четверг, 3 декабря 2020 г.

Послевоенные компенсации

 Правозащитник: В человеческом плане потери невосполнимы

3 декабря, 2020

Государство предусмотрело для семей шехидов и инвалидов последней войны определенные компенсационные выплаты. Предусмотрены и единовременные выплаты, и последующие ежемесячные пенсии.

Все уже в курсе их размеров, и конечно они могут вызвать самые разные вопросы. Например, почему именно такие цифры, а не на порядок больше?

Как можно оценить их размеры? Адекватны ли они силе потерь, которые понесли люди нашей страны?

Свои ответы на эти вопросы дает Пресс-клубу директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов:

– Разумеется, в человеческом плане потеря отца, брата, сына невосполнимы, и эта утрата всегда будет чувствоваться. Правительство может лишь смягчить боль близких, выдав посмертно награду и дав почетный статус семье, а также попробовать скомпенсировать те экономические потери, которые понесла семья от утраты мужчины-кормильца. Выраженные в нашей ежегодно легчающей валюте денежные компенсации всегда будут восприниматься с недоверием. Вспомним ту аморальную нервотрепку, которую устроили год назад органы соцзащиты при пересчете разовых компенсаций (тех же 11 тыс. манатов) семьям шехидов, которая потребовала вмешательства главы государства.

Все эти разовые и регулярные выплаты, будучи выраженными в манатах, постоянно пересчитываются и пересматриваются. К тому же, каждое повышение зарплат и пенсий приводит к росту денежной массы и инфляции, на которую практически моментально реагирует рынок, повышая цены. Парламент круглый год тратит свое время на то, что пересчитывает суммы пенсий, зарплат (в том числе собственных), пошлин. Если посмотреть список внесенных изменений к законам и кодексам, связанным с взиманием или выплатой денег, то объем этих поправок соизмерим с самим начальным текстом документа. Понятно, что вся эта бухгалтерия, порой переходящая рамки необходимости, дает хлеб большому числу чиновников, но при этом стоит нервов людям. И единственный просвет — это расширение т. н. «электронного правительства» – концепции, освобождающей граждан от стояния в очередях, дублирования одних и тех же бумаг и т.д.

Насчет размера страховых выплат я мало что могу сказать. Почему наследникам шехида выплачивается именно 11 тыс. манатов, а не 10 или 15? Или инвалиду войны — 8,8 тыс. манатов. Или, на полном серьезе утверждается, что инвалид войны в зависимости от трудового стажа будет в среднем получать 400 манатов. Но кто у нас воюет в армии? В основном юнцы 18-20 лет, к моменту службы в армии и получения инвалидности не успевшие поработать. Много ли они получат?..

Людям не объясняют, на что опираются эти расчеты, и потому в них неистребимо подозрение, что в основе какой-то циничный, скрываемый от граждан, расчет. Вроде скандального обоснования одного из депутатов, почему пенсионный возраст надо поднять с 60 до 65 лет: якобы есть какой-то международный стандарт, что люди на пенсии должны (!) жить не более 10 лет, а у нас средняя продолжительность жизни выросла благодаря усилиям депутатов с 70 до 75 лет, и теперь планку надо поднять, чтобы пенсионер не зажился на пенсии дольше «положенного».

Поясню. Чиновники высчитали, что в среднем, на каждую семью шехида или инвалида придется по 700 манатов в месяц. С учетом среднего размера азербайджанской семьи в 4,5 человека, на одного члена семьи погибшего солдата в месяц придется 200, а в семье инвалида — 156 манатов. В сельской местности, где размер семьи больше (в среднем 5 человек), эти цифры составят 175 и 140 манатов. И это – при официальном прожиточном уровне в 190 манатов. Хорошо, если кто-то из членов семьи получает пенсию, а кто-то — депутатскую зарплату. Но, если члены семьи без работы, бездомны (снимают квартиру в ожидании бесплатного жилья от государства), обременены долгами, больны, то такая «забота» о семье, вырастившей стране отважного защитника означает голодное, нищенское существование, и вызовет с ее стороны скорее проклятие, чем благодарность.

Ситуацию могут изменить обещанные предметные льготы, выраженные не в манатах, а в конкретной ответной слуге государства: предоставлении бесплатного жилья, автомашины, полном или частичном освобождении от оплаты коммунальных расходов, учебы детей, протезирования, лечения, санаторного обслуживания, снижения для них налогов и т.п.

Очень интересны усилия государства по вовлечению инвалидов войны в программы активной занятости, создание квот для инвалидов на государственных предприятиях и учреждениях. Но следует помнить, что квота, да и вообще любое ограничение, всегда создает почву для коррупции с целью «смазывания» пути претендента на квотируемые места.

Можно прогнозировать, что шероховатости социальных программ в ближайшем будущем вызовут много гражданских дел инвалидов и родственников шехидов против госструктур. И поэтому стоило бы гарантировать им освобождение от уплаты судебных пошлин, а возможно, и предоставление бесплатных услуг адвокатов, учитывая, что неправительственные организации сейчас уже не могут представлять в судах чьи-то интересы.

И раз уж речь зашла о НПО, то следовало бы обеспечить благоприятные условия для регистрации и функционирования тех из них, которые помогают инвалидам войны и семьям шехидов. Сейчас, благодаря внесенным в законодательство в 2014 году изменениям, они скорее не действуют, а выживают.

Рауф Оруджев

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.