среда, 12 декабря 2018 г.

Должно ли общество кормить дармоедов

или Правило жить и трудиться придумал не Ленин

10:18 12.12.2018

Налогоплательщики не виноваты в преступлениях, совершенных другими, но должны платить из своего кармана за содержание заключенных. Общество страдает, когда осужденный в тюрьме продолжает наносить вред и вынашивать идеи о криминале.

БАКУ, 12 дек — Sputnik, Рамелла Ибрагимхалилова. Прошло почти два года с принятия закона о гуманизации системы наказаний, но в Азербайджане все еще не смогли превратить пробацию (электронные браслеты) в неотъемлемую часть общества, тогда как это помогло бы разгрузить тюрьмы и сэкономить деньги бюджета, заявил Sputnik Азербайджан член комитета по вопросам обороны и безопасности и борьбы с коррупцией Милли Меджлиса Захид Орудж.
Распоряжение "Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества", подписал президент АР Ильхам Алиев 10 февраля 2017 года.

Согласно закону, одним из видов альтернативного наказания является ограничение свободы: статья 52-1 Уголовного кодекса АР должна применяться к менее тяжким экономическим преступлениям, не представляющим большой общественной угрозы.

Отмечено, что рост динамики лишения свободы за данные преступления приводит к увеличению числа осужденных и перегруженности пенитенциарных учреждений. Поэтому при исполнении наказаний и применении мер пресечения рекомендовано применять электронные средства надзора. Кроме того, рекомендовано расширить применение альтернативных видов наказания и иных мер.

В связи с распоряжением главы государства за прошлый год в уголовном законодательстве, в том числе для применения системы пробации, внесены изменения в более чем три сотни статей и это было революцией. Ведь главный смысл законопроекта заключался в том, чтобы при помощи электронных браслетов разгрузить тюрьмы, но при этом не освобождать виновных от наказания, сказал Захид Орудж.

"Руководитель отдела по контролю за уголовными делами Верховного суда АР в связи с законопроектом заявил, что суды уже сурово не наказывают. Буквально месяц назад во время переизбрания судей я на заседании парламента коснулся проблемы применения системы пробации и заметил, что мы все еще не наблюдаем эффективной работы судов этом направлении.

Законом предусмотрены около десяти альтернативных лишению свободы наказаний. Очень слабо ведется работа с применением электронных браслетов, тогда как глава государства поставил требование в жесткой форме", - сказал депутат.

Орудж указал на то, что в России эта практика наработана годами: "Так в чем проблема, неужели трудно внедрить эту практику в Азербайджане?".

Между тем, во время обсуждений вопросов гуманизации системы наказаний обнажились проблемы заключенных, отбывающих пожизненный срок. Были сделаны предложения, облегчающие положение "пожизненников", речь шла как раз о тех, кто отсидел в тюрьме более двадцати лет.

Это очень щепетильный вопрос. С одной стороны, это опасные преступники и важно обеспечить безопасность общества, а с другой - людям свойственно ошибаться и поэтому нужно всегда давать шанс на исправление.

Парламентарий отметил, что содержание одного заключенного в год обходится государству в 7,2 тысячи манатов (по 20 манатов в день). Это очень значительная нагрузка на бюджет, средства которого могли бы использоваться более продуктивно. С этой точки зрения необходимо сделать так, чтобы заключенный мог нормально жить и работать, приносить пользу обществу и государству.

"Проблема очень актуальная, я считаю, что такие вопросы должны обсуждаться постоянно. Если мы говорим о гуманизации уголовных наказаний, то нужно принять меры, предусматривающие определенные компромиссные системы, например в отношении осужденных - участников Карабахской войны", - отметил депутат.

Ясно, что эти люди прошли через тяготы войны, видели смерть, пережили психологический шок. С поствоенным синдромом сложно адаптироваться к мирной жизни и проще совершить противозаконное действие. Этих людей нужно отличать от других, подчеркнул Орудж. В отношении них можно сделать определенные послабления, ведь и пенитенциарная система тоже испытывает трудности с содержанием лиц данной категории.

В свою очередь директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов в беседе со Sputnik Азербайджан заявил, что данное распоряжение потянуло бы на целую государственную программу.Решение проблемы определенной категории "пожизненников" необходимо прояснить во время парламентских обсуждений, заключил Захид Оружд: "Содержание заключенного - большая нагрузка для государства, как члены парламента мы должны и готовы участвовать в этих обсуждениях".

"В эти 20 манатов входит не только питание, но и охрана осужденных, ремонт забора вокруг пенитенциарного учреждения. Тем не менее, сумма не маленькая. Почему не получается разгрузить тюрьмы? Начнем с обитателей зоны. Есть прослойка общества, которая все еще не поняла: капитализм требует, чтобы человек трудился. Это правило придумал не Ленин. При капитализме если не работать, ты будешь в жалком состоянии", - объясняет правозащитник.

Люди думают, что государство им все еще обязано и когда они не получают ожидаемого, то идут на преступления, заметил он. Имущественные преступления составляют больше половины всех противоправных деяний. Только хищения составляют 30% от числа зарегистрированных преступлений, говорит Зейналов.

"Один бедный украл у другого, его посадили и мы - налогоплательщики - не виноваты в этих преступлениях, но должны платить из своего кармана за содержание дармоедов. Почему все общество должно страдать от этого, когда осужденный, сидя в тюрьме, продолжает наносить вред государству и еще вынашивает идеи задержаться в криминальной среде", - задается вопросом правозащитник.

Данный момент важно учитывать при исполнении президентского распоряжения. Отсутствие производства в Пенитенциарной системе - проблема очень острая, указал Зейналов. В результате до 65% освобождаемых людей снова возвращаются в тюрьму: "Мы имеем дело с огромным рецидивом, тогда как в советское время этот показатель равнялся 30%. Люди возвращаются в тюрьму, потому что там не нужно заботиться о питании, медицинском обслуживании. К тому же там криминальные элементы среди своих и имеют определенный статус".

Касаясь вопроса, почему правоохранительные и судебные органы заинтересованы в применении жесткого и максимального наказания, правозащитник отметил, что это дает пищу для размышлений и указывает на то, откуда у коррупции "растут ноги". Надавить на человека путем максимального наказания и потом за определенную плату ослабить его - это оставление места для спекуляций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.