пятница, 4 февраля 2000 г.

Совет Европы больше занят «воспитанием» России

Примут ли Азербайджан в СЕ?

Н. АЛИЕВ

Перенос даты рассмотрения вопроса Азербайджана в Совете Европы вызвал множество вопросов. Самый главный из них - причина такого решения. Еще до января этого года, когда, по некоторым предположениям, и должны были принять Азербайджан в СЕ, представители властных структур уверяли, что Совет Европы удовлетворен ситуацией с правами человека в нашей стране. Более того, заявления докладчиков СЕ по Азербайджану и представителей правозащитных организаций нашей страны свидетельствовали о том, что они также не сомневались в благоприятном исходе. Именно поэтому откладывание азербайджанского опроса в СЕ" в “долгий ящик” ударило как гром среди ясного неба.

Впрочем, директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар ЗЕЙНАЛОВ по-прежнему уверен, что у нашей страны особых проблем нет, если не считать карабахского вопроса.

- С чем, на ваш взгляд, связан пере нос даты рассмотрения вопроса принятия Азербайджана в СЕ?

- Думаю, Совет Европы каждый раз увязывает примерные даты рассмотрения заявки Азербайджана о членстве в этой организации с публичными анонсами о сроках решения карабахского конфликта. Грузии повезло в том смысле, что она никогда официально не заявляла о межгосударственном характере абхазского и южно-осетинского конфликтов. Поэтому нескольких деклараций об уважении прав меньшинств и пары встреч с лидером абхазов хватило, чтобы в Совете Европы поставили “галочку: конфликты, в принципе, уже разрешены.

У нас же постоянно (и справедливо} заявляют, что мы имеем конфликт с Арменией, которая тоже подала заявку на членство в СЕ ик тому же является военным союзником члена СЕ - России. Бюрократам СЕ не хочется программировать внутренние конфликты между двумя или даже тремя членами этой организации.

- Возможно ли, что сыграли свою роль муниципальные выборы, которые оппозиция назвала недемократичными?

- Не думаю. В Грузии тоже было достаточно много изъянов в проведении всех выборов и были даже иски в суд на грузинский центризбирком о выявленных нарушениях. Надо понять психологию западного бюрократа, который искренне считает себя носителем демократической культуры, а нас, “гомо советикус", некими говорящими существами, которые только вчера встали с четырех лап на две. Все наши доводы о том, что в Азербайджане республика была установлена раньше, чем в Германии, или что наши женщины-мусульманки получили равное с мужчинами избирательное право на 2 года раньше, чем эмансипированные американки, - не для западных чиновников, которые не утруждают себя изучением нашей истории. Отсюда - постоянные заявления о том, что каждые, даже фальсифицированные выборы - это некий “шаг вперед к демократии”. На самом же деле, сталкиваясь с нарушениями закона во время выборов, люди все меньше и меньше верят, что этот процесс действительно ведет к демократии. Поэтому-то от выборов к выборам и падает процент участия избирателей...

- Примут ли к апрелю Азербайджан в СЕ, как об этом говорят?

- Если только до этого момента будет коренной сдвиг в урегулировании карабахского конфликта. Но мне кажется, что сам СЕ сейчас больше занят попытками “воспитания” России.

- Складывается ощущение, что ситуация с правами человека в стране ухудшилась. О6 этом говорит и заметно возросшая активность правозащитников. Так ли это на самом деле?

- Я бы не сказал, что ситуация с правами человека действительно ухудшилась. Наоборот, есть тенденция к улучшению, хотя и ограниченная бюрократическими перестраховками. Скажем, под занавес деятельности нынешнего парламента принято много полезных законов. Журналисты потихоньку привыкают к отсутствию цензуры. Следственные изоляторы частично передали Министерству юстиции. Зарегистрированы. те правозащитные организации и религиозные общины, которые боролись за это годами. Даже то, что за нарушения в ходе муниципальных выборов кое-кто простился с креслом и в 76 участках отменили результаты выборов, - своеобразный показатель. Власти, пусть и нехотя, считаются с недовольством электората.

Что касается нынешней активизации правозащитников, то она, на мой взгляд, не связана с каким-либо ухудшением положения с правами человека. Просто мы хотели бы, чтобы перед принятием в СЕ было проведено как можно больше реформ, были решены застарелые проблемы в области прав человека, так как опасаемся, что после принятия в СЕ Азербайджан выпадет из фокуса интереса этой международной организации.

Кроме того, по ряду вопросов наметилась консолидация местных правозащитников. Это тоже прибавило веса их заявлениям.

- Кстати говоря, можно ли расценивать введение ограничений на телетрансляцию как нарушение права на информацию. И не может ли этим кто-нибудь воспользоваться и заявить о нарушении прав человека?

- Безусловно, прекращение трансляции официальных телеканалов, которые получают дотации из государственного бюджета, - это внутреннее дело государственной телерадиокомпании. Но ведь прекращены передачи и независимых, и даже иностранных телестанций!

Это можно расценивать лишь как попытку администрирования независимыми средствами массовой информации. Если не получается прикрыть телестанцию под предлогом “противоречия менталитету” или “аморальности” - можно просто выключить рубильник. Мне трудно объяснить, почему журналистская братия и оппозиция, которые аллергически реагировали на подозрительные перерывы в трансляции предвыборных речей, тех или иных популярных передач или цензурные “затемнения” на эротических моментах ночных телепрограмм, молчат по этому поводу. Но в конце концов об этом будет сказано вслух и авторитетно международными организациями.

И дело здесь не в том, что кто-то на Западе ждет повода, чтобы покритиковать наши власти. Просто отключение неправительственных телестанций действительно трудно логически объяснить. Ведь ряд районов и организаций все же получает электричество. У кого-то есть телевизоры, питающиеся от аккумуляторов и батарей. Кто-то завтра купит электрогенератор. Да и экономии от отключения дециметрового телепередатчика будет не больше, чем от небольшого ресторана. Так что власти могли бы в этом вопросе пойти навстречу и не подставляться под оправданную критику.

Газ. «Зеркало», 4.02.2000 г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.