четверг, 30 сентября 1999 г.

Азербайджан: Положение в местах лишения свободы

Конституция Азербайджана 1995 г. включает обширный раздел “Основные права, свободы и обязанности”. Права задержанных, арестованных и обвиняемых гарантирует ст. 67. Иностранцы и лица без гражданства, согласно ст.69, находятся при этом в равном положении с гражданами Азербайджана.

Уголовный Кодекс (УК), утвержденный законом АР от 8 декабря 1960 г. и действующий с рядом исправлений и дополнений, определяет основания для уголовной ответственности (ст.3), дает понятие преступления (ст.7-19), наказания (ст.20-34), определяет виды наказания и условия освобождения от наказания (ст.35-56).

Условия и сроки содержания подследственных под стражей описывает Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), также утвержденный законом от 8 декабря 1960 г Исправительно-трудовой кодекс (ИТК), утвержденный 23 декабря 1970 г, описывает задачи и порядок исполнения исправительно-трудового законодательства. Последние изменения и дополнения, расширяющие права заключенных и отменяющие устаревшие и унижающие достоинство запреты, были внесены в него в феврале 1997 г.

Кроме того, каждое место лишения свободы имеет свою ведомственную инструкцию, описывающую его внутренний распорядок.

К уголовной ответственности могут привлекаться граждане Азербайджана, а также иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступления на территории республики (ст.3 и 4 УК). Согласно межгосударственным договорам, в Азербайджан для отбытия наказания могут быть переданы его граждане, осужденные в других странах (ст.5 УК), если с этими странами есть соответствующие договоренности (например, с Россией). Не могут привлекаться к уголовной ответственности лица младше 14 лет и дипломаты.

С момента распада СССР пенитенциарные учреждения Азербайджана начали реформироваться. Это связано с отменой такого наказания, как высылка (определенные категории заключенных отбывали наказания в других регионах СССР), а также с гуманизацией содержания заключенных в духе принятых на себя Азербайджаном международных обязательств в области прав человека.

По некоторым данным, после ряда амнистий 1996-98 гг. в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) Азербайджана содержится около 12-15 тыс. заключенных, из которых всего 300 женщин и около 60 несовершеннолетних.

Средний азербайджанский заключенный — это мужчина, осужденный в первый раз на срок от 3 до 10 лет за хищение личного имущества, преступления против личности или незаконный оборот наркотиков.

Согласно официальным данным, в Азербайджане в связи с различными попытками государственных переворотов и другими внутренними конфликтами арестовано примерно 900 человек, из которых около 750 зарегистрированы Правозащитным центром Азербайджана (ПЦА).

В настоящее время места лишения свободы распределены между 5 министерствами и ведомствами: МВД, МНЬБ, МЮ, ОУП, Министерством здравоохранения. Ввиду длительной практики сокрытия ведомственных секретов в советское время, сохраняется определенная настороженность высших чиновников соответствующих органов в отношении возможности общественного контроля над подведомственными им учреждениями.

Места лишения свободы Азербайджана могут быть разделены на места временного содержания, следственные изоляторы и исправительно-трудовые учреждения. Кроме того, с ограничением свободы связано содержание граждан в местах принудительного лечения, в дисциплинарных батальонах Вооруженных Сил, в школах-интернатах.

Особым местом лишения свободы является Гобустанский фильтрационный лагерь (на территории одноименной тюрьмы), где содержатся военнопленные, интернированные гражданские лица и лица, освобожденные из армянского плена. После подавления мятежа в этой тюрьме (7-8 января 1999 г), лиц, задержанных в связи с Карабахским конфликтом, по данным из неофициальных источников, перевели в колонию №10.

По многочисленным свидетельствам местных и международных организаций, а также самих чиновников, места лишения свободы Азербайджана далеки от мировых стандартов. Это обычно связывается, с одной стороны, с различиями в мировой и советской пенитенциарных системах, с другой — с экономическим кризисом и отсутствием финансовых средств, необходимых для перестройки тюремной системы.

В Азербайджане насчитывается 3 следственных изолятора (СИЗО): Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности и Особого управления при президенте. Кроме того, в крупных городах имеются изоляторы временного содержания (ИВС) при городских управлениях полиции.

В качестве основных проблем изоляторов чиновники из МВД отмечают их перегруженность и усугубленные этим обстоятельством и недоеданием болезни заключенных. Соглашаясь с этим, эксперты из числа правозащитников указывают в ряде случаев и на неоказание адекватной медицинской помощи.

После осуждения заключенных обычно переводят для отбытия наказания в ИТУ Исключение составляют случаи, когда осужденных временно оставляют в СИЗО для производства следственных действий или для работы по хозяйственному обслуживанию.

В систему ИТУ Азербайджана входят следующие места лишения свободы “закрытого типа”: 6 исправительно-трудовых колоний общего режима. 3 колонии усиленного режима, 3 колонии строгого режима, 1 колония особого режима, воспитательно-трудовая колония, 1 тюрьма, специализированная больница.

Одна из тюрем, Шушинская, и одна колония (№8, в г.Агдам) находятся в зоне армянской‚ оккупации. В 1994 г начато строительство новой колонии №8.

В число ИТУ входят также учреждения тн. “открытого типа”, т.е. исправительно-трудовые колонии-поселения: 2 для лиц, совершивших преступления по неосторожности, и 6 -— для лиц, переведенных из колоний закрытого типа, а также 10 спецкомендатур для условно осужденных и 11 для условно-досрочно освобожденных.

За исключением ИТУ-5, расположенной в пос.Халадж вблизи г. Али-Байрамлы, почти все исправительно-трудовые колонии концентрируются на Апшеронском полуострове.

По неофициальным данным, наиболее распространенные причины смерти в местах заключения -— туберкулез, сердечные, желудочные болезни, а также физические травмы. Из них особое внимание администрации и медиков привлекает туберкулез, в значительной степени обусловленный социальными условиями (скученность, плохое питание, нарушение санитарных требований). В ЦЛУ постоянно лечатся от туберкулеза около 300 заключенных. Кроме того, в 1998 г. была сдана в эксплуатацию специальная колония для больных туберкулезом (ИТУ-13).

В июле 1997 г. представители МККК и ВОЗ сообщили на пресс-конференции в Баку, что уровень смертности в азербайджанских тюрьмах среди заключенных, болеющих туберкулезом, снизился с 25% до 10%. Программа, начатая с июня 1995 года, охватывает более 400 заключенных, из которых 157 были вылечены, а 50 спасены от смерти. Курс лечения длился 6-9 месяцев и был бесплатным. Однако на протяжении двух лет МККК наблюдает и ряд трудностей в процессе реализации программы: тяжелые условия содержания заключенных, поздняя диагностика и нерегулярное лечение больных.

Из интервью с начальником ГУИСР Айдыном Гасымовым видно, что стратегия борьбы с туберкулезом включает строгую санитарию, удовлетворительное, контролируемое врачами питание, улучшение работы медчастей, увеличение их персонала.

По данным президента независимого Комитета по борьбе со СПИДом “Ихлас” Людмилы Мамедовой, в январе 1997 г в одной из бакинских тюрем от СПИДа умер заключенный мужчина. Перед смертью он провел 4 года в тюрьме, где, возможно, имел контакты с другими заключенными. Ранее умерло еще двое заключенных. Ввиду того, что СПИД не имеет специфической клинической картины, Л.Мамедова не исключает, что с этой болезнью связана высокая смертность от туберкулеза и других хронических заболеваний. В связи с такой возможностью, с 1998 г проводится СПИД-тестирование заключенных.

Сотрудники ПЦА с декабря 1996 г. по декабрь 1998 г посетили 5 колоний: ИТУ-4, ИТУ-5, ИТУ-7, ИТУ-10, ВТК, некоторые из них по нескольку раз. Были также посещены центральная тюремная больница, Гобустанская тюрьма и Баиловская тюрьма (СИЗО №1 МВД).

Эльдар Зейналов,

директор Правозащитного Центра Азербайджана

IWPR, Media Caucasica, №4 (сент. 1999), с. 3-5.




Пять лет со дня убийства Афияддина Джалилова и Шамси Рагимова

Правозащитники никак не успокоятся

Э.ФАХРИ

Вчера исполнилось ровно пять лет со дня двойного убийства в Баку. Тогда были застрелены вице-спикер Милли меджлиса Афияддин Джалилов и начальник Особого управления при аппарате президента (ныне Управление военной контрразведки) Шамси Рагимов

Сразу же возникло предположение об очевидной связи между двумя преступлениями. Тем не менее, раскрытие убийства Шамси Рагимова никак не повлияло на ход расследования по делу об убийстве Афияддина Джалилова. Напомним, что в марте 1996 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда признала убийцей Рагимова бывшего сотрудника отряда полиции особого назначения Эльчина Алиева.

Трое других - бывший начальник отдела пограничных войск Особого управления Тофиг Гасымов, сотрудник ОПОН Фазиль Мухтаров и сотрудник государственной автоинспекции Фазиль Гусейнов были признаны соучастниками преступления.

Все, кроме начальника Отдела охраны Особого управления Эльчина Бехбудова, были осуждены к длительным срокам тюремного заключения. Бехбудова же приговорили к двум годам лишения свободы условно за сокрытие преступления.

На вчерашней пресс-конференции в Ресурс-центре по правам человека, директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов рассказал о пытках и истязаниях, которым подверглись обвиняемые в ходе следствия. По словам Эльдара Зейналова, в ходе следствия около тридцати человек под физическим воздействием признались в убийстве Шамси Рагимова. Из них следствие выбрало наиболее колоритные фигуры.

По мнению правозащитника, ни следствие, ни суд так и не установили мотив преступления. “Судебная коллегия проигнорировала заявления посудимых о пытках, которым они подвергались", - сказал Эльдар Зейналов. Кроме того, директор центра сообщил, что министр безопасности Намик Аббасов недавно выступил с заявлением о том, что в деле об убийстве Шамси Рагимова и Афияддина Джалилова выявлены новые факты, обнародовать которые министерство не торопится.

Подробно о пытках рассказал и Эльчин Бехбудов. По его словам, нападки нанего начались после того, как он в апреле 1995 года отказался от предложения начальника по кадрам Особого управления Расима Вердиева подписать заявление об уходе. Спустя несколько месяцев, а точнее, 21 октября 1995 года, Расим Вердиев отдал распоряжение о суточном аресте Бехбудова. И уже на следующий день его привезли в Главное управление полиции города, где начались кошмары.

Учитывая эти факты, директор Правозащитного центра высказался за проведение дополнительного расследования по делу об убийстве Шамси Рагимова.

Газ. «Зеркало», 30.09.1999 г.