среда, 1 июля 2020 г.

Гендерная политика – проблемы, о которых уже принято говорить вслух


 01.07.2020 13:25

К сожалению сегодня насилие на гендерной почве приобрело масштабы эпидемии. Даже голливудская слава не защищает женщин от мужчин, которые используют свою власть, чтобы подавлять их физически, эмоционально и в профессиональной сфере. В современном мире все еще процветает вопиющая дискриминация женщин – следствие патриархальной социальной системы. 

Увы, но и наша страна не является исключением в этом плане, хотя определенный прогресс в гендерных вопросах был достигнут. О проблемах и достижениях в гендерной политике нашей страны в интервью ru.thebusinesstimes.az рассказал глава Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.


– Гендерная политика в Азербайджане – насколько успешно она претворяется в жизнь с точки зрения равноправия полов ,какие основные проблемы в данной сфере имеются в нашей стране ?

Если вкратце, то проблему на словах признают, разного рода программы принимают, но заметных результатов нет.

Увеличившуюся на несколько человек долю женщин-депутатов парламента большим достижением я не считаю, и прежде всего потому, что эти дамы не проводят в Милли Меджлисе самостоятельную политику в защиту и развитие прав женщин.

Достаточно просмотреть государственную статистику, которая дает бесспорную негативную оценку нынешнему положению женщин, их неравноправию. Например, на начало 2019 года средняя зарплата женщин составляла 53,8% от средней зарплаты мужчин, исключительно потому, что женщины были недостаточно представлены среди руководителей.  В научно-технической деятельности, средняя зарплата женщин и вовсе составляла 34,5% от средней зарплаты мужчин. И такая картина повсеместно - даже в тех областях, где женщины преобладают количественно.

В то время как среди экономически активного и занятого населения женщины в 2019 г. составляли больше 48%, на госслужбе среди административного персонала 1-3 классов их было 32,6%, 4-7 классов — 22% (на руководящих должностях и того меньше — 10,2%). Зато среди вспомогательного персонала слабый пол составлял 52%. Если в советское время гендерным идеалом была «леди-трактористка», бравшая на себя мужскую работу, то сейчас — смазливая секретарша.

Немалой проблемой является то, что такой подход буквально культивируется как воспитанием в семье, так и СМИ. Всегда приятно читать статьи о том, что азербайджанка заняла какую-то престижную должность, получила признание в бизнесе, литературе, науке. Но с 99%-ной вероятностью эти статьи будут о тех, кто покинул Азербайджан и раскрыл свои таланты на чужбине. В Азербайджане же такое отношение к достижениям женщин встречается редко и, как правило, сопровождается критическими, часто неэтичными комментариями.


– Сильна ли законодательная база, направленная на обеспечение равных прав обоих полов в Азербайджане ?

Наше законодательство традиционно копируется с российских и, в меньшей степени, европейских образцов и поэтому, в принципе, удовлетворительно. Но есть еще и правоприменительная практика, которая зримо отстает от идеала.

Например, цивилизованный мир давно уже рассматривает как преступление так называемые «детские браки», которые заключаются с девочками школьного возраста. Законодательно установлен брачный возраст в 18 лет. Подразумевается, что к этому времени гражданка успеет получить, по меньшей мере, среднее образование, начнет осознавать свои права и обязанности до такой степени, что сможет осознанно голосовать на выборах, быть стороной в суде, поступать на работу и т.п. Половые отношения с ребенком до 16 лет, даже по взаимному согласию, по закону должны караться как педофилия в уголорвном порядке.

А что мы наблюдаем в реальности? В ряде сельских местностей, девочек забирают из старших классов и выдают замуж. Понятно, что при этом она не может ни учиться дальше, ни работать. Многие из них успевают забеременеть и родить до 18 лет, некоторые даже 4 раза. При этом педофилы-«мужья» успешно избегают наказания.

Возьмем другой аспект — домашнее насилие против женщин, о котором мы слышим ежедневно. В большинстве своем, в суде такие преступления пытаются оправдать поведением самих жертв. В то же время европейский подход, выраженный в т.н. Стамбульской конвенции, противоположный: мотивы утверждения превосходства мужчины должны считаться отягчающим вину обстоятельством.

Поэтому при анализе гендерной политики, законодательство необходимо рассматривать лишь совместно с оценкой его практического применения и наказывать те госструктуры (прокуратура, суд), которые практически подрывают гендерную политику страны.


– Госструктуры говорят о том ,что с демографией в Азербайджане все хорошо, однако фонд народонаселения ООН уже не первый год говорит о том ,что селективные аборты приведут к серьезному дисбалансу уже в обозримом будущем ,а это станет причиной демографических проблем. Как вам кажется ,нужно ли ужесточать законодательство для того ,чтобы остановить селективные аборты ,насколько это правильно с правовой точки зрения ?


- Демографическая статистика сегодня дает основания для серьезного беспокойства: на 100 девочек рождается 114 мальчиков. Понятно, что без невест будущие женихи не останутся, найдя их где-то за пределами республики. Но в чем тогда выгода государства мириться с такой практикой? Тем более, что раньше – до УЗИ никто и не мог знать пол ребенка, так что не получится приписать это неким традициям (как «детские браки», например).

Единственный мотив, почему оставляют мальчика и избавляются от девочки — это меркантильный расчет родителей, которые считают дочерей обузой. При этом речь о медлицинских показаниях для аборта, как правило, и не идет, а решение о нем принимается на достаточно поздней стадии, когда уже очевидна половая принадлежность плода. Если аборт — это вообще убийство, но которое иногда можно оправдать медицинскими показаниями или этическими соображениями (беременность от инцеста или изнасилования), то в случае девочки — это убийство однозначно умышленное, совершенное по гендерному признаку. И относиться к нему нужно соответственно. По некоторым данным, в результате селективных абортов за годы независимости Азербайджан потерял до 75 тыс. девочек — больше, чем от войны в Карабахе…

На мой взгляд, с практикой планирования пола ребенка необходимо заканчивать, под страхом уголовного наказания запретив сообщать роженицам о поле будущего ребенка, либо запретив аборты на той стадии развития плода, когда можно определить его пол.

С.АЛИЕВА

https://ru.thebusinesstimes.az/2020/07/01/Гендерная-политика-проблемы-о-кото/

P.S. На днях впервые за три десятка лет независимости Азербайджана, две женщины были назначены на должности районных прокуроров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.