Правозащитник: В человеческом плане потери невосполнимы
3 декабря, 2020
Государство предусмотрело для семей шехидов и инвалидов последней
войны определенные компенсационные выплаты. Предусмотрены и
единовременные выплаты, и последующие ежемесячные пенсии.
Все уже в курсе их размеров, и конечно они могут вызвать самые
разные вопросы. Например, почему именно такие цифры, а не на порядок
больше?
Как можно оценить их размеры? Адекватны ли они силе потерь, которые
понесли люди нашей страны?
Свои ответы на эти вопросы дает Пресс-клубу директор Правозащитного
центра Азербайджана Эльдар Зейналов:
– Разумеется, в человеческом плане потеря отца, брата, сына
невосполнимы, и эта утрата всегда будет чувствоваться. Правительство
может лишь смягчить боль близких, выдав посмертно награду и дав
почетный статус семье, а также попробовать скомпенсировать те
экономические потери, которые понесла семья от утраты
мужчины-кормильца. Выраженные в нашей ежегодно легчающей валюте
денежные компенсации всегда будут восприниматься с недоверием.
Вспомним ту аморальную нервотрепку, которую устроили год назад
органы соцзащиты при пересчете разовых компенсаций (тех же 11 тыс.
манатов) семьям шехидов, которая потребовала вмешательства главы
государства.
Все эти разовые и регулярные выплаты, будучи выраженными в манатах,
постоянно пересчитываются и пересматриваются. К тому же, каждое
повышение зарплат и пенсий приводит к росту денежной массы и
инфляции, на которую практически моментально реагирует рынок,
повышая цены. Парламент круглый год тратит свое время на то, что
пересчитывает суммы пенсий, зарплат (в том числе собственных),
пошлин. Если посмотреть список внесенных изменений к законам и
кодексам, связанным с взиманием или выплатой денег, то объем этих
поправок соизмерим с самим начальным текстом документа. Понятно, что
вся эта бухгалтерия, порой переходящая рамки необходимости, дает
хлеб большому числу чиновников, но при этом стоит нервов людям. И
единственный просвет — это расширение т. н. «электронного
правительства» – концепции, освобождающей граждан от стояния в
очередях, дублирования одних и тех же бумаг и т.д.
Насчет размера страховых выплат я мало что могу сказать. Почему
наследникам шехида выплачивается именно 11 тыс. манатов, а не 10 или
15? Или инвалиду войны — 8,8 тыс. манатов. Или, на полном серьезе
утверждается, что инвалид войны в зависимости от трудового стажа
будет в среднем получать 400 манатов. Но кто у нас воюет в армии? В
основном юнцы 18-20 лет, к моменту службы в армии и получения
инвалидности не успевшие поработать. Много ли они получат?..
Людям не объясняют, на что опираются эти расчеты, и потому в них
неистребимо подозрение, что в основе какой-то циничный, скрываемый
от граждан, расчет. Вроде скандального обоснования одного из
депутатов, почему пенсионный возраст надо поднять с 60 до 65 лет:
якобы есть какой-то международный стандарт, что люди на пенсии
должны (!) жить не более 10 лет, а у нас средняя продолжительность
жизни выросла благодаря усилиям депутатов с 70 до 75 лет, и теперь
планку надо поднять, чтобы пенсионер не зажился на пенсии дольше
«положенного».
Поясню. Чиновники высчитали, что в среднем, на каждую семью шехида
или инвалида придется по 700 манатов в месяц. С учетом среднего
размера азербайджанской семьи в 4,5 человека, на одного члена семьи
погибшего солдата в месяц придется 200, а в семье инвалида — 156
манатов. В сельской местности, где размер семьи больше (в среднем 5
человек), эти цифры составят 175 и 140 манатов. И это – при
официальном прожиточном уровне в 190 манатов. Хорошо, если кто-то из
членов семьи получает пенсию, а кто-то — депутатскую зарплату. Но,
если члены семьи без работы, бездомны (снимают квартиру в ожидании
бесплатного жилья от государства), обременены долгами, больны, то
такая «забота» о семье, вырастившей стране отважного защитника
означает голодное, нищенское существование, и вызовет с ее стороны
скорее проклятие, чем благодарность.
Ситуацию могут изменить обещанные предметные льготы, выраженные не в
манатах, а в конкретной ответной слуге государства: предоставлении
бесплатного жилья, автомашины, полном или частичном освобождении от
оплаты коммунальных расходов, учебы детей, протезирования, лечения,
санаторного обслуживания, снижения для них налогов и т.п.
Очень интересны усилия государства по вовлечению инвалидов войны в
программы активной занятости, создание квот для инвалидов на
государственных предприятиях и учреждениях. Но следует помнить, что
квота, да и вообще любое ограничение, всегда создает почву для
коррупции с целью «смазывания» пути претендента на квотируемые
места.
Можно прогнозировать, что шероховатости социальных программ в
ближайшем будущем вызовут много гражданских дел инвалидов и
родственников шехидов против госструктур. И поэтому стоило бы
гарантировать им освобождение от уплаты судебных пошлин, а возможно,
и предоставление бесплатных услуг адвокатов, учитывая, что
неправительственные организации сейчас уже не могут представлять в
судах чьи-то интересы.
И раз уж речь зашла о НПО, то следовало бы обеспечить благоприятные
условия для регистрации и функционирования тех из них, которые
помогают инвалидам войны и семьям шехидов. Сейчас, благодаря
внесенным в законодательство в 2014 году изменениям, они скорее не
действуют, а выживают.
Рауф Оруджев
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.