вторник, 21 января 2020 г.

Мы живем в страшном мире, в котором взрослые игры стоят жизни детей

В последнее время выросло количество насильственных преступлений против детей. Яркий тому пример, жестокое убийство 10-летней Нармин Гулиевой, произошедшее в Товузском районе Азербайджана. Девочка пропала 21 ноября 2019 года в 15:00 во время свадебного торжества, которое отмечали соседи. 6 января 2020 года вечером было найдено обгоревшее тело Нармин.


«Давайте признаем, что сексуальное насилие против детей вообще и малолетних девочек, в частности, не является таким уж исключительным для нашей страны. Оно подпитывается застарелой традицией ранних браков, с которой не смогла справиться даже тяжелая на расправу Советская власть. Робкие попытки властей внедрить в общественное сознание идеи прав ребенка, гендерного равенства и т. п., разбиваются о домашнее насилие в семьях и практику узаконенной обычаями педофилии». Об этом рассказал корреспонденту Пресс-клуба «Содружество» глава Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

По его словам, в последний период порядка трёх тысяч детей в год были рождены матерями в возрасте 15-17 лет, забеременевшими в возрасте 14-16 лет, когда за секс с ними полагалось уголовное наказание. У почти 200 малолетних матерей это были уже вторые роды, а были и те, кто в этом возрасте рожали уже в третий и даже четвертый раз! При этом в патриархальной сельской местности, где традиции осуждают внебрачные связи, родились две трети этих малышей. Понятно, что семьи бы такого не допустили, если бы отношения девочки с педофилом не были бы узаконены неким договором между двумя семьями или религиозным браком. Поэтому и рыщут взрослые дяди вокруг школ, высматривая себе «невест» в возрасте, когда детям надо играть с куклами и сидеть за партой. А полиция, рекрутированная из деревенских парней с таким же менталитетом, включена в эту игру, благообразно прикрытую ширмой ратифицированных конвенций.

«При такой терпимости общества к нарушению формального закона, возмущение, вплоть до требований восстановления смертной казни, вызывают только случаи, когда насилие нарушает не только закон, но и неписаные традиции. Да, педофилия в селе тоже обставлена условиями. Так, насилие и похищение жертвы должно быть согласовано с семьей ребенка, сопровождаться засылкой сватов и выплатой «отступных». Если этого не происходит, и тем более насилие сопровождается убийством или исчезновением ребенка, возможен даже самосуд. Правоохранительная система самосуда обычно не допускает, но компенсирует жестоким наказанием. Даже за одну загубленную детскую душу педофил мог в старые недобрые времена получить расстрел, а по нынешнему законодательству — пожизненное лишение свободы. Но если изнасилование ребенка закончилось «браком», то наказание обычно не настигает педофила», - пояснил Зейналов. 

По словам эксперта, за четверть века работы по тюрьмам довелось ему самому увидеть немало педофилов и детоубийц и услышать немало историй о них. «И могу ответственно заявить, что в тюрьме такие заключенные не только не пользуются даже минимальным авторитетом у более «приличных» уголовников, но и не «кайфуют в тюрьме в отсутствие смертной казни», как это часто представляется безутешным родственникам малолетней жертвы. На самом деле, чтобы не говорила тюремная администрация, педофилов в тюрьме постигает кара со стороны уголовного сообщества. По принципу «око за око», их обычно жестоко насилуют («опускают») и тем самым переводят в бесправную «голубую масть». Возможность для такой расправы уголовники найдут всегда», - сказал правозащитник.

По его словам, был один случай из 1990-х, когда знавший об этой традиции дядя жертвы решил подстраховаться. Молодой сосед изнасиловал и убил малолетнюю жертву в лесу на севере Азербайджана. Прежде чем педофила отправили в бакинскую тюрьму, дядя за хорошую мзду и под честное слово не убивать преступника, был допущен знакомым полицейским в камеру и лично «опустил» педофила.

«В соседней камере [корпуса смертников Баиловской тюрьмы], кстати, сидел другой педофил, но с гомосексуальными пристрастиями. Он, пообещав подарить велосипед, завел в Маслиновую рощу, изнасиловал и убил мальчика. Причем, подражая Чикатило, он отгрыз жертве половой орган. Мальчик был единственным и долгожданным ребенком в семье. История возмутила всех: судья вынес по делу смертный приговор, а журналисты написали об этом в газете», - рассказал Зейналов.

По словам правозащитника, нередко педофилы бывают не молодыми обольстителями, а стариками. Один такой, попав за решетку уже в пожилом возрасте, ходатайствовал о досрочном освобождении. Этот благообразный дедушка был пойман с поличным односельчанами, когда попытался изнасиловать девочку-инвалида. 

«Разумеется, я далек от того, чтобы одобрять такие расправы. Однако считаю, все они были порождены той же дикостью нравов, что и терпимость к педофилии. Ведь, если бы тот же старец выкупил ребенка у родителей и заключил с нею религиозный брак, то никто бы из его соседей и бровью бы не повел. А то бы еще и «благотворительностью» посчитали... Недавно произошло очередное убийство ребенка, вероятнее всего, тоже на почве педофилии. В маленьком селе, где все и все на виду, почти два месяца не могли найти похищенную девочку, которую впоследствии убили и сожгли около дома родителей. Но стоило вмешаться Президенту — и за пару дней буквально в нескольких минутах ходьбы от дома девочки нашли и преступника, и место преступления, и кучу улик. Эта история и опечалила, и озадачила многих. Мы живем в страшном мире, в котором взрослые игры стоят жизни детей, и с этим пора заканчивать», - пояснил Эльдар Зейналов.

Татьяна Иванова

четверг, 9 января 2020 г.

Как, кто и когда в Азербайджане убивает детей?

Эльдар Зейналов рассказал Media.Az о вопиющих преступлениях
09 ЯНВАРЬ 2020, 13:55

Общественность всколыхнуло жестокое убийство 10-летней Нармин Гулиевой, пропавшей в селе Дондар Гушчу Товузского района Азербайджана 21 ноября, чей подожженный труп был найден 6 января в 300 метрах от ее дома. Удержание, издевательства, убийство и поджог... Но самое страшное, что по основной версии следствия к расправе может быть причастен кто-то из родственников жертвы.

К сожалению, подобные преступления хотя и редки в нашей стране, однако не единичны. О резонансных случаях убийств детей в Азербайджане, статистике и причинах преступлений Media.Az побеседовала с главой Правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдаром Зейналовым.

- Какие еще были случаи, которые также, как и в случае с Нармин, не оставили общественность безразличной?

- Я не могу сказать, что случай, произошедший с Нармин, уникален. Например, в период моего детства, в 60-х годах, в степи около Сумгайыта зверски убили и сожгли на костре подростка. Или приемный сын знаменитых родителей в восьмидесятых годах прошлого века убил родного сына семьи и, расчленив его тело, вынес в чемодане. На один из запомнившихся случаев советских времен приходится десяток забытых, а на один ставший достоянием гласности - множество надежно скрытых цензурой от чувствительного восприятия общественности.

Вообще, такого рода информация была закрытой и в постсоветский период, пока в 1998 году в стране не была отменена цензура. Сейчас открыто публикуется дозированная информация по этим случаям. И, если нанесение телесных повреждений или изнасилования как-то можно «замять», не приняв заявления от потерпевших, то с убийством это не пройдет. Есть зафиксированный смертный случай и насильственная причина смерти.

- Какова у нас статистика по детоубийствам?

- В 2018 году в результате различного рода преступлений, по статистике, погибли 87 наших сограждан в возрасте до 18 лет, телесные повреждения получили еще 234. В общей статистике по убитым и раненым несовершеннолетние занимают всего 7% и 3% соответственно. Так что нельзя сказать, что в стране процветает детоубийство. За весь 2018 год были умышленно убиты восемь детей. Такой расклад означает, что в среднестатистическом районе Азербайджана умышленное убийство ребенка происходит раз в 10 лет.

- Каковы типичные причины преступлений против детей?

- Это может быть и домашнее насилие, когда ребенка убивают его/ее родные, например, за беспокойное поведение или видя в ребенке лишний рот. Не исключена месть из ревности, например, если мужчина решит, что ребенок от другого человека, или, наоборот, мать решит отомстить бросившему ее мужчине, убив его потомство.

Однажды довелось столкнуться с «пожизненником», который убил замужнюю сестру, потому что она себя «плохо вела» и «позорила» его в поселке, а также мать и мужа сестры, которые пытались ему помешать. Он также убил спавших в соседней комнате двоих племянниц, чтобы они не пошли «по стопам» матери. Далее, он поджег дом с телами своих жертв и при этом искренне считал, что он защищал честь и достоинство своего рода. Не исключаются и убийства из корыстных побуждений, встречаются и случаи «черной трансплантологии».

- Какая, по-вашему, лежит ли ответственность на родителях и обществе в целом?

- Как видим, очень часто в число виновников попадают родные или ближайшие соседи. И это объяснимо с логической точки зрения. Ребенок, в силу своего социального статуса, не может навредить чьему-то бизнесу, стать конкурентом в карьере, препятствием на выборах, взять и не вернуть долг, пообещать и не жениться и т.п, что обычно становится проблемой у взрослых. Если исключить маньяков и убийства по неосторожности, то дети могут вызвать желание их убить лишь у своих друзей и близких.

Необходимо вести профилактическую работу с неблагополучными семьями, случаями домашнего насилия, тщательней расследовать случаи подозрительных самоубийств, контролировать процессы зарубежного усыновления и трансплантации и т. д. И, безусловно, отказаться от пагубной привычки «приглаживать» статистику ради красивых показателей.

Наталья Гулиева

Media.az

среда, 8 января 2020 г.

Поддержим самых уязвимых

Дата: 08.01.2020 | Час: 16:07:00

В Азербайджане введены льготы для некоторых категорий мигрантов

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

Люди мигрируют по разным причинам. Для одних это осознанный выбор, тщательно взвешенный и продуманный шаг. В этом случае обычно мигрируют из относительно спокойных стран со слабой экономикой в государства, где уровень жизни на порядок выше. Для других это вынужденная необходимость - они бегут от ужасов войны, преследований по религиозному, национальному, расовому признаку. Порой у них даже нет возможности прихватить с собой нажитое, а иногда и брать-то нечего.

С 2010 года количество мигрантов в мире выросло на 51 млн человек - до 272 млн. Такие данные содержатся в докладе ООН.

Больше всего мигрантов едет в Европу (82 млн человек), за ней следуют Северная Америка (59 млн) и Западная Азия (49 млн). Почти половина всех мигрантов на планете проживает лишь в десяти странах: 51 млн - в США (19% от общего количества), по 13 млн - в Германии и Саудовской Аравии, 12 млн - в России, 10 млн - в Великобритании, 9 млн - в ОАЭ, по 8 млн - во Франции, Канаде и Австралии, 6 млн - в Италии.

В нашей стране мигрантов не так много, но они есть. За первое полугодие текущего года на территорию Азербайджанской Республики въехало 1 409 724 иностранца и лиц без гражданства. Большинство из них - граждане России, Грузии, Турции, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Индии, Украины, Туркменистана и Великобритании. Основные цели въезда - частный визит, туризм, служебная и трудовая деятельность. Число иностранцев и лиц без гражданства в Азербайджанской Республике, которым выдано разрешение на работу для занятия оплачиваемой трудовой деятельностью, составило 2875 человек. В 21 случае, определенном в статье 64 Миграционного кодекса, не требуется получение разрешения на работу иностранцам и лицам без гражданства для занятия оплачиваемой трудовой деятельностью.

Отметим, что среди тех, кто хочет получить постоянный вид на жительство в нашей стране, не только молодые и здоровые, но и люди пенсионного возраста, а также лица с ограниченными возможностями здоровья.

Недавно коллегия Государственной миграционной службы внесла изменения в «Порядок деятельности комиссии по проверке знаний иностранцев и лиц без гражданства, обратившихся за разрешением на постоянное проживание в Азербайджанской Республике, их прав и обязанностей, предусмотренных законами АР, а также знания государственного языка». Согласно изменениям, иностранцы старше 65 лет или инвалиды первой группы (в случае представления подтверждающего документа) не будут проходить собеседование с целью проверки знаний о правах и обязанностях, предусмотренных законами Азербайджанской Республики, а также государственного языка.

По свидетельству председателя общественного совета при Государственной миграционной службе, эксперта в области миграции Азера Аллахверанова, в Государственную миграционную службу были обращения со стороны приезжающих к нам в страну мигрантов, которым более 65 лет, а также люди с инвалидностью. Эти обращения связаны с тем, что они вынуждены были продемонстрировать знание законов республики и государственного языка. Однако, как подчеркнул А.Аллахверанов, пожилые мигранты очень уязвимы, для них выучить язык другой страны, особенно в короткие сроки, довольно сложно.

- Что касается людей с инвалидностью первой группы, то у них имеются серьезные проблемы со здоровьем: может быть нарушен слух, проблемы со зрением, а потому им тоже трудно готовиться к экзаменам. Отмечу, что таких мигрантов в нашей стране немного. И уступки касаются только процедурной части. Речь идет о тех, кто имеет основания для проживания в Азербайджане, - отметил он.

Конечно, получив вид на жительство, они будут пользоваться всеми правами, которые дает им Конституция Азербайджанской Республики. Но для трудового рынка страны они не представляют никакой угрозы и не создадут никакой напряженности.

- Правила на рынке труда определяет спрос, а людям в возрасте и с инвалидностью, даже владеющим государственным языком и всю жизнь живущим в Азербайджане, непросто найти работу, что уж говорить о мигрантах. На рынке труда царит жесткая конкуренция. Если же говорить об экономической нагрузке на бюджет страны, то и тут, уверен, волноваться незачем уже хотя бы потому, что таких мигрантов очень мало, - говорит эксперт.

В свою очередь экономист Натиг Джафарли отметил, что в Азербайджан приезжают из небогатых арабских стран, Афганистана, Туркменистана, и вполне возможно, что среди прибывающих будут те, кто попадет в льготную категорию. Впрочем, они зачастую воспринимают Азербайджан как транзитный пункт для миграции в другие страны. Из развитых государств приезжают работать в нашу страну только на время, по контракту.

Экономист считает, что предоставив льготы для пожилых и людей с инвалидностью, в нашей стране еще раз демонстрируют ее социальную направленность. Нечто подобное есть, например, в Канаде - эта страна получает лестные отзывы от тех, кто туда уехал.

Правительство Канады действительно весьма лояльно к приезжим. Здесь каждый пятый житель - мигрант, и их доля продолжает увеличиваться. Примерно половина мигрирует по экономическим причинам, на втором месте - воссоединение семьи, что на самом деле означает все ту же экономическую эмиграцию. Там даже есть специальное Министерство гражданства и иммиграции Канады. Для тех, кому разрешили приехать, действует множество государственных программ, цель которых - помочь освоиться на новом месте. Но предпочтение там, как и в большинстве стран мира, отдается высококвалифицированным специалистам, знающим язык и готовым интегрироваться в общество.

Председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев уверен, что нашей стране стоит принимать мигрантов и давать им вид на жительство только в редких случаях, например, когда их жизни что-то реально угрожает, когда их преследуют из-за религиозных соображений и т.д. В Европу в последние годы хлынул поток мигрантов в результате проводимой ЕС миграционной политики, и теперь эти страны сталкиваются с рядом сложностей. Нам стоит сделать из этого правильные выводы.

- Конечно, если иностранец вложит в экономику нашей страны большие деньги и решит переехать сюда всей семьей, в которой могут быть и люди в возрасте, и с инвалидностью, нужно давать вид на жительство. Если говорить об отечественных миграционных новшествах, то речь идет о самой уязвимой группе мигрантов, которые находятся в сложной ситуации. Однако не следует забывать, что у нас есть свои пенсионеры, их более миллиона, и инвалиды, о которых необходимо позаботиться.

Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: если мигранты не знают государственного языка, им довольно проблематично интегрироваться в азербайджанское общество, адаптироваться тут, - подчеркнул эксперт.

Экономист Фуад Ализаде отметил, что люди пожилого возраста и лица с инвалидностью обычно приезжают в нашу страну к родственникам, которые тут живут и работают. Они рассчитывают на то, что их будут содержать дети, а вовсе не наше государство. Поэтому о каком-то потенциальном ущербе для экономики говорить не приходится. Если бы эти граждане рассчитывали на государственные дотации, то постарались бы эмигрировать в развитые страны Запада.

Свое мнение по данному вопросу выразил и глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. Лица старше 65 лет, то есть пенсионного возраста, и инвалиды первой группы - люди, которых по определению - как пенсионеров и иностранцев - не примут на государственную службу и не мобилизуют в армию.

- В принципе, им совсем не обязательно знать государственный язык на уровне выпускника высшей школы. К тому же где они его, будучи иностранцами, выучат на таком уровне до подачи заявления на ПМЖ? За пределами Азербайджана вряд ли найдется возможность сделать это на пенсию по возрасту или инвалидности: репетитор - дорогое удовольствие. Да и приехав в Азербайджан, за несколько месяцев язык в таком объеме, чтобы пройти собеседование, не осилить, - говорит он.

По свидетельству правозащитника, данная категория мигрантов, претендуя лишь на ПМЖ, а не на гражданство, получает пенсию от своих стран, то есть не будет сидеть на шее у нашего государства.

- Поэтому создавать искусственные барьеры для их проживания в Азербайджане вряд ли логично. Не стоит упускать из виду, что большинство мигрантов такого рода - бывшие граждане Азербайджана или родственники наших граждан. В качестве примера хотел бы привести сына Мамед Эмина Расулзаде - Азера. Он, будучи пенсионером с казахстанским гражданством, хотел вернуться на родину, но столкнулся с определенными проволочками и в итоге предпочел вернуться в Казахстан, где и скончался. Этот случай наглядно показывает, что формализм в данном вопросе порой излишен, - считает глава ПЦА.

Но тут надо иметь в виду и то обстоятельство, что разрешение на постоянное место проживания для пожилых, страдающих хроническими заболеваниями или лиц с инвалидностью должно быть обусловлено наличием места жительства и людей, которые обязуются взять на себя уход за такими мигрантами. Иначе в Азербайджан потянутся больные из стран Азии и Африки, надеющиеся на ПМЖ. Правозащитник подчеркнул, что согласно Конституции в этом случае они будут иметь такое же право на медицинское обслуживание, как и граждане нашей страны.

- Тут может быть солидная почва для злоупотребления нашим гостеприимством и проводимой в стране социальной политикой. К тому же если пенсия получившего вид на жительство окажется ниже прожиточного минимума, то ему это тем или иным образом должны будут компенсировать. Именно по этой причине страны Запада принимают в основном трудоспособных мигрантов, а также тех, кто имеет там родственников, которые готовы нести за них при необходимости финансовую ответственность, - отметил он.

На сегодняшний день Азербайджану не стоит опасаться волны мигрантов в ожидании льгот, но если развитые страны продолжат жесткую миграционную политику, наша страна может стать для них привлекательной. Такой сценарий, по словам Э.Зейналова, не стоит сбрасывать со счетов, принимая решения, касающиеся мигрантов.

Елена АСТРАЛЕВА

Газ. "Каспiй", 8.01.2020.