суббота, 15 января 2000 г.

«Все за одного»

Правозащитники начали кампанию за освобождение Гаджимурада Сададдинова, осужденного по "делу генералов" на 15 лет лишения свободы

С.АЛИЕВ

Вчерашняя пресс-конференция представителей правозащитных организаций Азербайджана была посвящена судьбе Гаджимурада Сададдинова, обвиненного в измене Родине и других преступлениях против государства. Фактически же, по словам правозащитников, вина его заключается лишь в том, что Гаджимурад являлся шофером ныне покойного генерала В.Мусаева.

По словам директора Института мира и демократии Лейлы Юнусовой, большое значение до сих пор правозащитники придавали громким делам с участием высокопоставленных лиц. Случаи с простыми людьми, волею судьбы вовлеченными в эти процессы, практически не предавались огласке. Поэтому главный принцип новой инициативы "Все за одного” опирается на несколько факторов - заключенный неизвестен широкой общественности, получил высокий срок наказания, а арест, следствие и суд сопровождались нарушениями закона.

В случае с Сададдиновым следствие основывало свои обвинения на том, что он, будучи шофером Мусаева и сопровождая его всюду, мог быть участников заговора. Это предположение послужило причиной ареста и явилось началом противоправных действий правоохранительных органов.

По словам правозащитников, чтобы сломать Сададдинова, полицейские посадили его невесту и ее отца в изолятор, сделав их заложниками и шантажируя этим подследственного. В этот, самый начальный критический период следствия он был лишен адвокатской помощи. Все обвинения против Сададдинова были основаны на показаниях генерала Мусаева, который, однако, на суде официально отказался от своих показаний.

Кроме того, с Сададдиновым не проводилось ни одного следственного эксперимента и ни одной очной ставки с другими подследственными. А во время суда все свидетели обвинения отказались от своих показаний против него, заявив, что дали их под давлением.

Вместо следственного изолятора МВД или МНЬ, Сададдинова как уголовника держали в Управлении по борьбе с организованной преступностью (УБОП). По словам, правозащитников, делалось это потому, что в местах, где есть изоляторы и кабинеты следователей (горотдел и УБОП), легче всего проводить допросы, не фиксируя их в документах. Кроме этого, вышеназванные места славятся своими "специалистами" по выбиванию показаний.

Немалое значение, по мнению директора Правозащитного центра Азербайджана Эльдара Зейналова, в связи с этим делом имеет и вопрос выдачи политических преступников, особенно актуальный у нас сейчас из-за наплыва иранских политэмигрантов.

Дело в том, что Сададдинов на момент ареста находился в городе Махачкале, откуда и был вывезен без предъявления обвинений в машине "скорой помощи”. Сам арест как нельзя лучше характеризует правовое поле СНГ, где нарушаются межгосударственные договора о взаимной правовой помощи. Никто не гарантирован в повторении подобной практики по отношению к гражданам Ирана, нашедшим политубежище в Азербайджане.

Правозащитники, считая арест и приговор Сададдинова необоснованными, будут добиваться его освобождения.

"Мы поставили перед собой задачу на конкретном ярком примере беззакония изобличить систему, ведь то, что произошло с Сададдиновым может произойти с любым из нас” - отметил Э.Зейналов.

Газ. «Зеркало», 15.01.2000 г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.