вторник, 22 февраля 2011 г.

Сотрудничество религиозных деятелей и государства во имя общего дела?

По мнению отечественного эксперта, следует выяснить, кто будет участвовать в данном диалоге

22.02.2011 Дж.АЛЕКПЕРОВА 

"Вмешательство религиозных деятелей в государственное управление и наоборот запрещено Конституцией Азербайджанской Республики. Есть пример, когда человек подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), указав, что он, будучи религиозным деятелем, отказался от всех должностей, чтобы участвовать в государственном управлении, то есть подал свою кандидатуру на выборах в Милли меджлис. Однако его не допустили к выборам. Стоит заметить, что Евросуд вынес решение в пользу данного гражданина, выявив, что его права были нарушены", - заявил "Эхо" директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

"Статус Управления мусульман Кавказа должен быть определен, и возможности его должны быть расширены. Нужен новый закон, регулирующий эти вопросы. В законе должно быть закреплено, что структура является историческим центром ислама. Как может быть, чтобы этот институт функционировал в качестве общественной структуры?". Как сообщает 1news.az со ссылкой на АПА, эти мысли высказала председатель Комитета по правам человека Милли меджлиса Рабият Асланова.

Депутат подчеркнула, что сегодня следует проанализировать положение в северном, южном и северо-западном регионах Азербайджана: "У толерантности тоже должен быть предел. Сегодня в Азербайджане действуют различные секты, отрицательно воздействующие на сознание людей. Например, проблема хиджаба. После в обществе обнаруживается вредная деятельность под названием "Исламская партия". Назрела потребность в сотрудничестве религиозных деятелей и государства во имя общего дела. Религиозный деятель должен не только заниматься религиозными догмами, но и прекрасно разбираться в общественно- политических процессах. Это должен быть человек, внимательно относящийся к государственным вопросам".

По словам Зейналова, момент, связанный с духовным управлением мусульман Кавказа, очень запутан. Дело в том, что Духовное управление мусульман Кавказа не является государственным органом, который в действительности управляет мусульманами. Подчиненность мусульман этой организации - это добрая воля каждого. В результате складывается ситуация, что при наличии 1500 общин в подчинении данной организации всего 500.

Как сказал правозащитник, стоит заметить, что регистрация мусульманских общин проходит только при условии подчинения Управлению мусульман Кавказа. То есть государство вмешивается в религию. Сама деятельность Управления мусульман Кавказа вызывает некую критику. В частности, недавно было принято решение, что глава данной организации выбирается на пожизненный срок. Это противоречит нормам демократии, изложенным в Конституции страны. В результате стала наблюдаться ситуация, аналогичная советским временам, когда вопросы регистрации связаны с управлением, которое даже у 2/3 мусульман не пользуется авторитетом. Естественно, главный виновник здесь государство, которое не продумало данный вопрос. Поэтому предложения Р.Аслановой вполне обоснованные и верные.

По словам эксперта, два года тому назад были внесены изменения в закон "О религиозной свободе". Правительство дошло до того, что приняло норму о том, что имам в мечеть будет назначаться с согласия местной исполнительной власти. Совершенно непонятно, как эти два факта могут согласоваться. Однако никто не затрагивает качество религиозного образование в Азербайджане.

"Когда государство вмешивается в религиозные дела, всегда это получается неуклюже. По всей видимости, это связано с деликатностью вопроса, то есть из-за опасения навредить делаются половинчатые шаги. Поэтому создается такая ситуация, что в условиях активизации религиозного экстремизма мусульмане Азербайджана разобщены. Этому доказательство - конфликты между суннитами и шиитами, появление сект и т.д. Безусловно, инициатива Р.Аслановой приветствуется. Однако сначала надо выяснить, кто будет участвовать в диалоге между правительством и религиозными деятелями, и какие изменения после этого произойдут", - заключил Зейналов.

пятница, 18 февраля 2011 г.

Назначен новый спецпредставитель генсека СЕ в Азербайджане

Однако у отечественного эксперта нет большой надежды на улучшение положения в области прав человека в нашей стране

18.02.2011 ПОЛИТИКА 

Дж.АЛЕКПЕРОВА 

Назначен новый специальный представитель генерального секретаря Совета Европы в Азербайджане. В пресс-службе Совета Европы сообщили, что на эту должность назначен Константин Эрокостопулос. Новоназначенный спецпредставитель генерального секретаря Совета Европы Константин Эрокостопулос прибудет в Баку в следующем месяце.

Как сообщил АПА К. Эрокостопулос, это будет его первый визит в Азербайджан. "Вероятнее всего, я прибуду в Баку после 11 марта, и это будет мой первый визит в Азербайджан. Я этому очень рад и уверен, что это будет для меня очень интересный и полезный опыт", - заявил К. Эрокостопулос. Напомним, что 16 февраля генеральный секретарь СЕ Т. Ягланд назначил К. Эрокостопулоса на должность своего спецпредставителя в Азербайджане. Прежде К. Эрокостопулос исполнял обязанности постоянного представителя Греции в Совете Европы и также был специальным представителем Генсекретаря СЕ в Сербии. Отметим, что 11 марта в Париже состоится очередное заседание Постоянного комитета ПАСЕ.

"Я еще не знаком с новоназначенным специальным представителем генерального секретаря Совета Европы в Азербайджане. Когда он приедет в нашу Республику, то, естественно, будет поддерживать связь с гражданским обществом. СЕ - это та организация, которая обращает на права человека большее внимание, нежели такие международные организации, как ООН или ОБСЕ. Однако новый человек - новые взгляды", - заявил "Эхо" директор правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов.

По его словам, Совет Европы и Евросоюз - это не правозащитные, а политические организации. Соответственно, у них присутствует некий политический интерес. На данный момент глобальный вопрос для всей Европы - это поставка энергоносителей. Еще в ходе визита главы Еврокомиссии Ж. М. Баррозы этот факт стал понятен. Потому что данная персона начала и закончила свой визит с проекта "Наббуко". Как отметил правозащитник, фактически эти люди ради своего благосостояния откладывают права человека и демократию на последний план. Так как на передних рядах мощные политические вопросы, такие, как содействие России в региональных вопросах, проблемы наркотрафика, международного терроризма, а потом уже права человека.

"Политику СЕ задают два органа: Парламентская ассамблея Совета Европы и Комитет министров - заместители министров иностранных дел, одним словом, правительство. Совет Европы сделал в свое время очень поспешные шаги, когда поторопился принять вскоре после распада Социалистического блока новые государства бывшего Социалистического блока в свою организацию. На сегодняшний день половина членов Совета Европы - бывшие коммунистические страны, половина судей в Евросуде - бывшие судьи из коммунистических стран, которые учились праву в коммунистических университетах, а им буквально "промывали мозги" коммунистической идеологией. Естественно, все эти факты сейчас сказываются. Поэтому в ряде случаев социалистические страны блокируются, к примеру, с Турцией. Просто этим странам удается диктовать политику в данной международной организации", - заключил Зейналов.

пятница, 11 февраля 2011 г.

13 лет без смертной казни

Как это отразилось на ситуации с тяжкими преступлениями в Азербайджане?

Ровно 13 лет назад, 10 февраля 1998 года, в Азербайджане была отменена смертная казнь. Милли Меджлис принял решение не лишать людей жизни, а заменить это наказание пожизненным заключением.

Согласно статье 57 Уголовного кодекса АР, пожизненное лишение свободы устанавливается только за совершение особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, преступлений против личности и государственной власти.

В Азербайджане пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, лицам, в момент совершения преступления не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы может быть заменено в порядке помилования лишением свободы сроком более 15 лет, но не более 20 лет.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы назначается при отбывании в тюрьме на весь срок наказания. При назначении наказания в виде пожизненного лишения свободы вопрос о применении срока привлечения к уголовной ответственности в отношении лица, которому могут назначить это наказание, решается судом. Если один из судей, принимающих решение об этом, будет другого мнения, то лицу не могут назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы.

У нас лица, приговоренные к этому виду наказания, отбывают его в закрытой Гобустанской тюрьме.

Во время отмены смертного приговора в Азербайджане было 128 заключенных, для которых смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы.

В новейшей истории Азербайджана смертная казнь впервые была введена в 1918 году как исключительная мера наказания, но уже в январе 1920 года была отменена. Большевики вновь ввели ее в 1922 году. С 1947 по 1950 год смертная казнь была заменена 25-летним сроком заключения. С 1950 по 1998 год смертная казнь оставалась в законодательстве как высшая мера наказания.

Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву. Она существует уже несколько тысячелетий. За этот период отношение к ней менялось постоянно. Борьба за отмену смертной казни ведется чуть ли не с момента ее законодательного оформления.

Первые известные дебаты о смертной казни состоялись в 427 г. до н.э., когда Диодат, утверждая, что смертная казнь не обладает сдерживающим действием (т.е. не предотвращает совершение новых преступлений другими лицами), убедил Афинскую ассамблею изменить свое решение казнить всех мужчин восставшего города Митилена.

Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества.

В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий.

В странах, применяющих смертную казнь, она исполняется в виде отсечения головы (Саудовская Аравия), казни на электрическом стуле (США), повешения (Египет, Иран, Япония, Иордания, Пакистан, Ирак, Сингапур и другие страны), смертельной инъекции (Китай, Гватемала, Таиланд, США), расстрела (Беларусь, Китай, Сомали, Тайвань, Вьетнам и другие страны), закидывания камнями (Афганистан, Иран), закалывания ножом (Сомали).

Что касается замены смертной казни в Азербайджане пожизненным заключением, то в начале 1995 года за это выступали 12,3%, считающих, что это нужно сделать как можно скорее, и 33,8%, считающих, что этого не надо делать в ближайшие 5-10 лет. 47,6% респондентов выступили против такой замены (59,7% среди мужчин и 34,9% среди женщин), а 6,83% затруднились с ответом.

Такой была картина на момент заявки страны на членство в Совете Европы, которое и было главным стимулом и аргументом при отмене смертной казни в 1998 году.

Вчера начальник отдела по связям с общественностью Пенитенциарной службы Министерства юстиции АР Мехман Садыхов сообщил "Зеркалу", что общее количество пожизненников в стране превышает цифру в 200 человек. "Мы исходим из того принципа, что в любом случае пожизненное заключение намного лучше и гуманнее смертной казни, потому что у пожизненниковесть возможность быть условно-досрочно освобожденными после 25 лет отбытия наказания.

Они могут быть также освобождены путем помилования. Кроме того, после отбытия 25 лет пожизненное заключение может быть заменено другим сроком наказания. То есть все это, конечно, намного гуманнее, чем смертная казнь. В этом заключается основная философия отмены смертной казни, даже невзирая на те расходы, которые несет государство по содержанию таких осужденных", - заявил представитель Пенитенциарной службы.

По словам М.Садыхова, количество пожизненников в Азербайджане в течение прошедших 13 лет, конечно же, повышалось, но не большими темпами. "Такой срок дают только за особо тяжкие преступления, когда никакой другой срок наказания назначить невозможно. То есть в среднем каждый год количество пожизненников в Азербайджане увеличивается на несколько человек".

Он сообщил также, что, согласно Госпрограмме по развитию органов юстиции, которая рассчитана на срок до 2013 года, предусмотрено строительство целого ряда учреждений по отбытию наказаний. "И в том числе новая тюрьма, которую планируется построить в поселке Умбаки. В нее и будут переведены пожизненники. Причем она будет отвечать всем современным требованиям", - заключил М.Садыхов.

"Вообще-то, отмена смертной казни не соответствовала общественному мнению Азербайджана в 1998 году, - заявил в свою очередь "Зеркалу" известный общественный деятель, директор Правозащитного центра Эльдар Зейналов. - Правительство шло тем же путем, что и американское. Там большинство граждан до сих пор выступают за сохранение смертной казни, и это самый большой аргумент, который использует их правительство. То есть в Азербайджане был предпринят довольно смелый шаг, наш ММ забежал в этом смысле вперед.

И, между прочим, в нашем законодательстве смертная казнь все еще существует. У нас в Конституции, в статье, которая отражает право на жизнь, сказано, что по вступившему в силу решению суда гражданин АР может быть лишен жизни. То есть, согласно Конституции АР, смертная казнь у нас все еще есть. И этот пункт не отменили, несмотря на то, что уже несколько раз вносились разного рода поправки в Конституцию. Значит, на право государства отнять жизнь у гражданина АР никто еще не покусился.

В уголовном законодательстве это положение изменили. То есть наше уголовное законодательство не отражает Конституцию в этом плане. А Закон об отмене смертной казни предусматривал последним пунктом, что она в любой момент может быть восстановлена, но только в исключительных случаях, например, в условиях войны".

"На мой взгляд, парламент поступил правильно в 1998 году, - говорит Э.Зейналов. - Потому что на тот момент десятки статей УК предусматривали смертную казнь. Например, человека могли отвести в подвал и расстрелять за так называемое "хищение в особо крупном размере". В АзССР в 80-е годы было знаменитое "дело о помидорах", когда в одном колхозе украли грузовик помидоров и на этом основании расстреляли несколько человек. Совершенно дикий с точки зрения гуманизма и европейского мышления акт. Если человек нанес ущерб государству, логично было бы, чтобы он его возместил. Кстати, в это время в Испании шли какие-то выборы, и левые уже чуть не победили, когда вдруг правые узнали об этом "деле помидоров" и выступили перед обществом с лозунгом, мол, если вы хотите, чтобы вас могли расстрелять за грузовик гнилых помидоров - голосуйте за левых! И это стало очень сильной антирекламой.

В советском Азербайджане очень многих людей казнили именно за экономические преступления. Тогда расстреливали по 20 человек в год. Если сейчас съездить в Гобустан, то там не найдется ни одного зека, осужденного к смертной казни ранее 1990 года.

А последний расстрел по приговору был приведен в исполнение в Азербайджане тоже в феврале, но 1993 года. Еще при Народном фронте. Гейдар Алиев не стал вводить никаких документальных мораториев, но при нем уже смертных казней не совершалось. Он просто не отказывал в помиловании никому из таких осужденных, которые писали прошения президенту".

По словам Э.Зейналова, количество пожизненников в Азербайджане растет "когда как". "В среднем - это порядка 10 человек в год в спокойные времена. Но иногда бывает, что групповые дела приводят к большим количествам осужденных. Например, дело Гаджи Мамедова, или относительно недавнее дело религиозных экстремистов".

Э.Зейналов отметил, что цифры по поводу стоимости содержания пожизненников в Азербайджане почему-то скрываются. "Но вот пример для сравнения. Недавно в прессе прошло сообщение, что у нас арестовали двоих парней за разбой. Они с оружием в руках вынудили человека отдать им 40 манатов. И за это преступление им дали много лет тюрьмы, в то время как их содержание в тюрьме государственной казне ежемесячно будет обходиться уж точно не в 40, а как минимум в 60 манатов.

Кроме того, смертная казнь никогда не была каким-то тормозом для преступников. Классический пример, когда в Париже вешали кого-то за воровство, как правило, его товарищи в это время обчищали карманы зевак, пришедших поглазеть на казнь. Тяжкие преступления могут быть предотвращены или ограничены не одной лишь жестокостью наказания, но и его неотвратимостью. Потому что если даже казнь будет очень жестокой, но преступник не будет верить в то, что его обязательно поймают, то он вновь пойдет на нарушение закона.

Что касается количества совершения особо тяжких преступлений в Азербайджане, то я бы не сказал, что с отменой смертной казни их стало совершаться больше.

А вопрос о том, стоит ли их кормить целых 25 лет, до момента, когда суд может освободить их от пожизненного срока, это уже, извините, тема морали человеческой, потому что стоит ли тогда поддерживать жизнь неизлечимо больных раком, СПИДом? Может, их убивать вообще? Почему должны мучиться их родные, зачем государству давать деньги на их лечение? Вот такого порядка аргументация.

Кроме того, никто не гарантирован от судебных ошибок. То есть казненный может оказаться невиновным, если впоследствии каким-то образом всплывет правда о том, кто реально совершил преступление, приписанное ему", - заключил правозащитник.

Р.Оруджев 

Зеркало. - 2011. – 11 февраля. – С. 1.