вторник, 27 октября 2009 г.

На азербайджанский язык были переведены рекомендации УВКПЧ ООН для нашей страны

 Т.РАФИКОГЛУ

Управлением верховного комиссара по правам человека (УВКЛЧ) ООН опубликован азербайджанский-перевод чета рабочей группы по Универсальному периодическому обзору (УПО) Совета по правам человека (СПЧ) ООН (A/HRC/11/20). Документ стал результатом рассмотрения ‘отчета правительства Азербайджана на сессии СПЧ 2-13 февраля 2009 г.

Отметим, что Правозащитный центр Азербайджана (ПЦА) также представил СПЧ альтернативный отчет, который был процитирован в резюме материалов, направленных в СПЧ неправительственными организациями и омбудсменом, а также распространен среди делегаций различных стран. В отчете рабочей группы эти предложения были учтены в рекомендациях №1 (приведение законодательства против пыток в соответствии с Конвенцией против пыток ООН), №2 (адекватная защита прав уязвимых слоев населения); № 16 (расследование и наказание преступлений против журналистов и правозащитников, освобождение политзаключенных), №18 {гарантии свободы собраний и объединений для НПО и правозащитников), №20 (приведение условий содержания в соответствие международным стандартам), №21 (улучшение исполнения наказаний в местах лишения свободы), №28 (улучшение защиты национальных меньшинств, мигрантов, искателей убежища).

`Как отметил глава ПЦА Эльдар Зейналов, эти рекомендации должно переводить наше правительство. “Эти рекомендации на английском языке были приняты еще в мае этого года. Однако почему-то наше правительство не заинтересовано в переводе этих рекомендаций на азербайджанский язык. Вроде это нам порекомендовали, и это прямая обязанность нашего правительства переводить и делать эти рекомендации достоянием гласности. А переведены на азербайджанский язык они были только сейчас верховным комиссаром ООН по правам человека. Во время его представления представители властей сказали, что это для нас не обязательно, так как документы эти носят рекомендательный характер. Тем не менее ПЦА приветствует это событие и надеется, что ООН продолжит работу по переводу и публикации рекомендаций, принятых различными структурами ООН в отношении положения с правами человека в Азербайджане”.

Хотя власти страны и выразили свое несогласие или частичное согласие с рядом этих рекомендаций, ПЦА надеется, что в ближайшие 4 года до рассмотрения очередного УПО ООН вместе с властями будет работать над выполнением этих рекомендаций. “Любую рекомендацию ООН нужно выполнять. Главный вопрос же - это выполнение рекомендации ООН с приведением нашего закона против пыток в соответствие с Европейской конвенцией. У нас этот закон построен таким образом. что при любом стечении обстоятельств те лица, которые совершали пытки, не будут наказаны. Они могут быть наказаны за превышение служебного долга, но только не за пытки”, - заключил Эльдар Зейналов.

“Эхо“, 27.10.2009 г.



Дела бывших смертников должны быть пересмотрены

 считает глава Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов

Т.МАКСУТОВ

В данный момент в Европейском суде по правам человека рассматриваются несколько дел по жалобам заключенных из Азербайджана. которые в свое время были приговорены к смертной казни, но после ее отмены их наказание было заменено на пожизненное. В качестве примера можно указать дела Чингиза Пашаева и Рахиба Махсимова. Оба заявителя были смертниками и в настоящее время отбывают пожизненное наказание в Гобустанской тюрьме. В случае Ч.Пашаева власти страны должны ответить до 15 января на вопросы об условиях содержания в Гобустанской тюрьме, причинах отказа в пересмотре уголовного дела по новому уголовно-процессуальному законодательству, а также нарушениях принципов справедливости судопроизводства по гражданскому делу о заражении заявителя туберкулезом от сокамерников.

В деле Р.Махсимова, которое было признано приемлемым в 2007 г., ЕСПЧ принял решение по существу дела и решил, что Верховный суд нарушил принцип справедливости судопроизводства тем, что рассмотрел его кассационную жалобу в отсутствие как его самого, так и адвоката. В связи с этим ЕСПЧ нашел нарушение ст. 6 конвенции и пореко мендовал, чтобы решения ВС были отменены, а жалоба рассмотрена заново. Постановление вступит в законную силу через 3 месяца, если стороны не обжалуют его в Большой палате.

Немало заключенных-пожизненников отбывают наказание в Азербайджане, и, начиная с 2005 года, всем им было отказано в пересмотре дела, хотя это является их законным правом по новому Уголовно-Процессуальному кодексу, принятому в 2000 году. Все они добиваются замены пожизненного заключения на срок до 15 лет, однако до сих пор не могут достичь этого.

Глава Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов, который контролирует дела Чингиза Пашаева и Рахиба Махсимова в Европейском суде, так прокомментировал создавшуюся ситуацию. “Есть некоторые проблемы с делами, которые попали на момент, когда принималась Европейская конвенция по правам человека. Те дела, решения по которым были приняты до вступления в силу конвенции, до 15 апреля 2002 года, не попадают под ее юрисдикцию. В принципе, это логично. Если правительство не брало на себя обязательства, зачем оно должно придерживаться каких-то правил. Но как быть, если приговор смертникам был вынесен до вступления в силу конвенции, а окончательное решение после апелляционной жалобы и т.д. после конвенции? Европейский суд рассматривает только последние судебные решения, которые были приняты после ратификации конвенции. То есть здесь все четко. Но есть и другой момент, осужденный может захотеть пересмотра своего дела. С 2000 года, когда был принят новый Уголовно-Процессуальный кодекс, у них появилось такое право. В переходном законе было упомянуто, что те дела, решения по которым были приняты по старому Уголовно-Процассуальному кодексу, по новому могут быть пересмотрены. Этим воспользовались много заключенных, к примеру, Рагим Газиев, которому пожизненное заключение было заменено 15-летним наказанием. Это предусматривает и новое положение”.

Как отметил Эльдар Зейналов, это дело стало примером для других заключенных - бывших смертников. “Оно дало надежду и всем остальным пожизненникам. Тем более у нас пять осужденных, которым должны были дать не более 15 лет, так как их осудили по статье за бандитизм. По старому Уголовному кодексу по этой статье приговаривали к пожизненному наказанию. Однако, по новому кодексу, с 2000 года, наказание им предусматривалось не более 15 лет. Теперь же они просят, чтобы их дела пересмотрели и применили новый Уголовно-Процессуальный кодекс на тех основаниях, что и Рагиму Газиеву. Но всем им по каким-то формальным причинам отказали в этом. Считаю, что это было сделано незаконно. Получается, что наши власти, после дела Рагима Газиева, сделали вывод, что не надо рассматривать подобные скользкие дела. После этого, начиная с 2095 года, сколько бы бывшие смертники ни обращались в суд с просьбой о пересмотре дела, им отказывали в этом”.

"Эхо", 27.10.2009 г.