четверг, 28 апреля 2011 г.

Нужна смертная казнь или нет?

Мнения отечественных экспертов в данном вопросе расходятся

28.04.2011 Б.САФАРОВ

Необходимо провести общественные слушания, в ходе которых будет дан ответ на вопрос "Следует ли восстановить смертную казнь в Азербайджане или нет?". Об этом в интервью "Эхо" заявила директор Бюро по защите прав человека и соблюдения законности, член Мониторинговой группы правозащитных организаций Саида Годжаманлы. По словам эксперта, в слушаниях должны принять участие отечественные правозащитники, представители правоохранительных органов и общественности.

Напомним, что 10 февраля 1998 года в Азербайджане была отменена смертная казнь. Перед тем, как стать членом Совета Европы, Азербайджан отменил смертный приговор и заменил наказание лиц, в отношении которых вынесен такой приговор, пожизненным заключением. В США и некоторых странах, являющихся членами Совета Европы, смертная казнь все еще остается в силе ("Тренд"). Накануне в Милли меджлисе на заседании парламентского комитета по правовой политике и государственному строительству было предложено вернуть в Азербайджане смертную казнь. Как передает AZE.az, с данным предложением выступил депутат Ильяс Исмайлов. Он отметил, что отмена смертной казни явилось одним из требований Совета Европы. Однако парламентарий считает, что подобная мера может негативно сказаться на праве пострадавших от действий, направленных против личности. По его мнению, необходимо сохранить смертную казнь как меру наказания для преступлений, направленных против личности. Депутат также заявил, что, следуя рекомендациям и требованиям Совета Европы, Азербайджану следует учитывать и собственные национальные интересы. По мнению депутата, сохранение смертной казни повлияет на уменьшение преступности и явится необходимой мерой.

По словам С.Годжаманлы, к данной проблеме подойти однозначно невозможно. "Это палка о двух концах. С одной стороны, жизнь человеку дает Бог, и он же у него ее отнимает. И никто не вправе убить другого. С другой стороны, я согласна с И.Исмайловым, есть такие преступления, которые простить невозможно, они наносят вред обществу и отдельным людям, против которых они были направлены. Смириться с этим невозможно, если даже минует достаточно много времени. Поэтому, считаю, что в этом вопросе необходимо найти сбалансированное решение", - заключила С.Годжаманлы.

В свою очередь директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов считает, что в настоящее время к пожизненному наказанию, которое является нынешним аналогом смертной казни, приговаривают меньше людей, чем в далеких 90-х годах прошлого века. Речь идет о том, что реально количество преступлений, за которое следовало бы наказывать по старым меркам, смертной казнью, уменьшается. На этом фоне восстанавливать смертную казнь более чем странно и нелогично", - пояснил он "Эхо".

Э.Зейналов напомнил также о том, что в бытность существования СССР к смертной казни приговаривали лиц, совершивших хищения госимущества в крупных размерах. "В 70-х годах было знаменитое дело о хищении помидоров в каком -то колхозе Азербайджана. Несколько человек приговорили к смертной казни и расстреляли. Этот случай стал известен в Европе. И использовался при антисоветской пропаганде. Мол, "если хотите, чтобы вас расстреляли за машину гнилых помидоров, давайте построим коммунизм", - отметил он.

Помимо этого эксперт упомянул о том, что в Азербайджане смертная казнь отменена не окончательно. В 1998 году, добавил он, была сделана оговорка в конце закона об отмене смертной казни, согласно которой, в военное время за ряд военных преступлений данная мера наказания может быть восстановлена решением парламента. И необходимость восстановления смертной казни за преступления против личности в документе не упоминалась. "Смертная казнь может быть восстановлена в военное время за преступления, совершенные против гражданских лиц, военнопленных, нарушения законов ведения войны и так далее. Если возобновятся военные действия, только в этом случае могут восстановить смертную казнь. Но не за простое убийство", - считает правозащитник.

"Я думаю, что это не случайно. Статистика свидетельствует о том, что у нас бывают групповые дела, по которым в настоящее время принимают пожизненное наказание. К примеру, по факту массового расстрела в АГНА. Или за преступления, совершенные членами банды оборотня в погонах Гаджи Мамедова. И только за счет этого такое количество приговоренных к пожизненному наказанию. Если не было таких террористических или бандитских дел, то к такому количеству не дали бы, как раньше, в советское время. Ранее, в бытность СССР, приговаривали к расстрелу, никого не помиловали. В 90-х годах, бывало, что в год выносилось около 40 смертных приговоров. Ввиду этого, считаю, что никто не примет предложение о восстановлении смертной казни. И вряд ли данное предложение будет рассмотрено", - резюмировал Э.Зейналов.

среда, 20 апреля 2011 г.

"У шведских журналистов не было соответствующего разрешения на занятие в АР журналистской деятельностью"

Об этом заявил "Эхо" глава пресс-службы МИД АР Эльхан Полухов


"По закону "О средствах массовой информации" Азербайджанской Республики для осуществления иностранными журналистами профессиональной деятельности на территории Азербайджана они должны получить аккредитацию в Министерстве иностранных дел (МИД). То есть обратиться с соответствующим перечнем документов в МИД или в наше ближайшее посольство. В данном случае ни один из документов, необходимых для получения аккредитации, предоставлен не был. А эти журналисты, зная о том, что без аккредитации не имеют права заниматься журналистской деятельностью, все-таки продолжали это делать", - сказал "Эхо" глава пресс-службы МИД Эльхан Полухов.

МИД Швеции подтвердил факт депортации шведских журналистов из Азербайджана, заявил вчера спикер МИД Швеции Йоаким Ларсон. Он отметил, что МИД не обладает информацией, почему шведские журналисты были задержаны (АПА). Микаэль Экман, представитель компании по производству фильмов Pampas, сообщил, что журналисты покинули Азербайджан в понедельник и сегодня прибудут в Швецию. "Полиция сопровождала их вплоть до самолета. Как нам объяснили, проблема была в том, что у них не было разрешения на проведение съемок. Но с ними обращались хорошо, они не подвергались каким-либо угрозам или физическому насилию".

Отметим, что три шведских журналиста, проводивших съемки во время несанкционированной акции "Общественной палаты" 17 апреля, были задержаны полицией. Так как у Чарли Лапревоте, Ми Рохведдер Стреет и Шарлоты Вийкстрем не было соответствующего разрешения на занятие в Азербайджане журналистской деятельностью. Их препроводили в Государственную миграционную службу.

Между тем посольство Норвегии, представляющее в Азербайджане и интересы Швеции, вчера планировало обратиться к властям страны для разъяснения причин депортации из Баку трех шведских журналистов. Об этом Turan сообщил сотрудник посольства Норвегии Ларс Хаунсен. По его словам, посольство Норвегии прокомментирует ситуацию после получения официального ответа азербайджанской стороны (contact.az).

Напомним, что Май Родерстрит, Шарлотта Уикстром и Чарли Латравот с Первого канала национального телевидения Швеции были задержаны в воскресенье, 17 апреля, в парке Сахил, когда наблюдали за акцией протеста оппозиции.

Продержав их сутки в Государственной миграционной службе, им объявили, что они депортируются из-за "нарушения визового режима". При этом им официальных письменных документов не было предъявлено.

Май Родерстрит, а также Шарлота Уикстром и их помощник Чарли Латравот прибыли в Баку для съемок документального фильма для Первого национального канала шведского телевидения.

Отменим, что это первый случай в истории независимого Азербайджана, когда власти изгоняют из страны журналистов, имеющих визы.

В своем заявлении спустя два часа после задержания журналистов структура Афлатуна Амашева Совет по прессе фактически поддержала действия властей Азербайджана, заявив, что журналисты должны соблюдать правила и пройти аккредитацию. При этом ни слова в защиту прав журналистов и свободы слова.

Комментируя этот инцидент, юрист Алескер Мамедли сказал, что, согласно статье 50 Конституции Азербайджана, каждый человек имеет право на сбор информации. Что касается аккредитации для журналистов, эта норма имеет цель упрощать работу журналистов и не может быть использована для того, чтобы усложнять их работу. Кроме того, европейские конвенции, к которым присоединился и Азербайджан, требует оказывать помощь журналистам в их работе.

Между тем Институт свободы и репортеров безопасности (ИСБР) выступил с заявлением, в котором осудил депортацию из Азербайджана трех шведских журналистов и расценил это как очередное давление на свободу выражений.

ИСБР в свою очередь считает, что подобные действия в отношении шведских журналистов являются вмешательством в их профессиональную деятельность. Это, как говорится в заявлении ИСБР, запрещается национальным законодательством Азербайджана и международным правом. В частности, подобное отношение к шведским журналистам является грубым нарушением статьи 10 Европейской конвенции по правам человека (свобода выражений).

В свою очередь, как сообщил "Эхо" директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, в ситуации с депортацией шведских журналистов может быть две причины. Либо от них решили избавиться, дабы не дать возможность снять документальный фильм о правах человека. Также не исключено, что журналисты что-то "напортачили" с визовым режимом. Если это действительно так, то они дали хороший повод для депортации. Иногда такого рода действия встречаются со стороны иностранных журналистов, которые пишут на острые темы.

Поскольку они стараются не засвечивать свое присутствие и дают минимум информации. В связи с этим не проходят необходимые формальные процедуры, чтобы не засветиться в правоохранительных органах.

Как сказал эксперт, если эти журналисты пошли таким путем, то напрасно они так поступили. Поскольку у нас в стране правоохранительные органы за последние 20 лет работают как часы, просвечивая людей, как на рентгене. Единственный путь, посредством которого можно избежать депортации - это полностью следовать установленным процедурам. Если же они несправедливые, то их следует обжаловать в судебном порядке.

По словам правозащитника, депортация - это административное решение соответствующих органов. Невозможно просто так поймать людей и разом их депортировать. Стоит заметить, что решение о депортации можно обжаловать в апелляционном порядке. Поэтому шведским журналистам просто надо было подать в суд и постараться остановить свою депортацию. Это создало бы прецедент для обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Все прекрасно понимают, что наша страна прислушивается только к европейским структурам, в частности, Совету Европы и Европейскому союзу.

"Я надеюсь, что события 17 апреля не останутся без внимания не только журналистов, но и юристов. Поскольку если на месте происшествия были зафиксированы нарушения, их надо довести до суда. Естественно, определенный негатив на нашу страну со стороны шведских журналистов польется, поскольку даже если им не удалось заснять митинг, то некоторые СМИ поминутно снимали это событие. Стоит отметить, что если шведские журналисты наблюдали за митингом в специальных жилетках с надписью "пресса", то это вполне естественно. Однако если эти люди были без соответствующей формы, то их вполне могли задержать для выяснения личности", - заключил Зейналов.