пятница, 20 июня 2014 г.

Нужен ли Азербайджану детский омбудсмен?

Главное, чтобы было желание решить проблемы детей, считает директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов

20.06.2014 Б.САФАРОВ

"Для меня нет разницы, будет ли это отдельный институт детского омбудсмена, либо отдел или группа внутри действующего института омбудсмена. Главное, чтобы было желание решить проблемы детей", - заявил в интервью echo.az директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. По его мнению, вопрос не в институции, а в отношении. "Если будет заинтересованное отношение правительства в обеспечении прав детей, то и действующий институт омбудсмена может справиться с этим. Проблема в том, что не все зависит от омбудсмена. Он просто фиксирует нарушение. А исправлять эти нарушения необходимо органам власти. И вот здесь-то и заковырка. Есть нежелание делать какие-то системные изменения, ссориться с какими-то влиятельными лицами, и так далее. Проблема в этом", - подчеркнул Э.Зейналов.

Напомним, что как ранее сообщила echo.az, ЮНИСЕФ поддерживает создание в Азербайджане отдельного института детского омбудсмена. Об этом во время своего выступления на XII Бакинской международной конференции омбудсменов сказал глава представительства ЮНИСЕФ в Азербайджане Марк Гервард. По словам М. Герварда, отметившего тесное сотрудничество структуры с аппаратом омбудсмена Азербайджана, омбудсмен играет важную роль в защите прав женщин и детей. Аппарат омбудсмена за заслуги в сфере защиты прав детей в Азербайджане вручил М. Герварду сертификат.

Тем временем заместитель руководителя Сектора национальных институтов по правам человека и региональных механизмов офиса Верховного комиссариата ООН по правам человека Аферин Шахидзаде отметил, что в нынешний период в мире все еще наблюдается проявления насилия и дискриминация в отношении женщин. Он подчеркнул важность повышения роли женщин в процессе урегулирования конфликтов и установления мира во всем мире. А. Шахидзаде добавил, что в различных регионах мира все еще актуальной остается проблема полового насилия в отношении женщин: "Генеральный секретарь ООН активно участвует в кампании против насилия над женщинами. Также важно расширить деятельность СМИ в области защиты прав женщин. В то же время страны должны усилить в этом направлении свои законодательные базы. Сотрудники правоохранительных органов должны проходить специальные тренинги по борьбе с бытовым насилием".

Одновременно глава ПЦА считает, что речь идет о том, что порой в Азербайджане увлекаются "внешней стороной". "И кажется, что если создать еще одну структуру, проблема решится. В таких случаях в качестве контраргумента привожу примеры Швеции, Норвегии, Голландии, Бельгии, Лихтенштейна, Люксембурга, где существует монархия, и институты власти на протяжении сотен лет почти не меняются. Тем не менее у них там каким-то образом все проблемы решаются. И демократии там больше, чем в странах с республиканским правлением. Проблема в том, что нужно менять отношение к нарушению прав человека. А не создавать новую структуру. Нужно менять отношение, а не структуры", - отметил Э.Зейналов.

Отметим, что должность омбудсмена по правам детей существует в различных странах. Действуют они и на постсоветском пространстве. К примеру, должность омбудсмена по правам ребенка в Эстонии была учреждена 19 марта 2011 года и на общегосударственном уровне возложена на канцлера юстиции, на посту которого с марта 2008 года находится юрист и адвокат Индрек Тедер. С 11 августа 2011 года должность уполномоченного президента Украины по правам ребенка введена на Украине. Ее занимает Юрий Павленко.

1 сентября 2009 года учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка. С 30 декабря 2009 года эту должность занимает Павел Астахов (ru.wikipedia.org). В его задачи входит обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка; правовое просвещение в области защиты прав ребенка; запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций; проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (rfdeti.ru) .


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.