понедельник, 17 июля 2006 г.

Эльдар Зейналов: «В наше время любому могут подбросить наркотик или снять вместе с обнаженной девицей»

17 июля 2006 10:49 2 607
- Эльдар бей, как вы оцениваете последний судебный процесс над лидерами молодежного движения "Ени Фикир"?

- В свое время, когда Правозащитный Центр Азербайджана (ПЦА) включил в число политических заключенных молодежных активистов, привлеченных к уголовной ответственности по делу "Yeni Fikir", власти резко отреагировали на это, заявив, что необходимо дождаться решения суда по этому уголовному делу. 

Теперь приговор вынесен, и политический, заказной характер этого дела стал еще очевидней.

Перед каждыми выборами, мы, правозащитники, ждем очередного спектакля с обличением "коварных замыслов деструктивной оппозиции". В 1998 г. арестовали мальчишку-журналиста, у которого в компьютере нашли план "митинговой тактики оппозиции" в духе нынешних "оранжевых революций". Парень распечатал это свое (его ли?) "секретное" произведение в 2-3 копиях, зато потом его в качестве обличительного акта читали полностью всему народу много дней.

В 2000 г. в самолете поймали с бутылкой бензина мусаватиста-террориста, который хотел полететь в Турцию и навестить больного Эльчибея, как будто не мог этого сделать автобусом или самолетом без всяких проблем. 

В 2005 г. поймали другого мусаватиста-террориста, который якобы хотел взорвать машины судьи и журналиста, чтобы в результате драки этих двух слоев общества обстановка дестабилизировалась и произошла революция. Я уже молчу о "грибном урожае" гранат и ржавых наганов, выпадающий перед выборами вдоль трассы, по которой ездит Президент. 

История о Руслане Баширли, которому армяне заплатили 2000 долларов, чтобы он совершил революцию, а потом передумали и сдали его вместе с видеокассетой сомнительного содержания, из той же серии. 

Кстати, параллельно осудили мальчишек-солдат, которые по заданию армян якобы втроем хотели убить Президента, взорвать международный аэропорт и повредить трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан за скромную сумму в 3-4 тысячи долларов за каждое задание, "неподъемное" для целой армянской разведки, натренированной ФСБ. 

Напрашивается вывод: или армяне, вопреки нашим временным поражениям на фронте, все равно рассматривают азербайджанскую молодежь в качестве былинных богатырей, способных за 2-3 тысячи долларов сделать то, на что обычно тратятся миллионы, или же у наших спецслужб в их постоянной борьбе против политических оппонентов правящей партии, просто иссякла фантазия. 

Я склоняюсь ко второму варианту, и потому считаю осужденных активистов "Yeni Fikir" политическими заключенными. Их арест был осуществлен в период предвыборной кампании и использован для раскрутки пропагандистской компании против избирательного блока "Азадлыг", что подпадает под критерий "а" политзаключенного, разработанный экспертами Генерального Секретаря Совета Европы в 2001 г. Собранная "доказательная база" по этому делу свидетельствует лишь о том, что активисты "Yeni Fikir" встречались вне Азербайджана с группой людей, выдававших себя за активистов демократических движений Кавказа и что один из них, грузин по национальности, выдал некоторую сумму денег на нужды этой молодежной организации. Личности этих людей до конца не установлены, авторство видеосъемок сомнительно, неясно и то, как можно было за $2.000 осуществить государственный переворот, если куда более серьезные попытки противостояния в 2003 г. потерпели неудачу. Вербовщик-грузин - ключевое лицо в этом деле не был привлечен к уголовной ответственности, а будучи арестован при переходе армяно-азербайджанской (!) границы, был немедленно освобожден. Была и попытка включить в обвинение получение гранта у Норвежского посольства или участия в международном трейнинге у Бжезинского. 

Таким образом, в отсутствии реального преступления, арест преследовал чисто политические цели (критерий "б"). В течение следствия, практически не велось никаких допросов, очных ставок, экспертиз и иных следственных действий. Поэтому нет логических объяснений, почему следственным органам для "следствия" по факту международной выпивки в Тбилиси потребовался целый год, за который не появилось ни одного нового факта. Протест вызывает также приговор, несоразмерный изложенным фактам. Это подпадает под критерий "с". 

А продиктованные политическими мотивами многочисленные процедурные нарушения (закрытость первых заседаний, препятствия для работы адвокатов, нерасследование заявлений о пытках, вынесение приговора в отсутствие адвокатов и т.п.) подпадают под критерий "е"

Таким образом, более, чем достаточно причин считать двух находящихся в заключении членов "Yeni Fikir" - Руслана Баширли (7 лет лишения свободы) и Рамина Тагиева (4 года) политическими заключенными. Третьего подсудимого - Саида Нури(ева), получившего отложенный условный приговор, можно рассматривать как "кандидата" в эту категорию, т.к. он может быть арестован в любой момент.


- Ваше мнение относительно ареста журналиста-сатирика Сакита Мирзы?


- Я расцениваю это как тревожную тенденцию. С тех пор, как во главе наших спецслужб встал полицейский, отчеты о деятельности МНБ все больше стали походить на сводки Управления по борьбе с наркопреступностью, которым он когда-то руководил. 

Например, в прошлом году в поселке Новханы незадолго до выборов был арестован за наркотики Гулу Гусейнов, который был кандидатом в местные муниципалитеты и вел очень активную предвыборную кампанию. В Билясуварском районе по тому же обвинению был арестован и осужден секретарь участковой избирательной комиссии Гадир Мусаев. 

Сейчас вот наркотик нашли у журналиста. Это выглядит особенно подозрительно в связи с предыдущей провокацией против его брата Ганимата, возглавляющего газету "Азадлыг".

В наше время, любому могут подбросить наркотик или снять вместе с обнаженной девицей, и это не основание, чтобы этому верить. Вон, недавно обвинили в аморальном поведении нашего дипломата в Турции: заявление от адвоката, фотографии в ресторане и пр. Потом оказалось, что ни дамы такой нет, ни адвоката не существует. К счастью для него, следствие вели турки, а не наши, и весь этот мыльный пузырь лопнул за пару дней.


- Как по Вашему, началась ли в Азербайджане началась целенаправленная кампания по удушению независимых СМИ?


- Не только СМИ, а вообще инакомыслия. Причем больше достается все-таки оппозиционным, а не независимым силам. Поэтому мне кажется, что это все-таки сезонное явление. Перед каждыми выборами оппозиции и оппозиционной прессе перепадает от властей. Плохо, что пока что никто не довел ни одного такого дела до Европейского Суда, чтобы поставить Совет Европы перед необходимостью реагировать более энергично.


- Как Вы оцениваете акцию голодовки в Гобустанской тюрьме?


- Есть инструкция Министерства Юстиции от 2 февраля 2004 г. Каждый заключенный может объявить голодовку после того, как напишет и сдаст администрации обоснованное заявление и по акту сдаст все содержащееся в камере съестное. Так что с правовой стороны - имеют право. Настораживает, правда, что десятки заявлений на имя министра юстиции "пропали", что саму голодовку признали лишь челез 2 недели, что доходит информация о давлении на некоторых участников голодовки.. Все это я бы назвал неадекватной реакцией администрации Гобустанской тюрьмы. В какой-то степени, администрация сама провоцирует такие акции, пытаясь перекрыть дорогу жалобам.

Например, месяц назад я прочел в газетах, что кто-то из нынешних участников голодовки через адвоката хотел послать правозащитнику Э.Зейналову какое-то письмо, и его изъяли и прочли. Чуть позже попалось мне на глаза письмо из Главного Управления Исполнения Судебных Решений Минюста в Коллегию Адвокатов, что письмо, оказывается, было "клеветническим" и предназначалось в первую очередь министру юстиции и генеральному прокурору. Насколько я осведомлен, согласно статье 83.5 Кодекса по исполнению наказаний (КИН), обращения в такие органы не подвергаются цензуре и отправляются адресатам в течение 1 дня. И пусть уж министр или генпрокурор решает, является ли письмо клеветническим, а не администрация тюрьмы, на которую, видимо, и жаловались "клеветники". 

Алиюсифа Тагирова трижды сажали в карцер за то, что он требовал удостоверить факт сдачи им заявления о голодовке. Чингиза Пашаева посадили в карцер за письмо, которое он пытался послать в дополнение к своей жалобе в Европейский Суд. Активному жалобщику Шакиру Рзаханову перед 10-ой годовщиной отсидки, что позволяет быть помилованным или претендовать на улучшенные условия содержания, срочно испортили характеристику. Другого демагога - Афлатуна Гаджиева в отместку лишили свидания с детьми. Нескольких жалобщиков в наказание выселили из отремонтированных за их деньги камер в камеры с плохими условиями и т.п.

Разумеется, это увеличивает "давление под крышкой". Мне трудно сказать, как бы реагировал бы я, если бы меня накормили бы некачественным хлебом, переселили бы в аварийную камеру, отобрали бы письмо защитнику, посадили бы в карцер за пустяк, избили бы и лишили свидания с родными. Поэтому я не могу осуждать участников голодовки, что они выбрали именно такой вид протеста. Но лично я считаю, что одна удачная жалоба в Европейский Суд сделает больше, чем несколько таких голодовок. 

Поэтому по доверенностям от нескольких пожизненников работаю в этом направлении. Правда, из опубликованной в прессе официальной статистики, известно, что за год с момента решения Конституционного Суда по проблеме замены смертной казни пожизненным заключением, из 46 обратившихся в суды смогли пройти до Верховного Суда лишь 12 человек, а решения ВС на руки получили всего 5 человек. Это лучшая иллюстрация нежелания властей решить проблему. Так ведь и в ВС, и в КС решающие позиции занимают люди, которые сами выносили смертные приговоры. И, создай они прецедент с заменой прежних смертных приговоров на 15 лет лишения свободы, они очень скоро могут столкнуться на улице с людьми, которых собственноручно послали в расстрельный подвал!.. Но есть еще и Страсбург, куда они все равно дойдут, и он может решить по-другому.


- Возможна ли новая встреча правозащитников с представителями властей по решению этих проблем?


- Судя по тому, какие решения уже вынесены судами всех инстанций, на данный момент такой заинтересованности, по меньшей мере у судов, пока нет. Если будет, то мы могли бы встретиться. Всегда лучше и быстрее решать такие вопросы внутри страны, чем в международных инстанциях.


- Согласны ли Вы с мнением Джорджа Буша о том, что в Ираке есть демократия. И нужна ли такая демократия Азербайджану?


- Буш, видимо, считает "демократией" наличие каких-то формальных институтов вроде Конституции, парламента и пр. Но ведь это все имелось и в Советском Союзе, и тем не менее, те же американцы считали СССР "Империей Зла"! 

На мой взгляд, пока в Ираке существует иностранная оккупация и незавершившаяся гражданская война по политическому, этническому и религиозному признакам, о демократии говорить не приходится. У нас, к счастью, не такое положение, как в Ираке. И честно говоря, нам не нужна такая демократия, как в Ираке. Поэтому, и сравнивать не приходится. Но, повторяю, на мой взгляд, демократия - это в первую очередь не какой-то шаблон государственных структур, а определенная система общественных отношений. Иначе Парламент будет забит непрофессионалами, Конституционный Суд будет подтверждать фальсификации выборов, а силовые структуры будут гоняться за журналистами, терпя в своей среде Гаджи Мамедовых. И все вместе тянуть взятки с граждан.


- Возможно ли в будущем, что средства, полученные от нефти, будут направлены на развитие гражданского общества в Азербайджане?


- Разве что в очень отдаленном будущем. Да и господствующая концепция гражданского общества пока еще советская - "приводной ремень от партии к рабочему классу".

- С чем связан интерес "большой восьмерки" к решению карабахской проблемы?

- Мне кажется, это очень неглубокий интерес, для пресловутой "галочки". Ведь в этой "восьмерке" собрались все страны-сопредседатели Минской Группы ОБСЕ. Заработал нефтепровод, который проходит в 30 км от линии армяно-азербайджанского фронта, и надо высказать свое предупреждение сторонам, чтобы не возобновляли боевые действия и не мешали Западу делать его бизнес. Вроде традиционного заклинания: "Ребята, давайте жить дружно!"

З.
Day.Az

http://news.day.az/politics/54116.html

понедельник, 3 июля 2006 г.

У Туркменбаши диагноз: покушение из Баку

03.07.2006

С. Рзаев, Н. Алиев

На этой неделе получил продолжение скандальный случай с неудачным покушением на президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Официальный Ашгабат нашел очередных организаторов покушения на своего бессменного лидера.

При этом вновь, как и ранее, туркменские власти настойчиво подчеркивает, что путь террористов пролегал через Баку. Как сообщает Государственная служба новостей Туркменистана, службы безопасности страны сообщили о противоправной деятельности ряда граждан Туркменистана и Франции. В этой связи президент страны провел совещание с руководителями военных и правоохранительных органов.

На совещании были озвучены ряд выявленных негативных фактов. Так, согласно версии спецслужб, в марте 2006 года в порту города Туркменбаши некий А.Амангылыджов (один из задержанных. — Авт.) встречает прибывших на пароме из Баку гражданина Великобритании Николаса Хугха и гражданку Франции Катрин Бартельери, которых в Ашгабате размещает в гостинице «Рахат». Там от своих новых покровителей А.Амангылыджов берет «уроки» пользования специальной видеоаппаратурой для ведения скрытой съемки, встроенной в очки… После задержания на основе неопровержимых фактов А.Амангылыджов полностью признался в совершенном преступлении и стал давать показания…

Отметим, что, как уже писало «Эхо», ранее лидер всех туркмен в открытую обвинял руководство официального Азербайджана в организации на него покушения. В Туркменистане уверены, что Баку поддерживает силы, оппозиционные официальному Ашгабату.

Депутат Милли Меджлиса, член постоянной парламентской комиссии по обороне и государственной безопасности Захид Орудж подчеркивает, что отношения между Ашгабатом и Баку ухудшились на стадии начальной разработки энергетических ресурсов Каспийского моря. «Поначалу могло показаться, что это спор между двумя странами, но впоследствии стало ясно, что Ашгабат в этом споре выражает позицию отдельных кругов», — считает он. По словам Оруджа, «трудности» между странами с каждым днем все больше политизировались и превращались в международный вопрос.

«В итоге разработка месторождения, которое стало спорным, была приостановлена и до сих пор ситуация не сдвинулась с мертвой точки», — отмечает депутат ММ З.Орудж. По его словам, обвинения Туркменистана очень напоминают аналогичные заявления представителей РФ, которые также в свое время утверждали, что из Азербайджана на территорию России проникают чеченские террористы.

«Авторитет нашей страны с каждым днем растет, и параллельно растут попытки оказать на нас давление и, как правило, это делается посредством наших соседей», — считает народный избранник. Наверное, по словам З.Оруджа, кому-то не нравится внешнеполитический курс нашей страны.

«Последний раз туркменские оппозиционеры были в Баку сто лет назад», — отмечает известный общественный деятель, руководитель Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов. Он также сомневается, что кто-то из туркменских оппозиционеров бывал в нашей стране за последние годы. «По крайней мере я их не встречал», — оговаривается руководитель ПЦА.

Доводы властей среднеазиатского государства о наличии в нашей стране «их» оппозиционеров Зейналов расценивает как фантастические. Он отмечает, что все туркменские оппозиционеры уже давно убежали и проживают далеко за пределами своей страны. Что касается умозаключений о переброске террористов из Баку в Ашгабат, то глава ПЦА особо отмечает, что Туркменистан давно ввел с Азербайджаном визовый режим, «и если они допускают въезд в страну того или иного лица, то пусть сами и разбираются, а для чего тогда все эти процедуры?!».

«Как правило, каждый десятый желающий въехать в Туркменистан в итоге не пропускается через государственную границу», — отмечает правозащитник. Кроме того, он недоумевает, какая может быть выгода Азербайджану от дестабилизации ситуации в Туркменистане. Касаясь обвинений Ашгабата о том, что Баку может инициировать покушение на Туркменбаши, правозащитник полагает, что это уже «маразм».

В свою очередь известный политолог Расим Мусабеков подчеркивает, что сегодня двухсторонние отношения между Азербайджаном и Туркменистаном находятся почти на нулевом уровне, что «во многом является результатом иррационального стиля поведения туркменского лидера». На взгляд политолога, туркменский лидер начинает обходить «ведущих» одиозных лидеров истории современности. При этом он подчеркивает, что Ашгабат своими обвинениями ничего не добьется. «Какой-либо пользы Туркменистану это не сулит», — отмечает Мусабеков. Как отмечает политолог, Азербайджан кажется Туркменбаши очень либеральным, а значит, опасным. С другой стороны, по его словам, режимы наподобие туркменского всегда нуждаются в заговорах и внешних врагах. «На США, думаю, у него хватает мозгов не показывать пальцем, а вот Азербайджан в этом смысле ему кажется удобным», — подытожил политолог Р.Мусабеков.

© 2001—2009 Gundogar.org 
Все права на перепечатанные материалы сохраняются за их обладателями. http://gundogar.org