08.01.2024 | 09:30
США добавили Азербайджан в специальный список стран, которые допускают серьезные нарушения религиозной свободы. Это потенциально открывает путь для санкций со стороны правительства США.
Обнародовав ежегодный список нарушителей, госсекретарь Энтони Блинкен сохранил в нем все 12 стран, которые уже были в черном списке прошлого года: Бирму, Китай, Кубу, КНДР, Эритрею, Иран, Никарагуа, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, Таджикистан и Туркменистан.
«Кроме того, я назвал Алжир, Азербайджан, Центрально-Африканскую Республику, Коморские Острова и Вьетнам странами, допускающими серьезные нарушения свободы вероисповедания», — сказал он в своем заявлении.
Американский орган по свободе вероисповедания USCIRF в своем заявлении «приветствовал» включение Азербайджана в список наблюдения. В прошлом месяце USCIRF опубликовала новый отчет, в котором говорится, что правительство Азербайджана «не заинтересовано в реформировании законов и политики, нарушающих международные обязательства Азербайджана в области прав человека».
По данным USCIRF, за последние три года правительство Азербайджана дважды вносило поправки в закон «О религии», вводя новые ограничения на различные виды религиозной деятельности.
В докладе также выражается обеспокоенность по поводу армянских культовых сооружений в «Нагорном Карабахе», репрессий против религиозных активистов-шиитов и нежелания правительства ввести право на отказ от военной службы по убеждениям.
На вопросы Qafqazinfo в связи с этим событием ответил директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:
- Не усилит ли этот шаг Вашингтона дипломатическую напряженность между нашими государствами? Нет ли тут предвзятости и двойных стандартов со стороны заокеанской державы? Чем объясняются такие ее действия?
- Прежде всего, хочу отметить, что Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF), по рекомендации которой Азербайджан был включен в Специальный список наблюдения Госдепартамента (SWL), является независимой двухпартийной комиссией Федерального правительства США. Члены ее назначаются президентом, а также лидерами демократов и республиканцев в Палате представителей и Сенате, и работают на волонтерской основе, за исключением посла США по особым поручениям по международной религиозной свободе, который не имеет права голоса. Что касается ее состава, то в комиссию в настоящее время входят, например, мусульманин Мохамед Магид, этнический турок Нури Тюркель и пр. USCIRF не является ни международной, ни неправительственной, ни правозащитной организацией, ни группой интересов, и не претендует на это.
Созданная в 1998 году в соответствии с Законом о международной религиозной свободе (IRFA), комиссия мониторит всеобщее право на свободу религии или убеждений за рубежом. Она использует международные стандарты и на их основе выпускает отчеты (в том числе ежегодные) и дает политические рекомендации президенту, государственному секретарю и Конгрессу США. В рамках этого же закона, в Государственном департаменте США было создано Управление международной религиозной свободы (IRF), которое также публикует ежегодные отчеты о международной религиозной свободе, в том числе, опираясь на мнение USCIRF. Но это две разные структуры и разные отчеты.
Понятно, что созданная президентом США комиссия не может быть абсолютно независимой от политики правительства, но практика показывает, что в ряде случаев предложения USCIRF не поддерживаются правительством.
Так, например, наряду с включением Азербайджана в SWL, Госдеп в очередной раз отказался включить по ее рекомендации Нигерию, Индию и Вьетнам в число «стран, вызывающих особую озабоченность», что запустило бы соответствующие санкционные действия президента США. Понятно, что такое отношение к рекомендациям было продиктовано не только и не столько положением с религиозной свободой в этих странах, сколько актуальными политическими интересами США в понимании администрации Байдена.
Отсюда видно, что USCIRF является совещательным, а не решающим игроком, и последствия ее рекомендаций зависят от позиций Конгресса и Федерального правительства. Вместе с тем, публикация тех или иных рекомендаций USCIRF должна восприниматься политиками упомянутых стран как серьезный тревожный звонок.
А такие звонки в отношении Азербайджана в последнее время раздавались неоднократно. Так, например, в 2023 году USCIRF выпустила 4 критических отчета по теме свободы религии в Азербайджане (1 мая, 15 мая, 28 ноября, 5 декабря), еще раньше наша страна была упомянута в ежегодных отчетах за 2021 и 2022 годы, причем уже тогда речь шла о включении Азербайджана в SWL. А в тематическом отчете «Толерантность, религиозная свобода и авторитаризм. Последствия для политики США» (2022), где USCIRF признает, что, наряду с Бахрейном, Саудовской Аравией и ОАЭ, «в последние годы Азербайджан стал крупным инвестором в продвижение религиозной толерантности, что является важной частью международной дипломатии и государственного брендинга», вместе с тем, рекомендуется включить Азербайджан в SWL.
Причина авторами не скрывается: по их мнению, «продвижение религиозной толерантности авторитарными государствами посредством международных конференций, деклараций и т. д. может быть подтверждением ценности религиозной толерантности, но также может представлять собой авторитарную модернизацию. Кроме того, хотя инициативы по продвижению религиозной толерантности, в которые инвестируют эти государства, пользуются высоким статусом и хорошо принимаются, перечисленные государства либо находятся под пристальным наблюдением Государственного департамента и/или USCIRF на предмет конкретных нарушений, касающихся свободы слова, либо подвергаются резкой критике со стороны правозащитных организаций за нарушения прав человека в гражданском обществе в целом».
Примеры таких конкретных нарушений содержатся в каждом ежегодном отчете USCIRF. Последний из них, покрывающий события 2023 года, был опубликован Комиссией 5 декабря прошлого года. К сожалению, ни он, ни предыдущие отчеты по Азербайджану не вызвали серьезного обсуждения среди власть имущих, которые обычно ограничиваются жалобами на «двойные стандарты» этой американской структуры. В этом году на эту реакцию властей наложились и проблемы в американо-азербайджанских отношениях, которые коренятся в 1992 г., когда в связи с попыткой Азербайджана восстановить свою территориальную целостность США наложили на него же санкции (т.н. «907-я поправка к Акту поддержки свободы США»). У нас принято списывать такие странности американской политики на влияние армянского лобби. Однако это влияние является производным от желания потеснить на Южном Кавказе российского соперника и при этом не усилить турок. И армянские лоббисты на этом играют.
Можно этим возмущаться, делать дипломатические демарши. Но эмоции во внешней политике — не лучший советник. Тем более в отношениях с США, которые, в отличие от той же Франции, могут мобилизовать против Азербайджана весь т.н. «коллективный Запад». Определенно, стоит отвлечься от очевидных двойных стандартов, которыми больны все супердержавы, когда-то бывшие посредниками в карабахском урегулировании, и задаться вопросом: а нет ли в действительности каких-то упущений в религиозной политике, которые стоило бы исправить? И достаточно ли доходчиво объяснена Западу позиция по тем же исламистам?
Например, возможность прохождения альтернативной службы по религиозным убеждениям — это не выдумка коварного Госдепа США, а принятое на себя в январе 2001 года (и до сих пор не выполненное) обязательство Азербайджана перед Советом Европы. Причем это право закреплено в нашей Конституции и в указе Президента АР от 31 июля 1992 г. Альтернативная служба есть и у наших соседей — и только Азербайджан по непонятной причине гордо отказывается выполнять свою же собственную Конституцию. И продолжает арестовывать своих отказников, даже под угрозой попасть в «черный список».
В отчете USCIRF в качестве политзаключенных упоминаются 19 мусульман, «заключенных в тюрьму за религиозную активность, большинство из которых являются членами Движения мусульманского единства» (ДМЕ). Одного из них, конкретно названного, якобы изнасиловали в полиции, где он провел административный срок в 15 суток.
При этом для пояснения того, что же из себя представляет ДМЕ, в тексте отчета USCIRF делается отсылка к некой статье в Eurasianet от 20.09.2016 года, в которой Движение представлено как «умеренная группа, призывающая к использованию ненасильственных средств в стремлении к демократическим реформам и религиозной свободе». В статье сообщается, что в ходе рейда полиции в бакинском поселке Нардаран в ноябре 2015 г. погибли семь человек.
Без упоминания того, что двое из них были полицейскими, убитыми выстрелами со стороны «ненасильственных и умеренных» верующих, и что затем в поселке обнаружили целый арсенал, у читателя создается впечатление, что арестованные действительно «демократы». А ведь в Нардаране, аргументируя религиозными доводами, тогда не пускали в школы учеников (в 2015 году не учились 55 человек, в основном девочки). Да и о содержании пропагандируемых ДМЕ «демократических реформ», которые включали возвращение шариата, в статье тоже умалчивается. Вот такого сомнительного качества был один из главных доводов для включения Азербайджана в SWL.
За те 7 лет, которые висит в интернете этот материал, власти Азербайджана могли бы представить USCIRF и Госдепу свою версию событий, подкрепив ее имеющимися, как я полагаю, доказательствами. Могли бы также ознакомить Госдеп и с результатами экспертизы изнасилованного верующего, если она была проведена. Если этого не сделали, то двойные стандарты тут явно ни при чем.
Точно так же имеет смысл провести проверку и других фактов, на которые Комиссия ссылается в отчете. Так, например, утверждается, что в конкретном месте Карабаха была разрушена конкретная церковь. Власти Азербайджана могли бы проверить эту информацию на месте. Тем более что все эти памятники вроде бы зарегистрированы и задокументированы соответствующими госструктурами Азербайджана.
И в мае, когда вышел отчет Офиса по международной религиозной свободе Госдепа, и в декабре, когда опубликовала свой отчет USCIRF, на них должны были дружно отреагировать не только Госкомитет по работе с религиозными структурами, но и МИД (коллеги Госдепа), и МВД с СГБ (раз уж речь идет о преследованиях религиозных экстремистов). Определенно, этим госструктурам не хватает ни инициативы, ни межведомственной координации. И вот - результат...
- Чем может грозить педалирование Госдепом США темы религиозной нетолерантности в Азербайджане?
- Надо учесть, что потерпевшие поражение в открытом бою за Карабах, наши соседи и их союзники не преминут использовать эту возможность и постараются раздуть эту тему, чтобы представить Азербайджан как «страну, вызывающую особую обеспокоенность» (CPC) и подвести под западные санкции. Напомню, что CRC означает страну, которая в течение отчетного периода (года) «участвовала в особенно серьезных нарушениях свободы вероисповедания или терпела их».
В качестве таких нарушений IRFA признает систематические, продолжающиеся и вопиющие нарушения свободы вероисповедания, включая такие нарушения, как пытки, унижающее достоинство обращение или наказание, длительное содержание под стражей без предъявления обвинений, похищение или тайное задержание, или другое вопиющее отрицание права на жизнь, свободу или безопасность людей.
В свою очередь, «Особый список наблюдения» (SWL) включает страны, которые допускают серьезные нарушения свободы вероисповедания, но пока еще не соответствуют всем критериям CPC. Однако длительное нахождение в этом списке может послужить переводу страны в разряд CRC.
Итак, USCIRF рекомендует Госдепу страны, которые, по его мнению, соответствуют пороговому значению CPC и должны считаться таковыми.
Госсекретарь на основании полномочий, делегированных Президентом, составляет SWL или назначает CPC. Для воздействия на СPC, госсекретарю предоставляется ряд гибких и конкретных вариантов политики (называемых «действиями президента»). Эти варианты, которые могут включать санкции или отказ от действий, применяются не автоматически, а с одобрения президента и Конгресса. Когда варианты неэкономической политики, направленные на прекращение особо серьезных нарушений свободы вероисповедания, разумно исчерпаны, обычно применяют экономические меры.
Так что уже через год Азербайджан может пополнить компанию Ирана, Северной Кореи и т. п. стран-нарушителей. Пора, не теряя время, взяться за исправление застарелых проблем.
Али Мамедов
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.