В связи с угрозой распространения коронавируса в Азербайджане предпринимаются меры по социальной изоляции и самоизоляции. Граждане стараются не выходить из дома без острой необходимости, а пожилым людям и вовсе запретили это делать. Но как в такой ситуации быть с теми, у кого нет крыши над головой? Речь идет о бездомных, о которых почему-то никто не вспоминает.
А между тем, во многих странах им стараются создать условия, которые защитят их от опасного вируса. Так, в Лондоне бездомные получат предложение пожить в гостиницах на время эпидемии для защиты их от коронавируса, сообщает The London Evening Standard. Для этой цели выделено около 300 гостиничных номеров. Помещения будут предоставлять тем бездомным, которые зарегистрируются в благотворительных организациях. Решение было принято потому, что у бездомных часто имеются заболевания дыхательной системы, что может стать осложняющим фактором при заражении коронавирусом. Таким образом им решили помочь пережить эпидемию.
Глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов заявил «Зеркалу», что одни из самых уязвимых категорий населения сейчас – бомжи (лица без определенного места жительства).
Он подчеркнул, что в обиходе бомжом считают того, кто одновременно бездомный, нищий и бродяга. Такой образ жизни, по словам правозащитника, обеспечивает автоматическое попадание бомжей в группу риска для любых болезней, включая и нынешний коронавирус. И если предрасположенность пожилых людей к заболеванию этой болезнью заставляет сейчас власти изолировать их от лишнего общения путем запрета выхода из дома, то нелогично будет не позаботиться и о бомжах.
«Правда, в отличие от стариков, которых загоняют в дома уговорами родных и угрозами уголовных санкций, у бомжей этого жилья — убежища от вируса, нет. Точно так же у них нет и средств на пропитание и лечение, которые все остальные изолированные получают от государства (в виде пенсий) и от родственников. Эти два аспекта вопроса требуют решения властей»,– говорит Э.Зейналов.
Он считает, что при небольшом числе бомжей их можно поселить за государственный счет, к примеру, в хостелах, либо собрать в армейских казармах или бараках для мигрантов. Важно, чтобы там не было скученности и перебоев с обеспечением едой, была приличная медицинско-санитарная часть.
Э.Зейналов напомнил, что зимой, когда бомжи замерзали на улице, была вялотекущая дискуссия о показушных мерах, когда для мегаполиса с населением в несколько миллионов человек создали ночлежку на 50 мест, причем на отшибе и при условии, что бомж запасется длинным списком справок. Важно, чтобы в нынешней ситуации все не пошло по старому сценарию.
«Но надо иметь в виду и то, что если бомжам и предоставят убежище, некоторых из них ввиду их длительного асоциального образа жизни там удержать будет сложно. Видимо, этот случай — одно из гипотетических приложений статей 211 Кодекса по административным правонарушениям и 139-1 Уголовного Кодекса. То есть, если человек нарушает самоизоляцию, то будет наказан. С учетом того, что денег на штрафы у бомжей нет, их в таком случае ждет арест — административный до 30 суток или уголовный от 3 мес. до 5 лет, если нарушение режима вызвало серьезную угрозу или реальные тяжелые последствия для населения»,– отметил Э.Зейналов.
Правозащитник также отметил, что не только бомжи, но и другие асоциальные элементы могут по своей безалаберности или намеренно заражать других людей. По его словам, среди наших сограждан есть опустившиеся мизантропы, которые в своих бедах обвиняют все общество и мстят ему. Мол, «пусть весь мир сгорит, если я неизлечимо болен или на дне!» Такие случаи единичные, но от этого не менее опасные.
«Помню случай из моего детства: взрослые поймали и как следует наказали туберкулезника, который облизывал конфеты, снова заворачивал их в фантики и раздавал на улице детям. Лет 15 назад малолетняя проститутка, узнав, что больна СПИДом, сбежала от врачей и за короткое время без всякой защиты переспала с 200 клиентами. Сейчас читаю о том, что из-под карантина пытаются убежать предполагаемые больные — может, тоже с мыслью везде чихать и кашлять?»
В «легком» случае, когда человек создал условия для распространения болезней, согласно закону его оштрафуют на сумму в 2500-5000 манатов, ограничат свободу или лишат свободы на срок до 3-х лет. Если же противоправное поведение вызвало смерть людей или иные тяжкие последствия, то за это лишат свободы на срок от 3-х до 5 лет, без каких-либо альтернатив.
Так что, закон на стороне интересов общества. Но часто ли само общество не проходит мимо асоциального поведения таких людей, адекватно на него реагирует?..
Сочетание уважения и помощи тем слабым членам нашего общества, кто относится к ситуации ответственно, с наказанием для тех, кто подвергает окружающих опасности, как говорит правозащитник, единственный путь для соблюдения баланса личных прав и свобод и общественной безопасности.
Эля Бельская.
2020/03/25 16:41