воскресенье, 30 сентября 2001 г.

Есть ли жизнь на Марсе

Эльдар Зейналов

Некоторое время назад бодро взявшиеся было за защиту политзаключенных правозащитники если не приуныли, то были сильно озадачены. Дело в том, что председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) лорд Рассел Джонстон якобы заявил в Баку на встрече с азербайджанскими парламентариями, что в готовящемся в СЕ документе говорится об отсутствии политзаключенных в стране. Первой реакцией правозащитного сообщества, выраженной Чингизом Ганизаде, было: "что-то здесь не то". Хотя при существующем у нас недоверии к СЕ после истории с "прощенными" фальсифицированными выборами характерно, что и Чингиз-бей не исключил, что СЕ мог принять подобное аморальное решение. Остальные же правозащитники попросту отмолчались, решив дождаться свежих новостей из Страсбурга.

И вот, как стало известно Правозащитному Центру Азербайджана от нашей "агентуры" во Дворце Европы, 21 сентября Комитет Министров Совета Европы (КМСЕ) вплотную занялся темой политзаключенных и принял специальное решение "Отчет независимых экспертов Генерального Секретаря по делам предполагаемых политических заключенных в Армении и Азербайджане". Напомню, что сам отчет, получивший номер CM/Monitor(2001)12, до сих пор является конфиденциальным, поскольку, видимо, содержит нежелательные для властей выводы.

Из решения КМСЕ видно, что власти уже отреагировали на этот документ, и реакция Баку была быстрой и благоприятной для имиджа страны. Сюда, в частности, можно отнести недавнее помилование 89 политзаключенных и сенсационное обещание пересмотреть дело Искандера Гамидова. Процитирую всю декларацию КМСЕ по этому поводу:

"Комитет Министров Совета Европы приветствует новость о том, что президент Азербайджанской Республики выпустил 17 августа 2001 г. указ о помиловании 89 политических заключенных (заметьте, не "предполагаемых" а именно "политических заключенных".- Э.З.), 66 из которых были освобождены, а 23 были уменьшены их сроки. Это значительный шаг в направлении развития демократии в Азербайджане, как результат отчета независимых экспертов Генеральному Секретарю, усилий Комитета Министров через его Группу Мониторинга GT-SUIVI.AGO и процедуры мониторинга Парламентской Ассамблеи. Вместе с тем Комитет Министров отмечает, что при присоединении к Совету Европы Азербайджан взял на себя освобождение или дачу возможности нового суда всем политическим заключенным, идентифицированным в качестве таковых экспертами, некоторые из которых все еще в тюрьме, в частности, г-н Искендер Гамидов, г-н Аликрам Гумбатов и г-н Рагим Газиев, особо упомянутые во мнении №222 (2000) Парламентской Ассамблеи. Комитет Министров однако приветствует решение правительства Азербайджана дать возможность нового суда г-ну Гамидову. Он (КМСЕ.- Э.З.) обновляет свой запрос к Правительству Азербайджана быть упорным в его усилиях уважать свои обязательства целиком. Он надеется, что 10-я годовщина независимости Азербайджана 18 октября 2001 г. даст возможность для следующего жеста примирения и обеспечит решение проблемы, которая не должна существовать в стране-члене Совета Европы".

Вот так. Не больше и не меньше. Так что, господа политзеки, на выход, готовьте вещички...

Правда, остается вопрос, сколько их, этих "политических заключенных, идентифицированных в качестве таковых экспертами" Совета Европы? Все чаще приходится слышать о некоей цифре около 200 человек. Так, на встрече правозащитников с группой Аго, упомянутой и в данной декларации КМСЕ, Пьетро Аго заявил, что из первоначального списка в 700 человек, предоставленного нашим Правозащитным Центром Азербайджана, власти оставили всего 205 - остальные заключенные из списка либо освобождены, либо умерли, либо их "не смогли найти". Что означает последняя формулировка, я знаю по своему многолетнему опыту: если не указано отчество заключенного или перепутана хоть одна буква в имени, то его уже "найти невозможно". Интересно, что Аго заявил, что список властей "практически полностью" совпадает со списком около 260 заключенных, представленных в ПАСЕ одной из азербайджанских правозащитных организаций. Да и работа группы из 7 правозащитных организаций, решивших внести в список ясность, после удачного старта тоже заклинилась на 213 заключенных.

Каким образом случилось такое чудесное совпадение цифр властей и правозащитников, судить трудно. Некоторые из моих особо бдительных коллег сразу же заподозрили, что отмеченная властями небольшая категория заключенных (около 30% от общего числа) представляет собою морально сломленных ("ссученных") политических противников президента, написавших покаянные заявления о помиловании. Тем более, что поведение иных освободившихся политзеков это мнение косвенно подтверждает. Один создал бесцветную микропартию, которая не занимается ничем, кроме обвинений в терроризме крупной оппозиционной партии, другой обещает разоблачить перед СЕ тех политзаключенных, дела которых эта организация отметила особо, третьи отвлекают внимание общества от политзеков другими способами... 

Можно, однако, порадоваться и за эти две сотни заключенных, которые вернутся к своим семьям. В конце концов, никто не застрахован от того, что, попав за решетку, не перенесет того, что пережили они, и точно так же не сломается. Даже сейчас они боятся не только сказать лишнее, но и вообще как-то себя обнаружить. Из 66 недавно освобожденных политзеков пришел сказать спасибо нашему Центру всего один, и тот иностранец - бывший полковник Анатолий Сысоев (на снимке он демонстрирует свой искалеченный пытками палец на фоне флага Европы).

Что же касается непризнанных властями политзеков, то большая их часть приходится на тех заключенных, чьи родственники до сих пор по какой-то причине не занесли нам свои заявления, анкеты и приговоры. В более полноценной регистрации политзеков могут помочь и те из наших коллег, которые не заболели "грантовой болезнью", заставляющей их скрывать известные им факты в качестве потенциального "товара" для фондов, в то время как живые люди гниют по тюрьмам. 

Работа по политзекам продлится еще не один месяц, и уж точно никто не будет забыт. Тем более, что власти, хоть и медлят, но в принципе готовы выполнять свои обязательства перед СЕ и даже ведут свой собственный учет политзеков, даже тех, до кого не добрался наш мониторинг. В конце концов мы избавимся от этой язвы, унаследованной от гражданской войны 1992-1995 гг.

Это ведь только про жизнь на Марсе можно гадать. А политзеки - вот они, рядом. Даже из Страсбурга наконец их разглядели...

Эльдар Зейналов.

P.S. Когда материал был уже готов, по Интернету пришел пресс-релиз СЕ от 27 сентября, где Генеральный Секретарь этой организации Вальтер Швиммер со ссылкой на декларацию КМСЕ заявляет, что "10-я годовщина независимости республики 18 октября 2001 г. могла бы быть идеальной возможностью для нового жеста примирения для того, чтобы окончательно решить проблему, которая не должна существовать в стране-члене Совета Европы" (подчеркивание мое.- Э.З.). Чувствуете разницу с предыдущей декларацией?

Неужели смогут "окончательно" решить?..

Сентябрь 2001 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.