16 декабря 2022 | 16:17
Парашютную вышку на Бакинском приморском бульваре построили всего за 20 дней
Элегантная вышка с часами и бегущей по верхнему ярусу строкой метеоинформации за почти 90 лет своего существования стала одним из символов Баку. На ее фоне делают селфи туристы, по ней сверяют время влюбленные, назначающие свидание на Приморском бульваре…
А начиналась ее история в мае 1936 года, когда в столице Азербайджана к очередной годовщине советизации ударными темпами – всего за 20 дней! – была построена самая высокая (73 метра) парашютная вышка в СССР. Такие вышки были обязательной принадлежностью каждого крупного города. Впрочем, стимулом к их строительству, как и автодромов, был вовсе не спорт, а подготовка к мировой войне, которую правительство в то время ждало то с востока, то с запада.
Похожа на нефтяную вышку
Нужно было тренировать будущих летчиков Красной армии. По этой причине проектированию и строительству парашютной вышки уделялось особое внимание, а готовый объект в августе 1936 г. приняла комиссия Центрального совета АзОсоавиахима (Азербайджанское общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Спроектировали вышку, похожую на нефтяную, бакинские инженеры Аренсон, Ройтберг и Зейде под руководством автора конструкции – инженера Бержеца. Детали конструкции изготовили на машиностроительном заводе «Бакинский рабочий». Монтажные же работы осуществила бригада такелажников Бакгуж транспорта – конторы, занимавшейся в основном транспортировкой грузов с помощью лошадей. Тем не менее сработано все было быстро и качественно.
В своей статье в газете «Бакинский рабочий», Бержец рассказал о методе наращивания конструкции, который он изучил, будучи в командировке в США. Это и позволило справиться с заданием без сложного оборудования, с помощью одного лишь трактора. Интересно был построен и лифт: не снизу вверх, а в обратном направлении: сначала собрали верхнюю секцию, а затем пристраивали к ней нижние.
Имевшийся на вышке лифт вел к трем площадкам – на высоте 60, 40 и 25 метров – и дублировался лестницей. После технического осмотра комиссией со всех площадок на парашюте сбросили контрольный груз. Только после этого был разрешен прыжок человека, и даже известно, кто первым осуществил его. Это был старший лейтенант Шлейфер, представлявший в приемной комиссии авиацию, – он выбрал для прыжка самую опасную верхнюю площадку.
Преодолей свой страх
Вышку торжественно сдали в эксплуатацию 18 декабря 1936 года, приурочив к празднествам по случаю первых выборов по новой Конституции. Поначалу здесь проводились занятия начальной военной подготовки, а в дальнейшем прыгнуть с той или иной высоты и получить свою дозу адреналина мог уже каждый. Смельчаки преодолевали страх высоты, учились обращаться со стропами парашюта и группироваться при приземлении.
В отличие от реальных прыжков, занятие это было относительно безопасным: парашют постоянно раскрыт, скользит по тросу, а человек надежно пристегнут к стропам. Однако в 1960 году все же произошел несчастный случай, и от дальнейших прыжков сочли за благо отказаться. Правда, разбирать полюбившуюся людям вышку не стали, и постепенно она приняла современный облик «башни с часами».
Эльдар Зейналов
https://www.kaspiy.az/bashnya-s-chasami
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.