вторник, 12 апреля 2016 г.

Беженцы в Европу нашли новый повод для убежища

Дата: 2016/04/12 0:09 

Жалобы в Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ) на необоснованность депортации искателей убежища – не редкость в его практике. В каких-то случаях Евросуд поддерживает мигрантов, в других – страну, из которой их пытаются депортировать на родину. Изучение прецедентов по таким делам может довольно серьезно вооружить тех, кто решил любой ценой остаться в Европе.

Примером такого наглядного пособия для будущих беженцев может стать недавнее решение ЕСПЧ по делу № 43611/11 против Швеции. Иранский мигрант Ф.Дж. (F.G.), как и многие другие его соотечественники, приехал в Швецию с готовой историей о якобы имевшем место политическом преследовании и угрозе в этой связи смертной казни. С учетом множества случаев, когда противники тегеранского режима подвергались аресту и повешению за оппозиционные взгляды, дело Ф.Дж. было изучено самым тщательным образом.

Ф.Дж. заявил, в частности, что с 2007 года был активистом студенческого движения, для которого создавал публикации в Интернете, и за что в 2007-09 годах трижды арестовывался. Будучи вызван в четвертый раз на заседание Революционного Трибунала, студент смог сбежать и в ноябре 2009 г. оказался в 3,5 тысячах км от родных мест. По прибытии в Швецию, он принял христианство, что впоследствии оказалось весьма кстати.

Вскоре власти Швеции пришли к выводу, что вовлеченность Ф.Дж. в политическую деятельность в Иране была преувеличена, и после бегства из страны, его уже не вызывали в суд. Не преследовалась властями и его семья в Иране. В результате, после двухлетних судебных процедур, в убежище иранцу было отказано.

И вот тут Ф.Дж. поднял вопрос о своем обращении в христианство. Шведские суды, ссылаясь на то, что заявитель не поднимал этот вопрос в самом начале и что это не является «новым обстоятельством» для отмены уже принятого решения, отказали в пересмотре дела, вообще не рассмотрев жалобу по существу. Это было явной ошибкой шведов. В октябре 2011 года иранец подал жалобу в ЕСПЧ по нарушению прав на жизнь и запрет пыток и до рассмотрения дела Евросудом получил временный вид на жительство. Помимо прочего, даже в случае отказа в Страсбурге, это давало ему возможность прожить в Швеции еще несколько лет.

В январе 2014 г. ЕСПЧ рассмотрел это дело и отказал заявителю с минимальным перевесом голосов судей (4:3). Такие неочевидные решения Палаты ЕСПЧ имеют хорошие шансы на обжалование. И когда иранец пожаловался в Большую Палату, то там дело рассмотрели снова, но уже большим составом (17) судей. Здесь уже рассудили по-другому. Большая Палата согласилась с решением о том, что история о политических преследованиях Ф.Дж. действительно не дает ему основания для убежища в Швеции.

Другое дело – обращение в христианство. Трудно согласиться с тем, что Ф.Дж., занимавшийся политикой и активный в интернете, не был знаком с риском, который связан с таким шагом. Да и миграционные власти Швеции тоже знали о его обращении в христианство и то, что он поэтому попадает по возвращении в группу риска. Из-за того, что мигрант не поднял этот вопрос сам в начале процедур, власти не провели расследование его крещения, серьезности его веры, путей, которыми он выражал свою веру в Швеции и способа, которым он хотел выражать ее в Иране в случае депортации. Это обстоятельство, подкрепленное заявлениями самого Ф.Дж. и его пастора, вообще не приняли во внимание, и риск, связанный с возвращением, шведскими судами оценен не был. Таким образом, возвращение Ф.Дж. в Иран без нового рассмотрения его дела шведским судом было бы нарушением статей 2 и 3 Европейской Конвенции по правам человека. Суд также обязал Швецию компенсировать мигранту судебные расходы в размере 33.742 евро.

При вынесении решения, семеро судей ЕСПЧ выразили особое мнение, связанное с формулировками текста. Однако против самой идеи, что необходимо заново рассмотреть миграционное дело, но уже в связи с риском преследования за вероотступничество проголосовал лишь один из 17 судей. И это обоснованно.

Ведь в Иране к отступничеству от ислама относятся весьма строго. Хотя такого преступления и нет в уголовном кодексе страны, в соответствии со статьей 167 Конституции, судья может применить каноническое исламское право, согласно которому отступничество карается смертной казнью. Для установления факта отступничества, необходимо четыре признания обвиняемого в четырех разных обстоятельствах в присутствии судьи. В таким случае, отступника-мужчину приговаривают к смертной казни без возможности замены наказания на лишение свободы. Для женщины могут выбрать и пожизненное заключение. Если же в суде обвиняемый засвидетельствует, что он является мусульманином или же перешел в другую веру под давлением, то суд не будет преследовать обвиняемого в уголовном порядке.

Так что мигранты нашли еще один способ удержаться в Европе, а Европа – решить проблему роста мусульманского населения путем добровольного обращения мигрантов в христианство. Буквально на днях это вызвало раздражение в Чехии.

1 апреля министр внутренних дел этой страны Милан Хованец приостановил реализацию проекта по переселению иракских христиан. Причиной было то, что 25 иракцев, въехавших в Чехию как преследуемые христиане, отказались принять там статус беженца, сели в автобус и поехали в Германию. «Получается, что Чехия превращается в турфирму, через которую беженцы попадают в Германию или Швецию. Мы в этом участвовать не хотим… Эти люди злоупотребили доброй волей Чехии и ее граждан», — раздраженно отреагировал министр. Он обратился в полицию, чтобы она депортировала эту группу мигрантов в Ирак, если они в течение 7 дней сами не покинут страну или не обратятся за убежищем в Чехии.

Интересно то, что в «угнетенных христиан» порой играют и мигранты из Азербайджана, хотя тут у нас почти столетие нет шариатского права. Например, в интернете доступны решения Евросуда по жалобе «Али Муради и Сельма Алиева против Швеции» (№11243/13), в котором азербайджанка с мужем-афганцем приняли христианство в Швеции, и «Имран Ахмадов и Наталья Багурова против Швеции» (№34081/05), которые приехали в Швецию с историей преследования их как христиан в Азербайджане (имена называю лишь потому, что они уже несколько лет как опубликованы на сайте Евросуда, то есть заявители изначально не были против их оглашения, в отличие от Ф.Дж.).

Конечно, в том, что в Европе уравнивают Азербайджан с Ираном, виноваты не столько мигранты, сколько наши власти. Однако и европейцев тоже иногда трудно понять: с одной стороны, европейские структуры выступают в защиту якобы убиваемых в Азербайджане христиан, с другой – требуют немедленного и безусловного освобождения арестованных нашими властями сторонников шариатского правления, которые выступают за порядки XIX века… Впрочем, европейские налогоплательщики уже расплачиваются необходимостью за это содержать сотни мигрантов.

Эльдар Зейналов.

http://minval.az/news/123571160

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.