Эльдар Зейналов,
Правозащитный Центр Азербайджана
Те, кто следит за развитием нашего многострадального "третьего сектора", уже отметил, что последние недели ознаменовались спорами вокруг т.н. "народной дипломатии".
С одной стороны, сторонники силового решения Карабахской проблемы считают "народных дипломатов" предателями общего дела. И к этому уже как-то привыкли. Появились даже "штатные" армянские шпионы, которые ездят в Армению и даже в Карабах и мирно говорят с армянами. Правда, подавать за это в суд додумались только сейчас.
Но произошел и конфликт между организациями, вовлеченными в саму "народную дипломатию", в частности, между Хельсинкской Гражданской Ассамблеей и Институтом Мира и Демократии. То есть, еще не дойдя до разрешения конфликта с армянами, азербайджанцы сами запутались в своих отношениях. "Разборка" вылилась на страницы газет, трибуны международных "тусовок" и таким образом привлекла внимание вездесущих журналистов.
Спросили и мое мнение по этому поводу. Краткая выжимка из моего интервью газете "Неделя", боюсь, не внесла ясности в мою позицию. Не вдаваясь в детали, я заявил там, что "грантовая болезнь" разобщает правозащитников и делает их потенциальными конкурентами. Кто-то из моих коллег даже обиделся на это, решив, что я слишком обобщаю и что надо отделить плохих от хороших, овнов от козлищ.
Что сказать? Моя чувствительность к корпоративным интересам правозащитников заставляет меня краснеть не только за себя, но и за того "своего", кто влез в мой карман. И если у меня произойдет с таким "коллегой" драка, это будет конфликт из-за конкретных денег, а не абстрактных моральных качеств вора. И такое низменное происхождение конфликта отнюдь не ставит на одну доску вора с его жертвой, что бы не попытались украсть - грант, имидж или место в президиуме.
Факт, что ряд старых правозащитных организаций, зарекомендовавших себя многолетней работой, в какой-то момент оказался монополистом в своей области, почив на лаврах. Когда же подросли новые организации, то вместо отеческой помощи они встретили со стороны "аксакалов" тот же прием, что и пресловутый гадкий утенок на птичьем дворе.
Особенно все это усугубляется двойными стандартами, вытекающими из завышенной самооценки. Раз "мы гении, а они - черви", "меня все знают, а тебя никто не знает", то вроде бы и особые привилегии полагаются. Как-то при этом забывается, что звание правозащитника, в отличие от звезды Героя, зарабатывается не единожды, а его необходимо оправдывать каждый день.
Еще одну "птичью" ассоциацию вызывает поведение неправительственных организаций в работе по сельским районам. Как стая кур, со всех сторон несутся к первому удачливому сородичу, нашедшему зернышко, чтобы заклевать и растоптать беднягу. Стоит кому-то где-то открыть филиал, провести семинар, получить грант на исследование какой-то темы, как со всех сторон жадной толпой подступают конкуренты, забыв, что и в соседнем районе тоже есть проблемы. И выясняется, что каждый из них в этом деле - первый и единственный…
Так было и с нашей организацией, которая несколько лет работала по Газахскому району, а затем потеряла наших волонтеров и всю технику, потому что ХГА "прихватизировала" их, завербовав ради получения гранта на семинары в этом районе. Как будто люди в соседних Агстафе и Товузе меньше нуждаются во внимании ХГА! А в результате из-за разового семинара ХГА пошла прахом двухлетняя работа ПЦА по политзаключенным из этого региона, которая еще далека от завершения.
Что бы не говорили на птичьем дворе насчет качеств гадких утят, в корне неприязненного отношения к ним лежит все же не стремление к селекции элитной птичьей породы, а потаенное стремление оградить свою кормушку от тех, кто не похож на тебя, не предсказуем, не контролируем и, стало быть, может вырасти и потеснить тебя у кормушки. Иначе как объяснить, что организации, разделяющие одни и те же взгляды на проблему, не могут друг с другом договориться и скооперироваться? Да и сама "народная дипломатия" по определению предполагает вовлеченность в нее гораздо более широкого круга действующих лиц, чем кружок вокруг чайного стола в собственном офисе.
Я убежден, что в корне нынешнего скандала лежит именно подсознательное стремление ХГА не допустить в "народную дипломатию" новые лица, чтобы быть единственными у "кормушки", в "миротворческих турпоездках", в заботе об одиноких стариках с квартирами.
А все эти газетные выпады по поводу лидера ИМД - просто дымовая завеса по сокрытию этого беспокойства за кормушку. Ну, была Лейла Юнусова главой информцентра Министерства Обороны, вела пропагандистскую войну с армянами, а сейчас, осознав преступность войны как явления, борется с нею доступными методами. Эта эволюция вполне естественна и должна уважаться куда более, чем позиция миротворицы Арзу Абдуллаевой, которая ездила в Карабах с миссией мира в разгар войны, а сейчас, поддерживая "Хартию четырех", допускает, что в случае ее непринятия тот же Карабах будут бомбить, но так, чтобы "военная сила была использована не против мирного населения Карабаха, а против незаконных военных формирований" (а что, уже придумали такое оружие?).
Монополизм в любой области общественной жизни - от экономики до правозащиты всегда деформирует ее развитие, временами очень болезненно. Например, монополия ХГА и Русской Общины на решение квартирных проблем привела недавно к созданию из числа обиженных их активистами "Общества Жертв Правозащитников", к документально обоснованным претензиям которого надо бы прислушаться.
Личные амбиции и взаимные претензии "столпов правозащиты" закладывались уже давно. Но даже в более тяжелые для правозащиты 1995-1999 годы, когда существовала цензура, было нормой давление против правозащитников, сотрудничество между правозащитниками было куда более успешным. Почему? Не потому ли, что тогда из-за преследований властей кур на правозащитном "птичьем дворе" было поменьше и у кажого была своя кормушка?..
Безусловно, нынешние "бури в стакане воды" когда-нибудь успокоятся и все найдут свою нишу. А тем временем от неурядиц в стане правозащитников страдают жертвы нарушений прав человека и тихо радуются их виновники…
Сентябрь 2001 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.