четверг, 21 июня 2018 г.

Добровольный уход из жизни в Азербайджане: за и против

21 июня 2018, 09:48

Жизнь – самое бесценное, что дано каждому из нас. Казалось бы, кто может отказаться от этой уникальной возможности – жить.

Как пишет Media.Az,  в силу ряда обстоятельств случается и такое, что человек самостоятельно принимает решение о прекращении своего жизненного пути.

Речь, понятное дело, идет о суицидах, которые, безусловно, осуждаются всеми и вся. Но случаются такие ситуации, когда человек уже просто не видит смысла жить - очень пожилой возраст вкупе с неизлечимой, тяжело протекающей болезнью может быть одной из таких ситуаций.

В некоторых странах Запада такие люди имеют возможность самостоятельно явиться в соответствующую клинику, где им сделают укол, который заставит их сердце остановиться навсегда. Данная процедура носит название эвтаназия. Стоит ли Азербайджану перенять зарубежный опыт и также узаконить право на добровольный отказ от жизни?


Об этом Media.Az побеседовал с главой Правозащитного центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым.

- Азербайджан интегрирует в европейское пространство, мы перенимаем многие законы у стран Запада, например, у нас уже узаконена возможность пересадки донорских органов… Как вы считаете, не примут ли в стране в ближайшее время закон об эвтаназии?

- Вопрос о легализации эвтаназии, на мой взгляд, вечный, и потому будет подниматься постоянно. Есть хронические болезни, при которых человек мучается месяцами, а то и годами, и желание уйти из жизни достаточно часто к ним приходит. Фактически эвтаназия в таких случаях является чем-то вроде «удара милосердия», которым в древности воины помогали уйти из жизни раненым.

Близким аналогом является ситуация, когда человек лежит в коме, и по решению родственников и с согласия врачей, формально еще живого человека отключают от систем жизнеобеспечения и фактически добивают (отключение системы без решения комиссии считается уже эвтаназией и наказуемо).

Нередким случаем при тяжелых болезнях является самоубийство. В случае же эвтаназии человек по собственному желанию убивает себя, но чужими руками. Самоубийство вызывает у нас горечь и протест, а если человека довели до него – мы осуждаем виновных в уголовном порядке. Но в этом случае мы не можем возразить против того, что человек самостоятельно сделал свой выбор.

Эвтаназия же, являясь по сути тем же выбором, вызывает возражение главным образом тем, что в процесс вовлекаются люди, по закону не уполномоченные отнимать жизнь и потому являющиеся умышленными убийцами. Возникает множество коллизий, в том числе правовых, и желание их обойти.

В одном из фильмов на эту тему, мучающийся в терминальной стадии больной уговаривает своих друзей помочь ему уйти из жизни, так как ему самому врачи не давали яда. Чтобы друзья не были привлечены к уголовной ответственности, он придумывает состав яда из нескольких неядовитых компонентов, которые друзья по отдельности заказали в аптеках. В назначенный час друзья приносят ему химикаты, больной смешивает их и вводит в капельницу. Формально никто из них не дал больному яда и с точки зрения закона не подлежал наказанию.

Друзья понимали, что оказывают другу последнюю услугу, но в то же время чувствовали себя убийцами.

Передача исполнения эвтаназии кому-то другому, официальному, как в случае отключения системы жизнеобеспечения врачом, облегчила бы моральные муки друзей и родственников больного, но сделала бы врача палачом. В этом вопросе мнения религии и права в Азербайджане сходятся.

- Получается, что эвтаназия на сегодняшний день в Азербайджане – это самое настоящее преступление?

- Именно так. На данный момент удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами или действиями либо прекращение искусственных мер по поддержанию жизни наказуемо по статье 135 Уголовного Кодекса(«Эвтаназия»). Выбор наказаний простирается - от исправительных работ сроком до 2 лет до лишения свободы на срок до 3 лет.
Если же факт просьбы больного не подтвердится, то виновный подпадет под действие статьи 120.2.9 УК, т.е. его действия могут быть квалифицированы как умышленное убийство человека, находившегося в заведомо беспомощном состоянии. Это повлечет уже более серьезное наказание на срок от 14 до 20 лет или пожизненное лишение свободы.

Хочу отметить, что в подобных случаях законодатели прибегают к аргументам из религии, хотя государство у нас светское. Оставим в стороне то, что законодатели вообще относятся к Писанию весьма избирательно. Но мне кажется, что религиозными догмами в данном случае прикрывают вполне обоснованное опасение злоупотреблений эвтаназией.

- Но все же, стоит ли легализовывать эвтаназию в Азербайджане?

- Кому-то не терпится получить наследство, а богатый дядюшка все никак не умрет… Кому-то нужно пересадить орган, а как раз такой есть у человека в соседней палате… Кто-то слишком много знает и может развязать язык перед смертью… Кто может гарантировать, что смерть нужного человека в этом случае не ускорят, а документы о его соответствующем желании не сфальсифицируют? Ведь не секрет, что наши медицинские учреждения не идеальны в плане коррупции. Может, поэтому в парламенте и не торопятся обсудить вопрос о легализации эвтаназии, чтобы невзначай не открыть ящик Пандоры...

И еще: на мой взгляд, дискуссии об эвтаназии были бы гораздо менее оживленными, если бы в стране были бы созданы в достаточном количестве хосписы, где неизлечимо больным помогали бы достойно жить, а не умирать.

Сабина Алиева
Media.Az

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.