Эльдар Зейналов (директор Правозащитного Центра Азербайджана):
Выступление на Форуме FIDH "Правосудие: Новые вызовы - право на эффективные средства защиты и беспристрастный суд"
В следующем году Азербайджан, как и другие республики бывшего СССР, будет отмечать 20-ю годовщину восстановления своей независимости. Много это или мало? Видимо, мало, потому что, хотя и произошла почти полная денационализация бывшей социалистической экономики, но к рыночному хозяйству и свойственным ему ценностям и отношениям мы так пока и не пришли. Те люди в стране и на Западе, кто считал, что денационализация решит все проблемы, забыли, что, помимо капитализма, есть еще множество других форм, построенных на частной собственности. И что, кроме рынка (market) есть еще и восточный базар (bazaar), построенный не на планировании и честном имидже, а на одномоментной наживе любым путем.
Так и в Азербайджане: бывшие коммунисты, вернувшиеся к власти после года демократических экспериментов, разделили общенациональное богатство и переместили его в теневой сектор. Если раньше в СССР были коммунисты, но не было коммунизма, то сейчас есть капиталы, но нет видимых капиталистов. Вернее, они есть и известны всем, занимая лидирующие политические позиции в стране. Их капиталы немалые: например, у простого министра здравоохранения при аресте в 2005 г. обнаружили капиталы на 2,5 млрд долларов. Все эти капиталы не защищены законом, т.к. получены незаконным путем, и единственное, что их страхует - это политическая позиция и политическая лояльность их обладателей. Упомянутый мной министр оказался нелояльным, и капиталы были изъяты и перераспределены между правящей верхушкой.
Любая смена власти приведет к потере капиталов, и поэтому надежды Запада на честные, справедливые выборы изначально утопичны. Более того, созданная за два десятилетия система коррупции позволяет обладателям руководящих должностей не только сохранять свои грязные капиталы, но и приумножать их. В этот базар вовлечены все структуры власти, включая и судебную. В судах правят не справедливость и закон, а политический заказ и финансовая выгода.
Неудивительно, что на национальном уровне граждане не могут найти в судах справедливость ни по одному политически чувствительному вопросу, будь то дела политических заключенных, жалобы на нарушения во время выборов или на избиения и пытки полицией. К счастью, с 15 апреля 2002 г. у граждан есть возможность обращения в Европейский Суд по Правам Человека, в который было подано около 2000 жалоб против Азербайджана, и который уже принял 68 решений и постановлений по жалобам. Для сравнения, в 2007 г. в Конституционный Суд поступило 1715 жалоб, по которым были приняты 14 решений. То есть добиться рассмотрения дела в Европейском Суде в 4-5 раз легче, чем в национальном Конституционном Суде.
Проблемой тут является продолжительность процедуры рассмотрения дела в Страсбурге, которая дает чиновникам-нарушителям прав человека в Азербайджане 3-5 лет до того, как это нарушение будет установлено и исправлено. Суммы компенсации жертвам небольшие и взыскиваются с государства, а не с виновных. Более того, на сегодня в связи с решениями Европейского Суда не был наказан ни один судья, прокурор или полицейский. Все это приводит к тому, что надежда на восстановление нарушенных прав в Страсбурге постепенно уменьшается. Надеюсь, что ситуация изменится после того, как заработает Протокол №14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Хочу отметить, что, если в национальном законодательстве есть механизм выполнения решений Европейского Суда, то нет такого же механизма для выполнения решений комитетов ООН. В результате, туда мало кто жалуется, и за 8 лет с момента, когда стало возможно обращаться с индивидуальными жалобами в ООН, по четырем комитетам было принято всего два решения против Азербайджана.
В стране всего 0,6 адвокатов на 10 тыс. населения - это, например, в 20 раз меньше, чем в Болгарии. Бесплатные адвокаты получают меньше 2 евро в час. Оплата экспертов, переводчиков и специалистов в суде составляет примерно 30 евроцентов в час, т.е. чуть больше обычного размера милостыни, подаваемой нищим. Бесплатные адвокаты не положены по гражданским делам. Так как закон запрещает обращаться по гражданским делам в Верховный Суд без адвоката, малоимущие фактически лишены возможности обращения в этот суд и далее - в Страсбург.
В стране отсутствует независимая судебно-медицинская экспертиза. Та, что есть, подчинена Министерству юстиции. Как она действует, видно из недавнего случая с осужденным по политическим мотивам журналистом Эйнуллой Фатуллаевым. В декабре прошлого года в тюрьме у него обнаружили менее грамма героина, - скорее всего, их подбросили. Провели экспертизу, которая не выявила следов наркотиков. Потом провели повторную экспертизу, которая дала противоположный результат. Политзаключенного признали наркоманом, и теперь его ожидает новый судебный процесс.
Местные неправительственные организации неоднократно фиксировали случаи пыток (более 100 в прошлом году) и подозрительных смертей в полицейских участках. В некоторых случаях следы пыток фиксировались на фото и видео. Но ни в одном случае официальная проверка не подтвердила пыток. За 8 лет не обнаружил ни одного случая пыток и аппарат омбудсмана, который в прошлом году был определен как "национальный превентивный механизм" против пыток.
При такой ситуации, малоимущие граждане, попавшие в жернова нашего судопроизводства, практически не имеют шансов доказать свою правоту. Так, в 2009 г. к различным видам наказания были приговорены 14496 человек, и лишь 21 человек был оправдан. Отмечу, что при этом никогда за историю независимого Азербайджана не был оправдан ни один политический заключенный, и ни с кого из 1200 политзаключенных, освобожденных с 1994 г., уголовные обвинения так сняты и не были. Такое положение не может не вдохновлять чиновников на новые нарушения прав человека.
Разумеется, международные организации, и прежде всего Совет Европы, оказывают на власти страны давления, требуя проведения реформы системы правосудия. Хочу отметить важную роль ОБСЕ, который с 2004 г. регулярно производит мониторинг справедливости судопроизводства и уже дважды издавал подробные отчеты.
В результате был создан Судебно-правовой Совет, который решает вопросы приема на работу, наказания и поощрения судей. Были проведены несколько экзаменов судей что привело к некоторому обновлению судейского корпуса. Наказываются судьи и лица, чинящие препятствие исполнению судебных решений. Например, недавно были наказаны 14 судей, необоснованно применявшие арест в качестве меры пресечения.
Однако стиль поведения судей не поменялся, они все так же остаются зависимыми от исполнительной власти. Например, тот факт, что Судебно-правовой Совет возглавляется министром юстиции и располагается в здании министерства, привел к тому, что ни один из исков против любой структуры Министерства юстиции не удовлетворяется - будь то жалобы заключенных на плохое обращение или иски неправительственных организаций и политических партий против отказа в государственной регистрации. Не удовлетворена ни одна жалоба журналиста, избитого полицией при исполнении своих профессиональных обязанностей. Проиграны иски граждан, лишившихся собственности в результате действий строительных компаний, за которыми стоят государственные чиновники. Этот список можно продолжить.
Вместе с тем, в результате международной критики положения с правами человека в Азербайджане, появилась разновидность "справедливости переходного периода", когда чиновника увольняют или наказывают иным образом формально по другому поводу. Это, разумеется, уменьшает накал критики правозащитников, но не решает проблемы, т.к. новый чиновник действует так же, как и его предшественник.
Возвращаясь к началу своей речи, хочу предостеречь мировое сообщество от идеалистического убеждения, что создание хороших законов и проведение замечательных тренингов для судей и прокуроров, а также программ, запрещающих коррупцию, способно существенно изменить что-то не только в Азербайджане, но и во многих других постсоветских странах. Пока грязные капиталы не будут амнистированы и защищены законом, все эти законы и структуры будут только имитировать активность.
Гражданское общество, не вовлеченное в коррумпированную экономику и политику, является естественным союзником международных структур. В последнее время, в Азербайджане это вызывает попытки давления на правозащитный сектор гражданского общества, который, определенно, требует защиты и поддержки. Пока что это давление не принимает такие формы как в Чечне или Узбекистане, но нет никаких гарантий, что завтра правозащитники не станут жертвой того же коррумпированного судопроизводства, которое они сегодня критикуют. В этой связи я рад проведению этого Форума, как проявления нашей международной солидарности, и приветствую его участников.
Благодарю за внимание.
7 апреля 2010 года
© Кавказский Узел