02 АВГУСТ 2019, 13:35
Терминологическая комиссия при Кабинете министров Азербайджана регулярно призывает родителей не называть своих детей непонятными и странными именами. Да, порой родители выбирают для своих деток, мягко говоря, неудачные имена. Но Терминологическая комиссия наложила запрет даже на такие имена, как Адель или Амелья.
«Есть родители, пытающиеся назвать своих детей Алитой, Адель, Амельей, Альфиной, Эфраной, Маделиной. Естественно, ни одно из этих имен не имеет смысла. Призываем родителей не называть малышей непонятными и странными именами», - сказала недавно в своем заявлении заместитель председателя Терминологической комиссии при Кабинете министров, профессор Саялы Садыгова, передает Report.
Перечисленные Саялы Садыговой имена нельзя назвать странными. Они иностранные, но не странные. При этом Терминологическая комиссия одобрила 14 новых имен: Тейнур, Узаре, Уткун, Туграл, Ясир, Зюхейр, Серкут, Сайгюн, Минзар, Махнур, Махруй, Гантюрк, Гелбийе, Кюнхан. Кроме первого имени, все остальные, выражаясь языком зампреда, кажутся непонятными и уж точно не благозвучными.
«Насколько можно судить, Терминологическая комиссия лишь рекомендует (призывает) родителей не называть своих детей теми именами, которые кажутся им «непонятными и странными». Причем, из фразы «родители пытаются назвать» следует, что соответствующие государственные органы сделать это мешают. С моей точки зрения, здесь налицо явное самоуправство чиновников, нарушающее ряд положений Конституции», - заявил Media.Az глава правозащитного Центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
По его словам, статья 17 Конституции Азербайджанской Республики возлагает заботу о детях (а она подразумевает и дачу им имени) на родителей. При этом имя дается свободно, так как ни одна норма закона АР не предусматривает принуждения в этом вопросе. В каких-то случаях оно может отражать национальную принадлежность, на которую запрещено покушаться (статья 44), нормы родного (но не азербайджанского) языка данной семьи, которым разрешает пользоваться Конституция (статья 45), принадлежность к определенным вероисповеданию и религии, что относится к свободе совести (статья 48), традиции родителей — иностранцев и лиц без гражданства (статье 69) и т.д. Что касается органов власти, то их долгом является соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции (статья 71).
«Отмечу также, что, по закону, у посторонних лиц разрешения дать то или иное имя ребенку не спрашивают. Что касается самого ребенка, то, получая удостоверение личности в 16 лет, он может выбрать себе другое имя, а также выбрать себе национальность того или иного родителя. Тем самым, закон подстраховывает ребенка от возможного нарушения его прав родителями. На мой взгляд, запрещать называть ребенка тем или иным именем также было бы нарушением права на уважение частной и семейной жизни, которое гарантируется не только Конституцией, но и статьей 8 Европейской Конвенции по правам человека. Это право может быть нарушено лишь в чрезвычайных случаях: в интересах национальной безопасности и общественного порядка, для охраны нравственности и т.п. Именно эти моменты и должны интересовать комиссию по именам, а не «странность» имен. Возьмем даже те перечисленные имена, которые показались комиссии «странными, непонятными», - сказал правозащитник.
Эльдар Зейналов отметил, что, например, Адель (Адели, Аделя) - имя, достаточно широко распространенное как среди европейцев, так и среди тюркских народов. У европейцев она означает «благородная», у тюрок - «справедливая». Это имя можно найти даже на географической карте - Земля Адели, одна из заморских территорий Франции (в Антарктиде).
«Со мной вместе работала татарка Аделя, и я не представляю, кто бы смог запретить ей назвать этим именем свою внучку. Маделин (Мадлен, Мэдлин) - тоже достаточно популярное имя, например, его носила госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Амелия - очень распространенное имя с древнегерманскими корнями. Слово «amal» у германцев означало то же, что «əməl» у азербайджанцев - «работа». Одно из слов праязыка человечества. Альфина и вовсе распространенное имя у тюркских народов, среди татар, например. По одной из версий, это сокращение арабского «Альфинур» - «та, от которой исходит тысяча лучей», т.е. очень красивая. Даже из этих примеров видно, что антиконституционная по сути попытка «улучшения» собственных имен производится людьми, не затруднившимися глубоко изучить этот вопрос», - пояснил правозащитник.
Эльдар Зейналов посоветовал родителям, не согласным с решением комиссии, обращаться суд. «По всем вопросам, когда действие или бездействие чиновника нарушает права и свободы человека, конфликт разрешается жалобой в суд. Сейчас это можно будет сделать, даже не выходя из дома, через интернет. Для обращения в суд будет нужно основание - документ, содержащий отказ в выдаче свидетельства о рождении на нужное имя. Устные споры и препирательства с чиновником, как известно, «к делу не подошьешь». Когда дискуссия зайдет в тупик, нужно обратиться в вышестоящую инстанцию с письменной жалобой. Для ЗАГСов - это Главное Управление регистрации и нотариата Министерства юстиции. Отказ в жалобе и будет служить основанием для обращения в суд. Пройдя все инстанции, можно в течение шести месяцев после окончательного решения обратиться и в Европейский суд по правам человека», - сказал глава ПЦА.
Напомним, что в июне было рассмотрено 32 обращения, из них 18 имен комиссия посчитала нецелесообразными. При этом, Терминологическая комиссия, похоже, не собирается останавливаться на достигнутом. Теперь готовится новый законопроект для регулирования фамилий с юридической точки зрения. Ожидается, что он будет представлен в Милли меджлис Азербайджана.
Джамиля Алекперова
Media.az
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.