четверг, 29 апреля 2021 г.

В ПАСЕ пройдут слушания по политзаключенным

Как стало известно, на 17 мая в Комитете по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ намечены слушания по вопросу политзаключенных в Азербайджане. Ожидается участие представителей международных НПО, азербайджанских политэмигрантов, а также докладчика по политзаключенным в Азербайджане Сунны Эварсдоттир.

В этом нет ничего необычного или неожиданного. Есть список обязательств Азербайджана, взятых при вступлении в Совет Европы в январе 2001 г. Их исполнение было рассчитано максимум на 3 года, но многие из которых не выполнены до сих пор — некоторые полностью, как, скажем, принятие закона о нацменьшинствах, ратификация Европейской Хартии о языках нацменьшинств и региональных языках, создание альтернативной гражданской службы для отказников от армии по убеждениям, другие частично — например, по политзаключенным или безнаказанности пыток. Раз уж в свое время под этими обязательствами власти Азербайджана подписались, то нелогично жаловаться на то, что от них чего-то требуют в этой области и проявляют повышенное внимание в сравнении с другими странами СЕ, которые тоже не без проблем. Нельзя поступать в духе восточного базара: что-то пообещать при заключении сделки, а потом, получив свое, отказаться и обижаться на то, что деловой партнер напоминает о долге.

Слушания по ситуации с правами человека в Азербайджане с участием активистов гражданского общества иногда проводятся в Комитете по правовым вопросам и правам человека и в Мониторинговом комитете ПАСЕ. Я в таких слушаниях когда-то тоже принимал участие и считаю их полезной процедурой, позволяющей разносторонне оценить прогресс в выполнении взятых обязательств. Правда, для этого надо соблюдать баланс: помимо эмигрантов, давно оторвавшихся от своих корней и психологически настроенных видеть ситуацию в более мрачных тонах, стоит выслушать и тех активистов, которые продолжают работать в стране и потому имеют свой взгляд на происходящее. Тем более, что при использовании онлайн-конференций для этого уже не требуется куда-то ехать.

На этот момент, как утверждается оппозицией, в заключении находятся больше 100 политзаключенных. Цифры эти прямо зависят от критериев, используемых при составлении списков. Хотя составители обычно ссылаются на критерии ПАСЕ, принятые для стран СЕ в октябре 2012 г. (а для Азербайджана - фактически еще в октябре 2001 г.), в реальности их трактуют очень вольно и далеко от них отступают.

Если кто-то носит бороду и 5 раз в день молится, и при этом участвует в деятельности, которая в случае успеха вернет Азербайджан в XIX век, к шариатскому правлению, к упразднению прав и свобод, признанных в пактах и конвенциях, то пресечь такую деятельность — это не только право, но и обязанность правоохранительных органов, и арест таких людей не делает их политзаключенными и «преследуемыми за веру». А таких людей в нынешних списках — порядка двух третей.

Еще в 1948 г. Всеобщая Декларация Прав Человека предупреждала: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации». 

Статья 17 Европейской Конвенции по правам человека повторяет этот принцип почти дословно: «Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо Государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции».

Нельзя пользоваться своими правами и свободами для того, чтобы загнать женщину под чадру, дискриминировать иноверца, забивать камнями людей с другой сексуальной ориентацией, убивать журналиста за его атеизм и т. п. Не надо самообманываться или играть в наивность в вопросе религиозного экстремизма — мы видим, к чему он приводит от Ливии до Китая.

И недостаточно поставить диагноз форме правления в стране как авторитаризму, чтобы оправдать любых оппонентов правительства. Мы это проходили во время 70-летнего затмения в СССР, когда откровенных расистов и фашистов вроде Нжде или пособников нацистов вроде Власова возводили в ранг борцов за демократию. Нельзя вновь наступать на те же грабли.

Кстати, в 2012 г. критерии, разработанные первоначально для Азербайджана и Армении, были дополнены пунктом о недопустимости считать политзаключенными террористов. А террористы — это не только те, кто режет госчиновника, выкрикивая религиозные лозунги, режет журналиста или стреляет по полицейским, но и те, кто поддерживают и культивируют похожие идеи.

За вычетом религиозных радикалов, в списках политзаключенных остается не так много народа, и часть из них оказалась там тоже явно случайно. Например, как-то незаметно исчезло понятие «журналистский рэкет», который еще недавно дружно порицался журналистским и правозащитным сообществом. Теперь нередко журналистов-рэкетиров записывают в «пострадавшие за критику», хотя эта критика как раз всегда и является частью плана вымогательства отступных за ее прекращение.

Понятно желание держать тему прав человека в Азербайджане в повестке дня Совета Европы, когда события в Беларуси, России и Украине отодвигают ее на незаметный задний план. Но надо смириться с этим и продолжать работать без псевдосенсаций.

Кстати, подоспел и новый отчет организации Freedom House, оставившей Азербайджан в списке авторитарных режимов. При этом, по критериям Freedom House, Азербайджан является консолидированной авторитарной страной и отстает в оценках от соседней Армении, где режим тоже авторитарный, но полуконсолидированный.

С конкретным рейтингом (у кого положение хуже, у кого лучше) можно поспорить, но с общей оценкой надо согласиться. До демократии нам еще далеко, и даже правительство признает наличие коррупции и то, что реформы в стране саботируются чиновниками.

В чем же разница с соседями? По определению Freedom House, консолидированный авторитарный режим является закрытым обществом, в котором диктатор не допускает политического соперничества и плюрализма и способствует широкому проявлению нарушений основных политических гражданских прав и прав человека. Полуконсолидированный авторитарный режим пытается скрывать авторитаризм или полагаются на внешние силовые структуры, не придавая должного значения демократическим институтам и методам.

И там, и там сохраняются выборы, гражданское общество, СМИ, но действуют они под давлением централизованной власти. Борьба с коррупцией ведется, но имеет обычно политическую подоплеку. Но в одном случае лидер страны несменяем, а в другом — они меняются, служа одной и той же группе олигархов, но создавая видимость того, что мнение общественности и оппозиции чего-то стоит. В Армении и Грузии как раз такой случай корпоративного авторитаризма.

По сути, проблема не в том, как часто меняется лидер страны. Например, в 1992-1993 гг. в кресле президента Азербайджана по очереди сидели А.Муталибов, Я.Мамедов, снова А.Муталибов, И.Гамбар, А.Эльчибей, Г.Алиев. Ни в одной из соседних стран такого «расцвета демократии» не было. Но этот хаос не сделал нашу страну демократичной и привело к кризису, последствия которого чувствуются даже через три десятилетия.

Так что нужно лечить причину болезни, а не купировать ее симптомы. А причина в том, что у нас до сих пор нет полноценной рыночной экономики, без которой построение демократии невозможно. Без конкуренции в экономике невозможна конкуренция в политике.

В феврале прошлого года президент Ильхам Алиев сделал многообещающие заявления: вся экономика должна выйти из тени, все предприниматели должны платить налоги, «государственные органы установили переходной период» для предпринимателей. Понятно, что разразившаяся после этого пандемия и военное положение не способствовали реализации этих планов. Но похоже, что от них не отказались, на что указывают как кадровые перестановки, так и наказания чиновников, не принявших «новую экономическую политику» президента всерьез. Кажется, налаживается и диалог властей с гражданским обществом, прерванный 7 лет назад по вине тех чиновников, которых на сегодня уже отодвинули от рычагов власти.

Так что есть основания для осторожного оптимизма.

Эльдар Зейналов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.