коммуникации уже находится другая жалоба - «Религиозная община Свидетелей Иеговы против Азербайджана» (No. 52884/09), тоже касающаяся распространения религиозной литературы в Азербайджане.
Летом 2008 года ГКРРО разрешил импорт части присланной в адрес СИ литературы, при этом не пропустив некоторые из книг, усмотрев в них религиозную вражду. «Свидетели» судились, но проиграли дело во всех национальных судебных инстанциях. В результате, в Страсбург ушла жалоба по уже упомянутым статьям 9, 10 и 14 Конвенции.
Отмечу, что заявителей в этих двух жалобах в ЕСПЧ представляют не местные, а западные юристы из Лондона, Монреаля, Нью-Йорка, Вены и Тбилиси. А это значит, что влиять на них будет сложнее, чем на азербайджанских адвокатов, да и страсбургские судьи, при прочих равных условиях, отнесутся к таким жалобам внимательней.
Эльдар Зейналов.
Газ. «Эхо»,
21.06.2017 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.