Эксклюзив
06/27/2023
На его взгляд, заявление главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова о том, что что каких дополнительных гарантиях безопасности для армянского населения Карабаха не может быть и речи, «наносят ущерб азербайджанской стороне, потому что в случае такой реальности они не решат вопрос, который был причиной проблемы на протяжении десятилетий». «Это уход от реальности, вопрос так не будет решен», –сказал Симонян.
Вместе с тем, он отметил, что «переговоры идут довольно интенсивно, и на данный момент я вижу, что есть продвижение».
Требования Армении о неких международных гарантиях прав и безопасности армян Карабаха неприемлемы, заявил ранее глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов.
“Мы не принимаем такого предусловия или предлогов со стороны Республики Армения по ряду причин”, – сказал он в интервью агентству Reuters.
«Самым принципиальным является следующее: это внутренний, суверенный вопрос. Конституция Азербайджана и ряд международных конвенций, участником которых является Азербайджан, обеспечивают все необходимые условия для того, чтобы гарантировать права этого населения», – продолжил он.
Он сказал, что этнические армяне все еще могут получать образование на своем родном языке, использовать его, и сохранять свою культуру, если они интегрируются в азербайджанское общество и государственные структуры, как и другие этнические и религиозные меньшинства.
Вместе с тем, Байрамов, накануне Вашингтонской встречи с главой МИД Армении, сказал, что «мирное соглашение вполне достижимо, если Армения будет готова предпринять определенные шаги».
Итак, может ли Баку пойти на какие-то уступки в вопросе предоставления гарантий безопасности армянам Карабаха и согласиться включить соответствующий пункт в текст обсуждаемого мирного соглашения с Арменией? Ведь Ереван продолжает настаивать на этом? Или для руководства Азербайджана это абсолютно недопустимое требование? Ведь этот вопрос сегодня, пожалуй, главное препятствие на пути к подписанию мирного договора.
На эти вопросы Пресс-клуба согласились ответить известные обозреватели.
Ведущий эксперт Грузинского Центра стратегического анализа (GSAC) Гела Васадзе:
– Я не являюсь экспертом по международному праву, поэтому мне сложно сказать, возможно ли включение пункта о безопасности армян Карабаха в мирный договор без ущемления суверенитета Азербайджана и, что ещё важнее, без того, чтобы этот пункт стал основанием для последующих территориальных претензий к Азербайджану вслучае изменения ситуации на земле.
Очевидно одно, для властей Армении критически важно показать обществу то, что онине бросили армян Карабаха на произвол судьбы. А для властей Азербайджана важно,чтобы конфликт был разрешен без ущемления суверенитета Азербайджана и угроз территориальной целостности в будущем. Возможно ли тут Соломоново решение? Может и да, но для этого необходима, во-первых, добрая воля сторон. А во-вторых, мастерство дипломатов. Сомневаюсь, что пункт о безопасности армян Карабаха будет включен в мирный договор, но найти решение при участии международных организаций вполне возможно. Конечно, без их постоянной миссии в Карабахе, к чему так болезненно относятся в Баку. Думаю, понятно почему.
Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:
– По обычной человеческой логике, чтобы люди были в безопасности и пушки не стреляли, нужно, чтобы был заключен мир, обозначена межгосударственная граница, прошла бы демилитаризация конфликтной зоны, созданы местные органы власти, в том числе полиция с участием местных жителей, а армяне получили бы равный гражданский статус со всем остальным населением Азербайджана и т. п. Со стороны как правительства Азербайджана, так и международных структур, нет неприятия идеи равноправия карабахских армян, нет идей создания для них гетто или резерваций, анонса каких-то репрессий против лиц, не признанных военными преступниками. И после недавнего громкого признания Арменией государственного суверенитета Азербайджана в международно признанных границах и отказа от территориальных претензий, казалось бы, процесс реинтеграции карабахских армян уже пора запустить. Но этого не происходит.
На протяжении почти трех лет после Трехстороннего заявления, положившего конец 44-дневной армяно-азербайджанской войне, армянская сторона раз за разом поднимает вопрос о статусе Нагорного Карабаха, стращает армян и остальной мир этническими чистками и «острым турецким ятаганом», саботирует переговоры о делимитации межгосударственной границы. Ереван, вопреки собственным заявлениям о признании суверенитета Азербайджана над этой территорией, пытается убедить мир, что гарантия безопасности карабахских армян – лишь в сохранении в пределах территории Азербайджана некоего подобия нынешней марионеточной «Нагорно-Карабахской Республики» под российским или международным контролем. Более того, спикер парламента Армении А.Симонян называет вопрос безопасности армян Карабаха «причиной проблемы на протяжении десятилетий».
В реальности, дело обстоит наоборот: с февраля 1988 года Ереван ради реализации территориальных претензий к Азербайджану сделал 120 тыс. карабахских армян заложниками своей политики. Ради «миацума» с Карабахом, в беженцев превратили в 10 раз большее население: 165 тыс. азербайджанцев Армении, 350 тыс. армян Баку, Гянджи и других мест за пределами бывшей НКАО, 600-700 тыс. азербайджанцев из Карабаха и соседних с ним территорий. Большие жертвы понесла и до сих пор несет сама Армения — единственная страна Южного Кавказа, население которой за 30 лет после развала СССР не выросло, а даже уменьшилось из-за того, что люди не хотят жить в воюющем государстве. Ради фиктивной «независимости НКР», Армения влезла в кабальный военный союз с РФ, в уплату вооружения продала России свои экономические предприятия.
Все эти годы безопасность армян Карабаха и Армении приносилась в жертву территориальным амбициям Еревана. А ведь в любой момент ради безопасности карабахских армян можно было поставить крест на «миацуме» и остановиться на предлагаемом Баку варианте автономии с высоким статусом (какой никогда не имели, например, азербайджанцы Армении). Десятилетия безуспешных переговоров с Арменией на этот счет, в конце концов, убедили Баку, что пока стоит вопрос автономного статуса Нагорного Карабаха, на горизонте будет маячить «миацум» и призрак новой войны. Так что, ради безопасности армян и азербайджанцев, нужно найти иное, не связанное с автономным статусом, решение проблемы в рамках Конституции Азербайджана и его международных обязательств перед ООН и Советом Европы. Собственно, об этом и говорил министр иностранных дел Азербайджана Дж.Байрамов.
В конце концов, армяне — не единственное национальное меньшинство Азербайджана. Люди, выступающие против дискриминации армян, должны задуматься о том, почему для этого необходимо требовать для армян больше политических прав, чем для талышей или лезгин. Что касается экономических прав, то в 2021 году был создан Карабахский экономический район. В него входят город Ханкенди, Агджабединский, Агдамский, Бардинский, Физулинский, Ходжалинский, Ходжавендский, Шушинский и Тертерский районы. То есть в этом регионе объединены как Нагорный, так и Низменный Карабах, и он уже не является моноэтническим. Так что армянам придется жить и хозяйствовать вместе с азербайджанцами, зато они не будут зависеть от подачек Еревана по Лачинской «дороге жизни», и включатся в гораздо более крупные и выгодные проекты под эгидой международных организаций.
Возвращаясь к фобиям Еревана насчет «этнических чисток», «геноцида», предположу, что они происходят в основном из-за неверия армян в эффективность международных механизмов по защите нацменьшинств. В качестве примера можно вспомнить, что резня в Ходжалы, этническая чистка территорий вокруг Карабаха, игнорирование резолюций СБ ООН об освобождении оккупированных армянами территорий не вызывали адекватной реакции ООН и СЕ. Сейчас международный «ветер» ощутимо поменялся, и армяне, ранее игнорировавшие авторитет ООН и СЕ, теперь могут опасаться сами стать жертвами безразличия этих структур. Тем более, что в этот хрупкий момент среди армян все еще находятся охотники обострить ситуацию, и тем самым подставить под удар мирное население.
Так что вопрос гарантов мирного договора действительно существует, но г-н Симонян с ним уже опоздал. Это место, как и при Карсском договоре 1921 года, прочно заняли Россия и Турция, нравятся ли они кому-то в этом качестве или нет.
Рауф Оруджев