четверг, 30 сентября 2004 г.

В Гобустане неспокойно

Помилование 3 сентября затронуло всего 16 политических заключенных из списков, представленных Совету Европы Федерацией Правозащитных Организаций Азербайджана. Напомним, что эти взаимодополняющие списки включают:
- «список 716-ти», составленный по состоянию на 1 января 2001 г.,
- «список 88-ти», включающий более поздние аресты и политзеков, забытых в первом списке,
- «список 16 октября», включающий лиц, арестованных после президентских выборов и продолжающих оставаться в заключении.
В общей сложности в этих списках все еще остаются более 110 человек.

Достойно внимания, что в период Ильхама Алиева во все 4 помилования попадали не только лица, признанные политическими заключенными, но и те заключенные, которых правозащитники политическими считают, а эксперты Швиммера «забраковали» (например, Фахмин Гаджиев, Садай Мирзоев или Фаиг Рагимов). То есть президент показал себя даже более гуманным, чем бюрократы из Страсбурга. Это дает некоторое основание надеяться, что заявления о готовности к примирению – нечто большее, чем просто ответ на давление из Страсбурга.

Однако опять освободили не всех, продолжая начатый в 2000 г. постыдный торг с Советом Европы. Это имело неожиданный резонанс в Гобустанской тюрьме. Помимо единственного освобожденного по помилованию пожизненника – Альакрама Гумматова, там сидит еще 25 заключенных, которые считают себя «политическими», а также около 115 «уголовных» пожизненников, чьи события преступления пришлись на время до отмены смертной казни. Всех их так или иначе задело помилование Гумматова. Почти сразу же между ними начались разговоры о том, что необходима акция протеста.

Кто-то посчитал, что их преступления полегче, чем у Гумматова, и что «если уж Альакрама помиловали», то их и подавно надо освободить. Другие были опечалены тем, что "вот и опять политзаключенным повезло, а когда об уголовных вспомнят?" Но основной причиной недовольства все же является нерешенность т.н. «проблемы 15 лет».

До отмены смертной казни в Азербайджане не было пожизненного заключения, и когда отменяли расстрельный приговор, то давали не более 15 лет, если это делал суд, и 15-20 лет, если это происходило в порядке помилования. Например, в 1994 г. отменили смертную казнь для женщин, и с тех пор они не получают больше 15 лет, даже если убьют нескольких человек. С 1995 г. преступники старше 65 лет также не приговариваются к срокам свыше 15 лет, т.к. парламент отменил смертную казнь всей этой группе граждан. В 1995-1998 гг. помиловали 12 смертников, и никому из них не дали больше 20 лет. Когда же в феврале 1998 г. смертную казнь отменили поголовно, бывшие смертники получили более тяжелую альтернативу, причем не существовавшую на момент их преступлений. Это породило претензию, что закону, ухудшающему правовое положение заключенных, придали обратную силу, что в этой трактовке является нарушением статьи 149 Конституции, ст.7 Европейской Конвенции и ряда других положений национального и международного права. 

Не хочу вдаваться в юридические тонкости, но если бы сначала у нас параллельно со смертной казнью ввели пожизненное заключение, как в России или в Турции, сделали его альтернативой расстрела и собрали со всех заключенных прошения о помиловании, ситуация бы смотрелась по-другому. Но Милли Меджлис поступил по-другому, и теперь с завязанным им «узелком» приходится разбираться высшим судебным органам страны и Европы.

После 1998 г. помилования пожизненных заключенных стали очень редким явлением, особенно после того, как в июле 2001 было принято новое положение о помиловании, согласно которому для получения права на подачу прошения о помиловании необходимо теперь отсидеть не менее 10 лет. Достаточно сказать, что на момент принятия этого документа из 150 пожизненников такое право имели всего 4-5 человек, и никто из них помилован не был. Наоборот, под помилование попадали одни политические, причем никто из них не отсидел упомянутого 10-летнего срока. Понятно, что такое «почетное исключение» не было случайным и связано лишь с давлением Страсбурга. Отсюда истоки черной зависти уголовников к политическим заключенным.

После того, как внесенные в Конституцию изменения сделали возможной подачу индивидуальных жалоб в Конституционный Суд, бывшие смертники в массовом порядке начали туда жаловаться. Однако по «непонятной» причине администрация Гобустанской Тюрьмы – единственного места, где содержат пожизненников, стала создавать препятствия для отсылки жалоб. Это привело к массовой голодовке протеста 12 декабря 2002 г., в которой приняли участие порядка 70 бывших смертников. 

После этого суд ответил отпиской, причем не случайно первые ответы помечены именно днем массовой акции. Второй раз пожизненники обсуждали идею голодовки в августе 2003 г., причем импульсом к этой дискуссии было полученное известие о голодовке протеста 42 армянских смертников, которые в связи с отменой смертной казни у наших соседей оказались в той же ситуации. В разгар спора пришло известие о том, что в Евросуд ушла аргументированная жалоба местного «демагога» Афлатуна Гаджиева, который, будучи юристом по образованию, детально обосновал жалобу на ретроактивное применение к нему пожизненного заключения. Страсти улеглись.

Осенью 2003 г. дали ход в приоритетном порядке жалобе Альакрама Гумматова, которая содержала принятый к рассмотрению Евросудом пункт о «проблеме 15 лет». Кроме того, «повезло» другому политзеку - Рагиму Газиеву, которому после его прочувствованной речи на суде с упоминанием «проблемы 15 лет» как раз и дали это наказание (вместо 12 лет, положенных по новому Уголовному Кодексу).

В январе этого года вступил в силу и новый закон «О Конституционном Суде», определивший процедуру подачи индивидуальных жалоб. Среди примерно 1700 жалоб, которые с того времени поступили в КС, есть и несколько жалоб по «проблеме 15 лет», которые не рассматриваются уже 7 месяцев (вместо положенных 3 месяцев). Создается впечатление, что КС ждет результатов жалоб в Евросуд, чтобы скопировать их в своем вердикте.

Разными путями к пожизненникам доходят слухи, что якобы власти хотят как-то решить «проблему 15 лет». Обычно эти слухи совпадают по времени с возобновлением разговоров о необходимости повторения массовой голодовки. Последний слух был распространен через одного из пожизненников-политзеков, который авторитетно заявил, что всех бывших смертников и даже лже-пожизненников (т.е. преступление совершено до, а приговор вынесен после отмены смертной казни) помилуют на годовщину смерти Гейдара Алиева. Возможно, что этот слух тоже распущен с целью срыва акции протеста.

Некоторый нюанс добавляет то обстоятельство, что согласно новой инструкции Минюста от апреля с.г., необоснованная голодовка считается нарушением режима и соответственно наказывается помещением в карцер. Кроме того, предписано насильственное кормление голодающих, причем очень мучительным образом. Поэтому каждый из участников голодовки обязан убедительно обосновать свои претензии. А многие ли из собранных в Гобустане полуграмотных убийц и разбойников на это способен?

Тем временем позвонивший уже из Голландии А.Гумматов заявил, что не отказывается от своих жалоб в Евросуд и доведет их до конца. С учетом того, что рассмотрение его дела уже близко, возможно, что «проблему 15 лет» решат именно там. А пока что неопределенное положение бывших смертников и лжепожизненников поддерживает давление под крышкой Гобустанского «котла»…

Эльдар Зейналов,
Директор Правозащитного Центра Азербайджана.

пятница, 17 сентября 2004 г.

Азербайджан: шаг назад в отношениях с НАТО?

16 сентября 2004 г., 23:17 GMT 03:17 MCK

Мамед Сулейманов, Шахин Рзаев 
Институт по освещению войны и мира

На этой неделе НАТО отменило военные учения в Азербайджане - вынужденная мера, которая, как считают наблюдатели, может отрицательным образом сказаться на отношениях между альянсом и Баку.

Об отмене учений "Cooperative Best Effort 2004" было объявлено после того, как Азербайджан отказался следовать ранее принятым договоренностям и выразил решительный протест против участия в учебных операциях трех армянских офицеров.

В действиях властей нашли отражение распространенные среди азербайджанцев антиармянские настроения, обострившиеся в ответ на неожиданно суровое решение суда, принятое в отношении группы азербайджанских ветеранов - организаторов акции протеста против участия в конференции НАТО, недавно проходившей в Баку, армян.

11 сентября, президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил против приезда армянских офицеров в Баку на учения НАТО. За день до этого Милли Меджлис (парламент) принял обращение к Генеральному секретарю НАТО, в котором выражался протест против этого визита.

13 сентября министры иностранных дел Азербайджана и Армении были приглашены в Брюссель в штаб-квартиру НАТО для консультаций по этому вопросу. После этой встречи был распространен пресс-релиз НАТО, в котором говорится: "Мы сожалеем о том, что принцип паритета был на сей раз нарушен и стал причиной отмены учений".

Похожие комментарии сделал - в ходе беседы с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном - Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

Антиармянская пропаганда

Армения и Азербайджан сотрудничают с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира", и главным принципом этой программы является обеспечение участия в учениях всех желающих сторон. Азербайджанские власти, отказавшись принять армянскую делегацию под давлением общественного мнения в стране, пошли на сознательное обострение отношений с НАТО.

Некоторые депутаты оценивают отмену учений как "победу азербайджанского народа". Другие выражают опасения, что случившееся плохо отразится на отношениях с НАТО.

Антиармянская пропаганда в Азербайджане в последнее время достигла беспрецедентного уровня, чему, в частности, способствовало заключение суда по делу лидеров Организации освобождения Карабаха.

30 августа шестеро членов ООК во главе с председателем организации Акифом Наги были приговорены к тюремному заключению за "противоправные действия", совершенные ими 21 июня во время подготовительной конференции НАТО, в которой принимали участие двое армянских офицеров.

В ходе той акции протеста активисты ООК ворвались в отель "Европа", где проходило заседание НАТО, и попытались сорвать встречу. Охрана отеля остановила протестующих лишь в последний момент, когда они сломали стекла на дверях зала заседания. Никто во время этого инцидента не пострадал.

ООК и его лидер давно известны своим крайне негативным отношением ко всяким контактам с армянской стороной. Основанная в 2000 году, эта организация всегда открыто призывала к военному решению карабахской проблемы и считала мирные переговоры международной Минской группы пустой тратой времени.

В прошлом году члены ООК запомнились организацией погромов перед офисами двух правозащитных организаций - Правозащитного Центра Азербайджана (руководитель Эльдар Зейналов) и Института Мира и Демократии (руководитель Лейла Юнус), - которых они обвиняли в тесных связях с армянскими коллегами.

"Чрезмерно суровая кара"

После того, как было объявлено о предстоящем визите в Баку армянских военнослужащих, лидер ООК Акиф Наги 19 декабря 2003 года в беседе с IWPR заявил, что его организация не остановится ни перед чем, чтобы сорвать эти планы. "Этот визит для них обернется трагедией и кровью", - сказал он.
   
Многие считали, что суд над активистами ООК скорее будет носить формальный характер, что обвиняемых освободят из зала суда, осудив их на условные сроки. Однако Наги приговорили к пяти годам тюремного заключения, его товарищи осуждены на чуть более короткие сроки.

Впервые в истории независимого Азербайджана сам президент страны публично подверг критике решение суда: 2 сентября президент Ильхам Алиев назвал его "чрезмерно суровой карой".

"Как президент я не могу и не хочу вмешиваться в решение суда, - сказал он. - Но как гражданин считаю, что вынесенное судом наказание неадекватно содеянному осужденными. Как гражданин я не могу поддержать это решение". Президент посоветовал осужденным обратиться в Апелляционный суд.

Мнения в Баку и Ереване

В Армении по-разному оценили приговор суда по делу активистов ООК. Лидер демократической партии Армении, депутат Национального собрания Арам Саркисян сказал: "Убежден, что акция ООК была результатом антиармянской истерии, развернутой в Азербайджане официальными властями. А данный приговор - результат их внутренней политики и пропаганды".

Среди тех, кто приветствует приговор азербайджанского суда, член правления Армянского общенационального движения Давид Шахназарян. "Надеюсь, что это будет способствовать спаду антиармянской пропаганды в Азербайджане, - сказал он в интервью IWPR. - Хорошо зная, что в Азербайджане, как и в Армении, суды не независимы, оцениваю это как импульс, исходящий от нынешней власти Азербайджана. Надеюсь, это не будет единичным случаем".

Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов считает приговор суда примером двойных стандартов. "Когда эти же люди в мае прошлого года громили наш офис, то дело против них было закрыто через короткое время, - сказал он. - Получается, правительство поощряет погромы против правозащитников. А теперь устроили из этого процесса политическое шоу. Я уверен, что очень скоро апелляционные инстанции смягчат наказание активистов ООК и освободят всех. Эти ребята еще пригодятся властям!"

Пока же впервые за последние годы власти и оппозиция Азербайджана демонстрируют редкое единодушие. Вот что сказал IWPR член правления оппозиционной партии "Мусават" Расим Мусабеков: "Конечно, имидж нашей страны пострадал от того, что мы не смогли выполнить обязательства перед НАТО. Однако мы показали, что в общенациональных вопросах Азербайджан способен проявить твердость и не пойти ни на какие уступки. И это важнее".

Мамед Сулейманов, корреспондент информационного агентства "Регнум", Азербайджан. 

Шахин Рзаев, координатор в Азербайджане лондонского Института по освещению войны и мира - IWPR.

В подготовке материала также участвовал Виген Акобян, корреспондент информационного агентства "Регнум", Ереван.

Материал публикуется с разрешения IWPR. 

четверг, 9 сентября 2004 г.

На активиста чеченской общины в Баку совершено покушение

9 сентября 2004 в 15:18

7 сентября на одного из активистов чеченской общины в Азербайджане Руслана Зелимханова было совершено нападение. Сообщая об этом "Эхо", директор Правозащитного центра (ПЦА) Эльдар Зейналов отметил, что трое неизвестных нанесли чеченскому беженцу ножевые ранения. По его мнению, покушение на жизнь Зелимханова может быть связано с недавней встречей представителей чеченской общины в Азербайджане с содокладчиком Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Азербайджану Андреасом Гроссом. По словам Зейналова, это одна из версий нападения на Зелимханова. Директор ПЦА также подчеркнул, что за несколько дней до встречи с Гроссом неизвестные звонили представителям диаспоры и грозились физической расправой. При этом правозащитник подчеркнул, что за покушением на жизнь Зелимханова могут стоять российские спецслужбы - "кадыровцы". Дело в том, продолжил он, что российские спецслужбы активно работают в среде чеченских беженцев.

В свою очередь чеченский правозащитник Майрбек Тарамов в беседе с "Эхо" отметил, что в настоящее время Зелимханов переведен из реанимационного отделения Больницы скорой помощи им. М.Нагиева в палату. По его словам, "у этого человека было много врагов". Тарамов утверждает, что Зелимханов - деятельный человек, который доставлял многим неудобства. Он возглавлял ряд чеченских неправительственных организаций в Азербайджане. Тарамов подтвердил факт встречи с Гроссом. По его словам, в ней приняли участие пять представителей чеченской диаспоры.

Вместе с тем Тарамов не исключил, что нападение может быть и делом рук российских спецслужб. В последние годы, по его словам, Кремль активно использует "чеченцев против чеченцев", передает Бакинское “Эхо”.
https://www.kavkazcenter.com/russ/content/2004/09/09/25701/na-aktivista-chechenskoj-obschiny-v-baku-soversheno-pokushenie.shtml

суббота, 4 сентября 2004 г.

В Азербайджане помилован лидер талышских сепаратистов

04 сентября 2004, 13:02

Вчера, 3 сентября, Ильхам Алиев одним указом помиловал, а другим лишил гражданства Азербайджана Аликрама Гумбатова, осужденного на пожизненное заключение лидера самопровозглашенной Талыш-муганской республики и возглавивший вооруженный мятеж на юге Азербайджана. Гумбатов входил в список лиц, признаваемых Советом Европы политическим заключенным.

Всего указ Ильхама Алиева охватил 266 заключенных. Из них 264 освобождены от отбывания оставшегося срока наказания, а двоим сроки заключения сокращены на половину. Отметим и то, что со времени своего вступления на пост главы государства в октябре 2003 года Алиев подписывает уже четвертый указ о помиловании. Тремя прежними указами от 29 декабря 2003 года 18 марта и 10 мая 2004 года в общей сложности было помиловано 676 заключенных.

"Правозащитный центр Азербайджана с момента подготовки им списков политических заключенных надеялся на то, что во внутренней политике властей стремление к национальному примирению возобладает над жаждой политической мести. Нынешнее помилование, несомненно, является серьезным шагом в этом направлении", - говорится в заявлении ПЦА.

"Однако настораживает рецидив политического преследования в виде лишения гражданства и высылки политзаключенного Аликрама Гумбатова. Хотя лишение вопроса гражданства и входит в полномочия президента, будучи предусмотрено ст.109 п.20 Конституции, но, видимо, ему следовало глубже разобраться в причинах, по которым А.Гумбатову пришлось отказаться от гражданства, отмечается в заявлении. Судя по тому, что пожизненного заключенного сразу после лишения гражданства помиловали, это было предварительным условием освобождения. Вместе с "заказными" повторными судебными процессами, оставившими ему прежний незаконный пожизненный приговор, помилование, обусловленное отказом от гражданства, не может быть расценено иначе, чем политическое давление. Насильственное или же "полудобровольное" (как и отказ от гражданства) выдворение А.Гумбатова из страны также может быть расценено как нарушение ст.3 Протокола N4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод", подчеркивается в заявлении. "Будем надеяться, что вскоре условия в стране изменятся, поспешное распоряжение о лишении А.Гумбатова гражданства будет пересмотрено, и он сможет вернуться", - заявил директор ПЦА Эльдар Зейналов. - В любом случае, я рад, что он покинул стены тюрьмы, где потерял свое здоровье, и что он воссоединится с семьей".

По мнению правозащитницы Рены Сададдиновой, нынешний акт о помиловании можно  расценить как "слабый", и мы ожидали большего. Она утверждает, что из 266 помилованных только 15 являются политзаключенными и 6 из них входят в список 88 политзаключенных, который был представлен фондом в Совет Европы. "Вопрос политзаключенных не закрыт, и борьба будет продолжена", - заявила правозащитница. Сададдинова отметила, что более 80 процентов помилованных - это дезертиры. "Мы положительно расцениваем это решение президента, который представил возможность молодым людям вернуться к нормальной жизни", - сказала она.

Автор: Заур Расулзаде, собственный корреспондент "Кавказского узла";

© Кавказский Узел